Особенности общественного движения России XIX в
Во второй половине XIX в. в мире нарастает развитие капиталистических отношений. Более интенсивными становятся связи и контакты между странами. Крепнет мировой рынок, развиваются города, наука и техника. В высокоразвитых странах происходит демократизация общественных структур. Распространяются различные социально-экономические и политические учения, создаются политические партии, возникают I и II Интернационалы.
Россия втягивается в международную экономическую систему. Однако многим мировым процессам XIX в. не соответствовала продолжавшая господствовать в России деспотическая система государственного строя. Это приводило к диспропорции политического и экономического развития России.
В XIX в. Россия была крупнейшей военно-бюрократической державой. Высшие слои дворянства к концу XIX в. уже ничего не давали стране, цепляясь за вековые привилегии и отстраняясь от растущей, но безвластной буржуазии. Выразители интересов самодержавия и консервативных помещиков составляли в России т.н. «охранительное» направление в общественной жизни страны. Им не нужны были буржуазно-демократические ценности Запада.
Опорой самодержавия были не только «верхи», которые имели права и привилегии. Опорой власти одного человека – православного царя в России было многочисленное общинное крестьянство, которое до 1861 г. не имело ни прав, ни личной свободы, в бедах и тяготах не винившее режим самодержавия. Психологии крестьянства были присущи наивный аграрный социализм, примитивная общинная демократия.
Большинство населения России было чуждо ценностям буржуазного благополучия по-европейски.
Ментальность россиян противоречива. Изучить до конца не удавалось никому, но говорить от имени народа брались многие.
Противоречия самодержавных порядков и модернизирующейся экономики, новых социальных отношений, пробуждающихся национальных движений достигают на рубеже XIX-XX вв. небывалого накала. Эти причины повлияли на формирование идейно-политических течений и складывание политических партий.
Необходимость перемен в демократическом направлении развития понимали только в образованных слоях общества.
XIX век породил в России интеллигенцию – слой, не уживавшийся с деспотической властью. Только в XIX в. начинается антисамодержавное движение. Причем из дворянских верхов – декабризм.
До 1861 г. в общественном движении и всей идейной жизни России доминировала дворянская интеллигенция (Пушкин, Чаадаев, декабристы, западники, славянофилы и пр.). Первые промышленники, буржуа о политике не помышляли. Капитализм в России насаждался «сверху» – властью. Экономическая мощь буржуазии в России росла, а ее политическая дееспособность отставала. Русская буржуазия примет участие в общественном движении, вступит в политическую борьбу, выдвинет лидеров, но в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе будет играть ее антагонист – пролетариат со своей радикальной партией, созданной разночинцами, интеллигентами-революционерами.
Важнейшей задачей развития России после 1861 г. оставалась объективная потребность преобразования государственного строя.
Во всех слоях образованных людей России были деятели со своими взглядами на дальнейшее развитие страны.
Общественно-политические направления раскололись на три основные группы:
1. Консервативные силы, которые стремились сохранить самодержавие и не допустить бурных демократических преобразований.
2. Их антипод – революционные силы, делавшие ставку на революцию и утверждение нового строя – социализма, т. е. не буржуазно-демократического.
3. Либеральные силы с ориентиром на постепенные реформы, которые вывели бы Россию на европейский уровень экономического развития и демократии с учетом национальных особенностей, т. е. к буржуазно-демократическим порядкам.
В общественном движении России XIX в. происходили важные события. И парадокс в том, что они для большинства населения оставались незаметны. Наука, просвещение, книгоиздательское дело, публицистика, борьба идей бурлили в узком круге просвещенных по-европейски слоев.
Политические партии в России складывались не изнутри, вырастая из сложившихся классов, а извне классов при помощи интеллигенции.
Увлеченность идеями крестьянского социализма революционной разночинной интеллигенции приводит к появлению народничества. Парадоксальным следствием «хождения в народ» пропагандистов-революционеров, преклонения их перед народом было то, что авторитет образованных людей среди этого народа падал. Народ, принадлежавший другому укладу и типу культуры, увидел в народниках что-то чуждое, ложное, враждебное. Народ хотел защиты, а людей этих не признавал. Народники не смогли повести за собой народ.
В 90-е гг. XIX в. завершился промышленный переворот. В России сформировался пролетариат. Российская революционная интеллигенция увлеклась марксизмом, который повысил уровень российской идейной жизни, выводил революционеров из замкнутости на мировой простор.
Российские марксисты – это социал-демократы.
1. В России первыми сформировались партии самых угнетенных слоев – национальные, социалистические партии – 1890 г. Дашнакцутюн; 1883 г. – Социал-демократическая партия Польши и Литвы; 1897 г. – Бунд; 1889-1903 гг. – РСДРП. Приемники народников – 1901 г. – Эсеры.
2. Центр либеральных сил – Земства. Они формировали течение либералов-конституционалистов. В ходе революции 1905-1907 гг. возникли партии кадетов и «октябристов».
3. Позже всех сплотились партии тех слоев, которые до революции 1905 г. не нуждались в защите своих интересов – монархические, черносотенные партии: «Союз русского народа» и т. п.