Происхождение гос-ва (совр трактовки)
На сегодняшний день можно выделить, как представляется, три основных теории происхождения государства: кризисную, дуалистическую и специализации. Согласно кризисной теории (ее автором является проф. А. Б. Венгров) государство возникает как итог так называемой неолитической революции – перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход по мнению А. Б. Венгрова был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тыс. лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях. Дуалистическая теория (ее авторами являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин) тоже связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории она говорит о двух путях возникновения государства – восточном (азиатском) и западном (европейском). При этом восточный путь возникновения государства рассматривается как универсальный, поскольку считается характерным для государств Азии, Африки и Америки, а западный – как уникальный, ибо присущ только европейским государствам. Главная особенность восточного пути возникновения государства видится авторам дуалистической теории в том, что государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зонах поливного земледелия (а именно там возникали первые государства) существовала потребность в строительстве сложных ирригационных сооружений. Это требовало централизованного управления и создания специального аппарата, т.е. органов, должностных лиц, которые бы это управление осуществляли. Органы общественного управления и соответствующие должности создавались для выполнения и некоторых других функций (например, для управления особыми резервными фондами, отправления культов и т.д.). Постепенно должностные лица, выполнявшие функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата. Для западного пути возникновения государства характерным считается то, что ведущим государствообразующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства. Теория специализации (ее автор – проф. Т. В. Кашанина), также не отвергая значения неолитической революции в образовании государства, акцентирует внимание на том, что государство есть результат политической специализации, т.е. специализации в управленческой сфере. По мнению автора этой теории закон специализации – это закон развития окружающего мира. Специализация присуща как биологическому, так и социальному миру. Частной формой проявления данного закона является разделение труда, которое возникло сначала в экономической, а затем и в политической, управленческой сфере. Экономическая специализация заложила материальную основу для возникновения и постепенного развития политической специализации, которая и привела, в конечном счете, к возникновению государства.
Основу расовой теориисоставляет постулат о том, что люди вследствие их физической и
психической неравноценности образуют высшие и низшие расы.Высшая раса является
создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не
способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и
создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации,
поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации.
Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816-1882) (Франция) и немецкий
философ Ф. Ницше (1844-1900). Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует
вражду между народами.
Органическая теорияполучила наибольшую известность в XIX столетии. Ее ведущим
представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820-1903), который в своей работе
"Основание социологии" использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни
существ, сопоставлял организацию и функционирование общества и биологических организмов,
выясняя их сходство и различия. В результате такого сопоставления он обнаружил некоторые
закономерности, в частности, общество, как и живой организм подвержено стадийности развития,
например переход от простого к сложному. Это усложнение Г. Спенсер видел в объединении
людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и др. Само же
общество функционирует подобно человеческому организму, человеческому телу, но имеются
пределы биологизации общества. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер
исходил из теории насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными
племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества,
возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество
достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.
По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и
совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет,
дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть есть
средство для достижения людских целей.
Органической теории происхождения государства придерживались также швейцарский юрист И.
Блунчли (1808-1881) и французский социолог Р. Вормс (1869-1926).
Органическая теория подвергалась критике дореволюционным русским юристом Е. Трубецким
(1863-1920), по мнению которого биологические законы нельзя абсолютизировать, но необходимо
учитывать при изучении общества и государства.
Истоки психологической теориибыли заложены еще в Древнем Риме. Как полагал Цицерон (106-
43 до н.э.), люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе.
Психологическое объяснение причин возникновения государства давал и Н. Макиавелли (1469-
1527). Он исходил из того, что образование и устройство государства является "актом единичной,
властвующей над государством воли".
Но родоначальником психологической теории по праву считается проф. Петербургского
университета Л.И. Петражицкий (1867-1931). Он объяснял появление государства особыми
свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому
можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни.
Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниямилюдей, а не
материальными условиями жизни. Без правовых переживаний людей невозможно существование
устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причинами возникновения
государства Л.И. Петражицкий считал определенное состояние психики людей: постоянная
зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед
магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой
люди подчиняются добровольно.
Эту теорию разделяли английский ученый Д. Фрэзер (1854-1941), австрийский ученый '33. Фрейд
(1856-1939), в дореволюционной России - Н.М. Коркунов (1853-1904), Ф.Ф. Кокошкин (1871-1918),
а в советское время - проф. М.А. Рейснер (1868-1928).
Оценивая данную теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности
эмоциональное восприятие ими государственно-правовой действительности, безусловно, имеет
важное значение, но не является решающим в вопросе происхождения государства.
Создателем теории инцесты(кровосмешения) является французский социолог и этнограф Клод
Леви-Строс (род. 1908 г.). По его мнению, исходным социальным фактором в выделении человека
из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший
в первобытном обществе запрет инцесты, особенно на этапе развитого состояния родовой общины,
когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Для
реализации этого запрета необходимо было создание специальных органов внутри родовой
общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем,
кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти
контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации.
Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет
кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старейшин,
и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных контролирующих органов не
было необходимости.Ирригационная, или гидравлическая, теорияпроисхождения государства в наиболее
систематизированном виде была изложена немецким ученым К. Витфогелем в сочинении
"Восточный деспотизм". Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди
постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические
сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной
организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным
строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными
служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал
ирригационный фактор.
Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь также проводились
обширные гидравлические работы, содержались в порядке сооружения, распределялась вода,
ремонтировались ирригационные устройства и т.д. Это могли делать люди, обладающие
специальными навыками, т.е. специальные управленцы-чиновники.
По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах.
Действительно, такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и
организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, обладавшие подобными
возможностями и качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои
организационные навыки на других работах (например, при обработке земли), поэтому могли
переориентировать свои усилия на строительство ирригационных сооружений. Вместе с тем
данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения
государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре. Спортивная теория Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции. Диффузная теорияАвтор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio - распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни. Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы - когда и почему государство появилось впервые.