Билет49 семья традиционного права
Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра‑Леоне, Гамбию, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из‑за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Африканский обычай значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, так как естественное и сверхъестественное, т. е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.
Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права – идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право какого‑либо индивида на что‑либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.
В соответствии с африканским обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.
Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе.
Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права – семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.
В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других – временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию, поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ.
Билет50 правовая культура и правосознание
Правовая культура
Под правовой культурой следует понимать обусловленное социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне развития правовых и иных имеющих юридическое значение текстов, в уровне правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также в степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом.
Структурирование правовой культуры имеет важное значение для изучения данного явления, так как характеристика каждого элемента правовой культуры позволяет глубже раскрыть ее сущность.
Элементами правовой культуры являются тексты, деятельность, сознание и субъект, взятые с учетом уровня их развития. Эти элементы, в свою очередь, состоят из нескольких компонентов.
1. Правовые тексты:
А) нормативно-правовые акты и интерпретационные акты;
Б) индивидуальные акты-документы;
В) научная юридическая литература и другие.
2. Правовая деятельность:
А) теоретическая (продуктивная – научная, репродуктивная – учебная);
Б) практическая ( правотворческая, правореализация, правоприменение).
3. Правовое сознание:
А) правовая психология;
Б) правовая идеология.
4. Субъект:
А) общества;
Б) социальных групп;
В) индивидов.
Правовая культура, являясь показателем уровня развития правовой действительности, выполняет ряд значимых функций.
Познавательная функция. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
Аксиологическая функция проявляет свое действие через отражение в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании индивидов и их поступках, в социальных институтах и т.д.
Ведущая функция правовой культуры – регулятивная функция. Ее задача обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.
Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др. Данная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и, заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.
Прогностическая функцияправовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д.,
Также существует интегративная функция правовой культуры, которая заключается в объединении всех социальных слоев, классов и наций на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.
Исследуя правовую культуру необходимо сосредоточить внимание на уровнях и формах правовой культуры.
Для обыденного уровня не свойственны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Обыденная правовая культура проявляется в повседневной жизни индивидов при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Несмотря на то, что данный уровень является низшим, его значение нельзя преуменьшать, так как большинство членов общества находятся на обыденном уровне правовой культуры, потому что не имеют юридического образования;
Профессиональный уровень характерен для лиц, профессионально занимающихся правовой деятельностью. Для данного уровня свойственен более высокий уровень знания и понимания правовых вопросов, целей, задач, а также профессионального поведения. Профессиональная правовая культура представляет собой глубокие, формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности.
Теоретический уровень представляет собой знания о сущности и характере взаимодействия правовых явлений, механизме правового. Этот уровень характерен для ученых, юристов, социологов.
Уровни правовой культуры не взаимоисключающие друг друга. Один и тот же субъект может находиться сразу на нескольких уровнях правовой культуры.
Существуют разнообразные формы правовой культуры, классифицирующиеся по субъекту-носителю.
Правовая культура классифицируется на правовую культуру личности, группы и общества. Особенный вид групповой и индивидуальной правовой культуры представляет собой правовая культура юристов.
Правосознание.
Правосознание — это форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценок, представлений, настроений, чувств данного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установление правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо общества.
Структура правовой культуры:
Правовая психология – это особенная форма общественной психологии, включающая в себя все формы отражения действительности: воля, чувства, мысли. Она построена на отношении к правовым явлениям. Это отношение результат не только индивидуального познания и переосмысливания личностью правовых фактов, но и результат взаимодействия и взаимовлияния людей в больших и малых социальных группах. Правовая психология отражает отношения, которые наиболее непосредственно примыкают к условиям жизни ее носителей, поэтому правовая психология носит несколько ограниченный характер.
Правовая идеология – это система правовых идей, выражающих интересы и потребности общества, соц. групп. Правовая идеология содержит в себе научное выражение правовых принципов, а также правовых требований и взглядов общества, различных социальных групп и индивида. Научный характер правовой идеологии тесно связывает ее с правовой наукой в целом. Правовая идеология является устойчивым правовым явлением, это связано с потребностью в обществе в специалистах-юристах и в совершенном, обхватывающем общественно важные отношения законодательстве.