ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС V век до н.э.( Афины)
1. Рабство как основа производства;рабы-иноземцы.
2. Торговля, превращение в международный торговый центр.
3. Колонизация как возможность избавиться от "излишнего" населения и получения дополнительных ресурсов.
4. Подкармливание свободного гражданства за счет рабов, военной добычи, аграрной периферии.
5. Демократия как форма государственного устройства.
Экономическая мысль периода расцвета рабовладельческого полиса может быть названа скорее описательной. Перикл(около 500 г. до н.э.), который правил Афинами в течение 15 лет воспевал их как рай земной.
Кризис рабовладельческого строя породил теории, направленные на поиск выхода из кризиса.
Рабовладение прошло три основных этапа:
I. Зарождение рабовладельческого строя (противоречия между обществом и рабовладением; противоречия в экономической мысли).
II. Расцвет рабовладения (в экономической мысли никаких сомнений).
III. Кризис (возврат к натуральному хозяйству, натуральному способу производства, попытка смягчить противоречия, поиск путей выхода из кризиса).
В IV в. до н.э. экономическая мысль Греции развивается в новых условиях. Начинается кризис рабовладения:
1. Рабство - социальная опасность.
2. Пауперизация свободного населения (из за торгово-промышленного направления экономики).
3. Неустойчивость экономической системы.
Под влиянием этих факторов формируются вопросы: не вернуться ли к земледелию и натуральному хозяйству? ликвидация рабства невозможна, но как смягчить его противоречия? как увеличить эффективность рабского труда? Наблюдается рецидив натуральнохозяйственной концепции.
КСЕНОФОНТ (444-356 гг. до н.э.), современник Платона. Предшественник Аристотеля. Написал большое количество разнообразных произведений. Экономические взгляды нашли отражение в "Домострое"("Экономикос"), время написания неизвестно. Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило). В силу жизненных условий связан с господствующим классом. Служил персидским деспотам, спартанским царями олигархам, не поладил с афинской демократией, стал ее изгнанником. Его экономическое благополучие покоилось на земельном пожаловании, полученном в награду из рук спартанской олигархии. Свои экономические и политические взгляды изложил наиболее полно в характеристике экономического строя Спарты. В небольшом сочинении "Лакедемонское государство" Ксенофонт дал яркое описание социально-экономического устройства Спарты - программа действий для греческих рабовладельцев:
1. Коллективные формы рабовладения, поскольку они усиливают единство рабовладельческой общины, нейтрализуют противоречия внутри нее.
2. Уравнительность потребления (общий стол).
3. Спартанская система физического воспитания, лагерный режим обязательный для рабовладельцев, строгая дисциплина. (Умалчивая о существовании террористического режима для рабов- криптиях, во время которых молодым спартанцам разрешалось безнаказанно убивать по ночам илотов - рабов, встреченных на дорогах).
В "Домострое" в форме диалога формулировались принципы :
1. Эффективной эксплуатации рабов - хозяину часто приходится увещевать рабов, раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина. Рабов можно сделать послушными едой сверх меры, хотя этот способ и годен лишь для животных, похвалы со стороны хозяина так же действуют на рабов. Кризис рабовладения Ксенофонт пытался смягчить путем смягчения противоречий между хозяином и рабами.
2. Решительно высказывается за натуральное хозяйство, против торгово-промышленного направления экономики. Автор считает, что натуральное хозяйство не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для обогащения.
3. Идеализация сельского хозяйства, противопоставление его ремеслу: "Ремесло задорно, его дурная слава- естественна, оно осуждает человека на сидячий образ жизни (вредный для тела) и лишает людей солнца".
4. Понятие богатства - фонд личного потребления и средство приобретения политических друзей.
5. "Ценность"- есть нечто хорошее" и зависит от полезности вещей. Полезные предметы представляют ценность, вредные - нет.
6. Несмотря на явные симпатии к натуральному хозяйству, Ксенофонт с большим интересом относился к проблеме денег. "Когда приобретено столько утвари, сколько нужно для хозяйства, редко покупают еще"; напротив, денег никто не имеет столько, чтобы не желать их иметь еще больше, и если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он закапывая излишек, получает не меньшее удовольствие, чем если бы он ими пользовался". Отрицать значение денег уже нельзя. Совет Ксенофонта: копить деньги на "черный день", а также для того, чтобы иметь возможность при необходимости расширить свое хозяйство. Итак, деньги - это сокровище, концентрированное богатство, которое всегда можно пустить в ход. Другая функция денег состоит в том , чтобы служить средством обращения. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали резкое осуждение Ксенофонта.