Государственное устройство. Исландия - унитарное государство, разделенное на 23 административных округа
Исландия - унитарное государство, разделенное на 23 административных округа. Столица и некоторые другие города имеют самостоятельное административное управление. Органами местного управления в городах являются муниципалитеты, избираемые населением. Округами управляют назначаемые центральной властью чиновники.
Действует Конституция 1944 г., согласно которой "Исландия - это республика с парламентской формой правления" (ст.1). Законодательная власть возлагается на парламент и Президента, а исполнительная - на Президента и правительство. Судебная власть осуществляется судами.
Высший законодательный орган страны - парламент, Альтинг, избираемый путем всеобщих выборов по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Реформы избирательного права 1988 г. снизили возрастной ценз до 18 лет. В состав Альтинга входят 63 члена, из которых 21 формирует верхнюю палату и 42 - нижнюю. Ежегодно Альтинг собирается на очередные сессии. Палаты, как правило, заседают раздельно, но некоторые вопросы (к примеру, утверждение бюджета) решаются ими на совместных заседаниях, и в этом случае парламент представляет собой единое целое. Заседания палат, как и объединенного Альтинга, - публичные, если только депутаты не решат провести закрытое заседание. Для рассмотрения наиболее важных вопросов образуются постоянные и временные комиссии палат.
Законодательный процесс в Альтинге распадается на несколько стадий. Законопроект может быть внесен на рассмотрение депутатов постоянной комиссией или правительством. Он должен пройти три чтения в каждой палате и собрать простое большинство голосов. В том случае, когда палаты не могут выработать общего мнения по законопроекту, проводится совместное заседание. Принятый законопроект не позже чем через две недели направляется на подпись Президенту и после его утверждения становится законом. Если Президент откажется утвердить законопроект, он может вступить в силу только в случае одобрения его референдумом.
Исполнительная власть осуществляется Президентом и Кабинетом министров. Президент избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В полномочия Президента входит назначение высших должностных лиц. Он обладает определенными правами в отношении парламента: созывает парламент на сессии и объявляет об их закрытии, может отложить заседания парламента, но не более чем на 2 недели и не чаще чем один раз в год. Президент имеет право распустить Альтинг, после чего не позднее чем через 2 месяца должны быть проведены новые выборы. Статья 28 Конституции закрепляет за Президентом законодательные полномочия: в случае "крайней необходимости" в период между сессиями Президент может издавать нормативные акты, имеющие силу закона, которые должны быть утверждены парламентом. Президент может быть отстранен от должности в случае, если резолюция порицания будет поддержана 2/3 голосов членов парламента и одобрена референдумом. Если референдум отклонит резолюцию, это считается выражением недоверия Альтингу, и он немедленно распускается.
Статья 13 Конституции предусматривает, что Президент исполняет свои обязанности через своих министров - членов Кабинета. Кабинет правительство Исландии - состоит из Премьер-министра и министров, назначаемых Президентом. Правительство определяет общую политическую линию руководства страной. На заседаниях Кабинета обсуждаются проекты новых законов и решаются вопросы, имеющие государственное значение. Кабинет несет ответственность перед Альтингом и в случае вынесения резолюции недоверия должен уйти в отставку. Альтинг также может возбуждать против отдельных министров обвинения в преступных действиях, связанных с осуществлением ими своих служебных обязанностей.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Исландии входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также "северной") правовую семью.
Со времени основания исландского государства (930 г.) большое развитие получила система правовых обычаев, передававшихся из поколения в поколение сначала в устной, а затем в письменной форме. Многие из этих правовых обычаев были изложены в рукописных книгах, составлявшихся с начала XII в. и получивших название "грагас" ("серый гусь" - видимо, по цвету переплета). Некоторые из позднейших сборников исландских правовых обычаев, в частности весьма подробные "кодексы" 1235 и 1271 гг., служат ныне важным источником изучения средневекового права. После подчинения Исландии власти норвежских королей в 60-х гг. XIII в. дважды были изданы сборники законов для Исландии (1271 и 1281 гг.), однако местные жители сопротивлялись их применению, и на протяжении последующих столетий норвежские законы постепенно утратили силу и были заменены рядом законов, наряду с которыми продолжали действовать правовые обычаи, записанные в "грагас". В ходе исторического развития Исландия смогла сохранить свою самостоятельную правовую систему, хотя до 1874 г. на ее территории одновременно действовали норвежские, а затем и датские законы (с 1381 г. Исландия вместе с Норвегией оказалась под властью Дании).
Нынешняя система источников исландского права включает Конституцию 1944 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и ряд законов, которыми регулируется большинство крупных правовых институтов. При этом сохраняют силу и отдельные законы, изданные в свое время датскими и норвежскими королями, хотя реальная сфера их применения ныне весьма мала. Президент страны может издавать временные законы, действующие в период между сессиями Альтинга. Известное развитие получила система делегированного законодательства, которое осуществляется либо в распоряжениях министров, либо в постановлениях местных властей.
Важным источником права служат также правовые обычаи, нередко весьма древнего происхождения, собранные в "грагас", и в особенности судебные прецеденты, среди которых первостепенное значение имеют акты Верховного суда, публикуемые в ежегодных сборниках. В качестве одного из источников права исландские суды могут использовать и "общие принципы права" с обязательным учетом особенностей конкретного дела.
Упорядочению исландского законодательства в существенной мере способствуют предпринимаемые Министерством юстиции каждые десять лет публикации всех действующих на данный момент законов.
Научные исследования в области права ведутся главным образом на юридическом факультете Исландского университета в Рейкьявике.