Сущность и система ТОС
Конституция ПМР в ст. 7, рассматривает ТОС, как одно из форм местного самоуправления. ТОС, по сути, смешанная форма участия населения в местном самоуправлении, осуществляемая как непосредственно, так и с помощью представительства.
Территориальная общественная самоуправление может осуществляться на территории микрорайона, жилищного комплекса, села, поселка, улицы, квартала, многоквартирного дома, подъезда многоквартирного жилого дома, на иных частях территорий муниципального образования.
Из положений следует возможность многообразия форм ТОС, причем вопрос о конкретных его органах и формах решается на уровне самого муниципального образования.
Территориальная общественная самоуправление в ПМР – это самоорганизация граждан по месту их жительства, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив и решения вопрос местного значения, но на ограниченной территории.
Органы ТОС создаются на основе добровольного волеизъявления граждан по их инициативе, либо по инициативе местного совета народных депутатов. Границы территорий в рамках которых действует ТОС, также устанавливаются местным советом народных депутатов, исходя из социальной и экономической целостности территорий с учетом предложений населения, общественных организаций и трудовых коллективов. Органы ТОС осуществляют свою деятельность в тесной связи с местными советами народных депутатов, депутатами, отдельными органами советов, общественными организациями, трудовыми коллективами.
Совет народных депутатов осуществляет и координацию деятельности органов ТОС. В тоже время ТОС, не должно заменять местное самоуправление, муниципальное самоуправление. Деятельность ТОС (необязательна) носит общественный характер, в то время как муниципальное самоуправление, это властное деятельность имеющая юридическое значение и правовые последствия. Исходя из положений Конституции ПМР и сущности данных институтов местное самоуправления обязательный институт государства, ТОС – добровольный необязательный. Участие в осуществлении местного самоуправления неравнозначна в территориальном общественном управлении в ТОС так, как участие в ТОС предполагает активность населения отдельных микро-территорий муниципального образования. Кроме того, территориальное общественное самоуправление по сути функционирует под контролем органов местного самоуправления, что определено законом.
Признаки территориального общественного самоуправления в ПМР:
1. Самодеятельность граждан.
2. Форма самоорганизация и готовности к самоуправлению, это условие для осуществление местного самоуправления в целом.
3. ТОС – это система органов и средств управления, которая должна быть дееспособной.
4. ТОС – наиболее эффективная форма участия населения в решение вопросов местного значения.
5. ТОС – это форма общественного управления, реализуемая на основе конституционной свободы объединений.
Органы ТОС избираются голосованием на собраниях (сходах) граждан, либо собраниях уполномоченных лиц, обычно на срок полномочий местного совета народных депутатов, можно и на иной срок.
Правом голоса на собраниях и конференциях по выборам ТОС пользуются граждане достигшие 18-летнего возраста и проживающие на данной территории. Собрания и конференции по выборам органов ТОС правомочны, если в них принимают участие не менее половины жителей территорий, а если это собрания уполномоченных представителей, должно участвовать не мене 2/3, для принятия решений необходимо принять большинство голосов.
Структура, порядок работы и численный состав органов ТОС устанавливаются собранием, сходом или конференцией. Кандидаты в органы ТОС могут выдвигаться самими жителями, местными советами народных депутатов, трудовыми коллективами, общественными организациями и другими объединениями граждан, а также путем самовыдвижения.
Таким образом, к исключительным полномочиям собраний, конференций, сходов граждан, осуществляющих территориальное общественное управление относится:
1. Установление структуры органов ТОС.
2. Принятие устава ТОС, внесение изменений и дополнений.
3. Избрание органов ТОС.
4. Определение основных направлений деятельности ТОС.
5. Утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета об ее исполнения.
6. Рассмотрение и утверждение отчета о деятельности органах ТОС. 4
Органы ТОС могут иметь статус юридического лица, они вправе осуществлять эконмическую хозяйственную деятельность, располагать собственными финансовыми ресурсами, защищать собственные интересы в суде. Для получения статуса юридического лица органы ТОС должны быть зарегистрированы.
Законодательство ПМР устанавливает круг вопросов, решаемых территориальным общественным самоуправлением. К вопросам местной жизни определяющих вопросы ТОС отнесены:
1. Реализация добровольно взятых на себя обязательств по охране окружающей среды, благоустройству территорий, строительству и эксплуатации жилищного фонда, и объектов социальной сферы.
2. Осуществление работы по организации досуга населения, воспитанию детей и молодежи, охране правопорядке, защите прав потребителей товаров и услуг, содействию в благотворительности и милосердию.