Гражданская война на территории Казахстана (1918 – 1920 гг.), особенности проведения политики «военного коммунизма» в Казахстане
Захват рабоче-крестьянскими Советами власти в центре и на местах с первых дней вызвал вооруженное сопротивление свергнутых классов. Гражданская война стала продолжением борьбы за власть, поэтому четкой грани между революцией и гражданской войной не было. Один из первых очагов гражданской войны в КЗе возник в конце ноября 1917 г. в Оренбурге — административном центре Тургайской области, где атаман Оренбургского казачьего войска Дутов сверг советскую власть и арестовал революционный комитет. Вооруженный центр борьбы с советской властью был и в Семиречье. 1(14) ноября 1917 г. войсковой совет Семиреческого казачьего войска образовал так называемое войсковое правительство. В Верный (ныне Алматы) стекались белогвардейские офицеры и юнкера для борьбы с советской властью. В ноябре 1917 г. образовался очаг контрреволюции в Уральске. Созданное здесь областное войсковое правительство было главным силой белогвардейского контрреволюционного движения в КЗе. К лету 1918 г. гражданская война приняла широкие масштабы в связи с активизацией империалистических государств, которые с целью свержения советской власти объединились с белогвардейцами внутри страны. Их главной ударной силой стал Чехословацкий корпус, созданный до революции из числа чехов и словаков — военнопленных солдат Австро-Венгрии. Части корпуса вместе с внутренней контрреволюцией захватили города Акмолинск, Петропавловск, Атбасар, Кустанай, 11 июня 1918 г. советская власть была свергнута в Семипалатинске.
Летом Уральская, Акмолинская, Семипалатинская области и большая часть Тургайской были захвачены белогвардейцами, они же вторглись со стороны Семипалатинской области и в Семиречье. Борьба за восстановление советской власти в захваченных белогвардейцами районах в основном носила партизанский характер. В Семиречье большая группа сел крестьян-переселенцев с центром в с.Черкасском организовала самооборону. Летом 1918 г. советская власть сохранилась лишь в большей части Семиреченской и Сырдарьинской областей, южных районах Тургайской области и на незначительной территории Букеевской Орды. При помощи чехословацкого корпуса, за которым стояли правительства стран Антанты, в Самаре было создано эсеро-белогвардейское правительство Комуч — комитет Учредительного Собрания, в Омске временное сибирское белогвардейское правительство, возглавляемое адмиралом Колчаком. Атаман Дутов, изгнанный в январе 1918 г., вновь поднял мятеж 3 июля 1918 г., захватил Оренбург, отрезав советский Туркестан от центральной России.
После гражданской войны экономика Казахского края находилась в катастрофическом положении. В 1918 – 1920 годах преобладали военно-административные методы управления народным хозяйством, вся жизнь республики была милитаризирована Основным инструментом экономической политики правительства была продовольственная разверстка — реквизиция излишков сельскохозяйственного производства для нужд армии и пролетарского населения городов.
Подразверстка была одним из компонентов политики “военного коммунизма”, установившейся в годы войны и построенной на распределительном принципе. Игнорирование естественных законов развития экономики и безудержное администрирование привели к настоящей катастрофе в сельском хозяйстве. Резко сократились посевные площади, упала урожайность, валовые сборы зерна в 1921 году по сравнению с довоенным временем упали в 3 раза. В еще более тяжелом положении было животноводство. Казахские районы находились в затяжном кризисе, начавшемся еще во время подавления национально-освободительной войны 1916 года. Постоянные реквизиции скота как со стороны красных, так и со стороны белых, эпизоотии и джуты, вызванные нарушением естественного цикла выпаса скота, в годы войны привели к резкому сокращению его поголовья, почти на 11 миллионов голов, из которых 2 млн. составляли лошади и 6,5 млн. — мелкий рогатый скот. В этот тяжелейший для края момент центральные власти объявили о увеличении продразверстки в Сибири и КЗе. Правительство обязало крестьян сдать в августе 1920 — июне 1921 года чрезвычайный налог в размере 110 млн. пудов, из которых 35 млн. приходилось на Северный КЗ. При этом не учитывалось, что в 1920 году был неурожай, запасов от прошлых лет фактически не было, т. к. регион был в то время зоной ожесточенных боев гражданской войны. Сибирское руководство, зная, что Акмолинская и Семипалатинская области, а также Кустанайский уезд вскоре перейдут под юрисдикцию Казахской автономии, пыталось переложить основную тяжесть разверстки на эти регионы. Так, из 66 млн. пудов задания на 1920 год на одну Семипалатинскую область приходилось 26 млн. пудов, а из одного Кустанайского уезда было вывезено 6 млн. пудов хлеба. Конфисковывались не только излишки, но и необходимое для питания зерно и даже семенной фонд. Хлебная разверстка была наложена и на казахские скотоводческие волости, вынужденные для ее выполнения продавать скот и покупать зерно. К этому добавлялась и мясная разверстка, и другие “чрезвычайные” сборы.