Юридические свойства Конституции
Конституцию как нормативный правовой акт ото всех иных нормативных актов отличают такие черты как: особый субъект, установивший Конституцию; учредительный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации; особые юридические свойства.
Среди юридических свойств Конституции необходимо отметить следующие:
1. Высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России. Высшая юридическая сила, характеризуя место Конституции в иерархии нормативных правовых актов, означает, что ни один нормативный акт не должен противоречить Конституции.
Согласно ст. 15 Конституции она имеет прямое действие. Прямое действие конституционных норм означает, что для их реализации не требуется никакого дополнительного разъяснения и норма Конституции может быть применена в конкретном деле непосредственно.
2. Верховенство Конституции, являющееся более широким понятием, чем высшая юридическая сила, означает, что Конституции подчинены не только нормативные акты, но и само государство. В этом выражается стремление к построению правового государства, в котором главным является не президент, не парламент, не иные институты, а именно Конституция и все должны действовать в установленных ею рамках.
3. Конституция является ядром правовой системы России. Сама Конституция устанавливает порядок принятия законов, их юридическую силу и др.
4. Особая охрана Конституции, в которой задействована вся система органов государственной власти. Одним из механизмов охраны Конституции является институт конституционно-правовой ответственности, рассмотренный в пятом вопросе первой темы.
5. Усложненный порядок пересмотра Конституции и внесения поправок.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить только:
1. Президент Российской Федерации;
2. Совет Федерации;
3. Государственная Дума;
4. Правительство Российской Федерации;
5. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр Конституции – это принятие новой Конституции. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с Федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (на данный момент такой Федеральный конституционный закон не принят).
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Поправки к Конституции допускаются только в отношении глав с 3 по 8 Конституции и принимаются в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона (поправки считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от общего количества депутатов Государственной Думы и они были одобрены не менее трех четвертых от общего количества членов Совета Федерации) и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
До 2008 года в Конституцию поправки не вносились. Однако с 2008 года и по настоящее время приняты поправки увеличивающие срок полномочий Президента, депутатов Государственной Думы, упраздняющие Высший Арбитражный Суд, меняющие порядок формирования Совета Федерации.
Изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции вносятся Президентом России. Сама Конституция не определяет, что изменения в статью 65 Конституции вносит Президент. Однако этот пробел был восполнен актом толкования Конституции Конституционным Судом, рассудившим, что если Президент является главой государства и гарантом Конституции, то именно он и должен вносить изменения в эту статью.
Следует подчеркнуть, что Президент не может менять статус субъекта Федерации. Это происходит по взаимному согласию самого субъекта и Федерации на основе Федерального конституционного закона. Президент лишь вносит в текст Конституции то, что фактически уже изменилось, в отличие от поправок к Конституции, которые вносят новые нормы, порождающие в дальнейшем изменение правоотношений. Именно поэтому процедура внесения поправок достаточно сложная, а изменение статьи 65 Конституции простое.