Ортодоксальный иудаизм. Для традиционного, или ортодоксального еврейства авторитет Откровения непререкаем

Для традиционного, или ортодоксального еврейства авторитет Откровения непререкаем. Согласно ортодоксальному иудаизму Бог есть дух, не имеющий определенной формы. Он — Личность. Он —всемогущ, всеведущ, вездесущ, вечен и способен сочувствовать. Человечество нравственно нейтрально и обладает склонностью как к добру, так и ко злу. Человек может преодолеть свои греховные наклонности и достичь совершенства через соблюдение Закона. Закон (Галаха) — основа иудаизма. Он непреложен и придает жизни порядок и смысл. Жизнь, всецело посвященная Галахе, приближает человека к Богу.

Человек грешит, нарушая предписания Закона. Нет понятия «первородный грех». Покаяние (вера в милость Божью), молитва и исполнение Закона являются обязательным условием надлежащих отношений с Богом. «Спасение» не считается иудейским понятием, поскольку иудейский народ уже имеет особое положение перед Богом.

Согласно ортодоксам, Мессия — это человек, а не Бог. Он восстановит еврейское царство и будет праведно царствовать над всей землей. Он совершит суд и исправит все зло. Жизнь после смерти представляется как телесное воскресение. Праведные будут вечно жить с Богом в «грядущем мире». Неправедных ждут страдания, но их окончательная судьба неоднозначна.

Домом молитвы и обучения является Синагога; ее социальные функции незначительны. Все молитвы произносятся на древнееврейском языке. Мужчины и женщины сидят раздельно. Служители обращены лицом в ту же сторону, что и собравшиеся (источник).

Ортодоксальный иудаизм дробится на множество независимых, иногда конкурирующих религиозных организаций, объединенных идеей сохранения традиции и противостояния попыткам ее модернизации.

Караимы.Последователи этого движения отрицают абсолютный авторитет Талмуда и его установлений, противопоставляя ему Письменную Тору, что отражено в названии движения: слово караим означает "читающие [Писание]". Во времена гаонов, в IX - X вв., движение караимов стало широко распространенным и авторитетным в крупнейших центрах еврейской культуры на Ближнем Востоке и в Сев. Африке; караимы создали обширную научную и теологическую литературу, в том числе первые грамматики "святого языка".

Религиозные законы караимов несколько отличны. Это касается таких важных вещей, как календарь, законы субботы, диетарные запреты. Однако даже эти различия в религиозных практиках не выходят за рамки возможных различий между еврейскими общинами, убежденными, что они строго следуют еврейскому закону - Галахе. Гораздо важнее самосознание караимов, их убежденность в том, что они следуют правильному еврейскому закону.

Хасидизм так же, как и караимство, находился в оппозиции к талмудической учености. Однако в отличие от караимов, противопоставивших Талмуду - Писание, хасидизм опирался на каббалу, на философско-мистическую - параллельную и отчасти альтернативную талмудической - линию еврейской литературы.

Парадоксальным образом принципиальная открытость Талмуда делала его недоступным для "простых" евреев и приводила к расслоению общества, тогда как подчеркнутый эзотеризм каббалы сделал возможной демократизацию еврейской религии, осуществленную ранним хасидизмом, проложил альтернативный, опирающийся не столько на интеллект, сколько на сферу эмоций путь служения Богу.

Основателем хасидизма является р. Исраэль Баал Шем Тов (сокращенно - Бешт), начавший свою проповедь в середине XVIII в. в Подолии, в местечке Меджибож. Прозвище баал шем (чудотворец, знахарь; дословно: знающий Имя), с добавлением тов (т.е. добрый) свидетельствует о первоначальном восприятии Бешта еврейской общиной.

Хаскала и ортодоксия. Начало Хаскалы (еврейского Просвещения) связано с именем берлинского философа и писателя Моисея Мендельсона. Просветители (маскилы) стремились реформировать иудаизм и систему традиционного образования, очистить древнееврейский язык от средневековых напластований, дать евреям современные научные знания. Все это должно было стать средством нравственного преобразования евреев, в массе своей не умеющих, по мнению просветителей, отличать главное от второстепенного, общие этические принципы - от темных суеверий, детали ритуала - от их смысла.

Все эти "недостатки" просветители связывали с Талмудом, точнее - с его "неправильными" толкованиями, даваемыми необразованными раввинами. Особое негодование просветителей вызывало отсутствие в иудаизме религиозной иерархии, способной контролировать местных раввинов и устанавливать общие для всех религиозные истины.

Идеология ортодоксального иудаизма, сформировавшаяся к концу XIX в., имела свои основания в хасидизме и в литовских (миснагедских) ешивах, создавших независимые от местных общин и межличностных связей сообщества своих приверженцев. Ортодоксальный иудаизм в некотором смысле обобщает и объединяет эти движения, избирая своим главным символом Галаху, еврейский закон. "Несущие знамя Галахи" включаются в более или менее сложную иерархию в рамках своей организации (хасидского, литовского или иного толка), которая может объединять более чем одну общину.

Реформистский иудаизм

Реформистское движение возникло в XIX в., в Германии, на волне Хаскалы и получило широкое распространение в США. В России реформизм не пользовался популярностью вплоть до самого последнего времени, когда при поддержке американских организаций стали появляться общины реформистского (или "прогрессивного") иудаизма.

Реформизм является попыткой сконструировать еврейскую религию на основании научной критики традиции и веяний времени. В соответствии с последними его облик претерпевал существенные изменения. Приверженцы реформистского иудаизма не считают, что Тора получена в результате Откровения. Они признают, что истина в Торе содержится, а Тора богодухновенна и достоверна в той мере, в какой она согласуется с разумом и опытом.

Библия — человеческий документ, хранящий сведения об истории, культуре, мифах и чаяниях народа. Библия имеет ценность как источник нравственных и этических ценностей. Откровение же — непрерывный процесс. Допустимо широкое толкование понятия Бога, которое оставляет место для целого ряда взглядов — от мистицизма до религиозного гуманизма.

Человечество невинно по своей природе. Человек может реализовать заложенный в нем потенциал через образование и развитие. Закон — это непрерывно развивающийся религиозный кодекс, применимый к любому времени. Считается, что в случае противоречия религиозных обрядов справедливым требованиям общества обряды следует изменить. Нет понятия «первородный грех». Грех рассмативается как болезнь общества. Часто считается, что в человеке есть «божественная искра». И «Спасение» достигается путем улучшения себя и общества.

Вере в Мессию как человека или Бога реформаторский иудаизм предпочитает веру в эпоху Утопии, к которой движется человечество. Иногда эту эпоху называют «мессианским веком». В целом идея о жизни после смерти чужда реформаторскому иудаизму. Человек продолжает жить в своих делах или в памяти других людей. Некоторые под влиянием восточных мистических учений верят, что все души умерших сольются в одну большую безличную жизненную силу.

Синагога именуется храмом. Служба обновлена и сокращена. Используется как древнееврейский, так и родной язык собравшихся. Мужчины и женщины сидят вместе. Используются хоровое пение и органная музыка. Все реформистские движения, в отличие от всех ортодоксальных, допускают возможность для женщины стать раввином (источник).

Наши рекомендации