Участие работников в управлении организацией и его основные формы

Право работников на участие в управлении организацией (предприятием, учреждением) в предусмотренных законом формах согласно ст. 2 ТК является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Это право может быть реализовано каждым работником в индивидуальной форме, например путем внесения предложений об устранении имеющихся недостатков в производственной деятельности организации, либо в коллективной форме – через участие коллектива работников в лице профсоюзной организаций или иных представителей в принятии управленческих решений, затрагивающих существенные интересы работников

Наряду с ТК это право регулируется также иными федеральными законами, нормативными правовыми актами, а также учредительными документами организации, например уставами, специальными локальными нормативными актами, которые принимаются в соответствии со ст. 8 ТК. Вопросы участия работников в управлении организацией включаются и в коллективные договоры.

В основе становления и развития этого правового института лежат положения, закрепленные в международно-правовых актах о правах человека, а также в конвенциях и рекомендациях МОТ. Это – Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам», Рекомендация № 94 «О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия», Рекомендация № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятиях», Конвенция № 135 и Рекомендация № 143 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях», в которых предусматриваются различные меры по обеспечению работникам участия в управлении предприятиями. В частности,, в Рекомендации МОТ № 129 особо обращается внимание на значимость установления связей между администрацией и трудящимися на предприятии. Поэтому в них предусматривается, что предприниматели и их организации, а также трудящиеся и их организации должны в своих общих интересах признать важность атмосферы взаимоотношения и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для чаяний трудящихся.

В Трудовом кодексе РФ предусмотрен достаточно широкий перечень основных форм участия работников в управлении организацией (ст. 53).

Анализ содержания этих форм, перечисленных в ч. 1 ст. 53 ТК, свидетельствует, что они касаются широкого круга организационно-производственных вопросов, перечисленных в ТК РФ и коллективных договорах, и которые должны реализовываться с учетом мнения представительного органа работников организации.

Так, учет мнения представительного органа работников предусмотрен при приеме работодателем следующих решений:

- об отмене режима неполного рабочего времени ст. 73 ТК РФ;

- при расторжении трудового договора по ч. 2 ст. 82 ТК РФ[109];

- о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ст. 99 ТК РФ;

- о составлении графиков сменности (ст. 103 ТК РФ);

- о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 105 ТК РФ);

- о привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 4 ст. 113 ТК РФ;

- об утверждении графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);

- о введении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе о повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ч. 2 ст. 135 ТК РФ);

- об утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ(;

- об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (с. 144 ТК РФ);

- об установлении конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

- об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

- о применении систем нормирования труда, определенных работодателем (ст. 159 ТК РФ);

- о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

- о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180 ТК РФ);

- об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК РФ);

- об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ);

- об утверждении инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ);

-об увеличении продолжительной вахты до 3-х месяцев (ст. 299 ТК РФ);

- об утверждении графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ) и некоторых других.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя регулируется соответственно ст.ст. 372 и 373 ТК РФ.

Нарушение установленной процедуры принятия локальных нормативных актов организации может привести к признанию их недействительными или отмене органами государственной инспекции труда или в судебном порядке.

Важное практическое значение имеют такие формы участия работников как проведение ими консультаций с работодателями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Особенно это необходимо в ходе ведения коллективных переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров, что позволяет выдвигать для включения в акты социального партнерства обоснованных взаимных обязательств. Представляя работников, профсоюзы в ходе единой переговорной компании должны сосредоточить внимание на выдвижении таких требований относительно условий труда и его оплаты, которые обеспечивают им достойный образ жизни. Успех переговоров во многом определяется четкостью выдвигаемых требований – предложений и умением их отстаивать в течение переговорного процесса. Поэтому профсоюзы должны владеть необходимой информацией. Им предоставляется возможность запросить информацию у социальных партнеров.

В части 3 статьи 53 ТК отдельно выделены вопросы, по которым представители работников имеют право, и следовательно, работодатели обязаны дать информацию. Это весьма важные и разнообразные вопросы, касающиеся внутренней жизни и деятельности организации, по которым представители работников имеют право вносить свои предложения в органы управления организацией и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите общую международно-правовую характеристику регулирования социально-партнерских отношений в конвенциях и рекомендациях МОТ (Международной организации труда).

2. Раскройте понятие «социальное партнерство».

3. Какова система, уровни социального партнерства?

4. Перечислите формы социального партнерства.

5. Раскройте содержание принципов социального партнерства?

6. Кто может являться представителями работников и работодателей в качестве социальных партнеров?

7. Назовите органы социального партнерства?

8. Раскройте понятие и назначение коллективных переговоров в сфере социально-трудовых отношений и их правовые формы.

9. Раскройте понятие и значение коллективного договора. Сфера его заключения.

10. Какова организация коллективных переговоров.

11. Раскройте продеру урегулирования разногласий, возникших в ходе переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения.

12. Назовите содержание и структуру коллективного договора, классификацию коллективно-договорных условий и ее практическое значение.

13. Раскройте соотношение коллективно-договорных трудовых норм с нормами, установленными в законах и иных нормативных правовых актах, их значение и правовые последствия их нарушений.

14. Какого действие коллективного договора и случаи его сохранения при изменении правового статуса организации.

15. Опишите регистрацию коллективного договора, соглашения.

16. Раскройте ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

17. Назовите понятие, стороны и виды соглашений в сфере социального партнерства.

18. Раскройте содержание и структуру соглашения, сроки его заключения, круг субъектов, на которых распространяется соглашение.

19. Опишите процедуру присоединения работодателей, не участвовавших в заключении отраслевого соглашения на федеральном уровне. Правовые последствия их отказа от предложенного присоединения.

20. Дайте общую характеристику содержания и значения Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы.

21. Раскройте участие работников в управлении организацией и его основные формы

Наши рекомендации