Общественная власть и социальное регулирование в первобытном обществе
Теория государства
ТГП как наука и учебная дисциплина, ее предмет, структура и функции
Предмет ТГП - процесс возникновения, становления и развития государства и права - общие закономерности данного процесса; взаимосвязь государства и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; законодательный процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
Предмет теории государства и права дает ответ на вопрос: что, какую область политической и правовой жизни изучает данная наука. В то же время метод указывает на то, как, каким образом она это делает.
ТГП как учебная дисциплина - общетеоретическая дисциплина о сущности и назначении государства и права, об основных ведущих закономерностях их возникновения и развития.
ТГП как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.
Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике:
1. Онтологическая – функция, которая изучает государственно–правовые явления, исследует их и анализирует;
2. Гносеологическая - функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);
3. Прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;
4. Методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;
5. Эвристическая - функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
6. Идеологическая - функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
Методология теории государства и права. Основные методы изучения государственно-правовых явлений
Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.
Выделяют три группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.
Под общелогическими методами понимают совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. К такого рода методам относят дедукцию и индукцию, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного, абстрагирование.
Общенаучные методы, т.е. способы, при помощи которых предлагается объяснение тех проблем, которые были поставлены: функциональный, структурный, системный, сравнительный, исторический, генетический методы.
Частнонаучные методы, которые не имеют универсального значения: метод различения сферы сущего и должного в праве, специально-юридическое толкование текстов права, различение буквы и духа закона.
Общественная власть и социальное регулирование в первобытном обществе.
На ранних стадиях первобытно – общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
1. Миф, эпос, сказание, предание – фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении.
2. Обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение.
3. Ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер.
4. Религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.
Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям.
Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы». «Моно» – означает единый. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные, как это делается в современном обществе.
Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами, то есть императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.