Таким образом, сегодня накопились серьезные проблемы, которые создают риск не только для дальнейшего развития, но и для функционирования системы на сегодняшнем уровне
Завтрашние вызовы: риски архаичности и снижения конкурентоспособности
Долгосрочная стратегия не может строиться лишь на решении проблем сегодняшнего дня. Она должна ориентироваться на вызовы завтрашнего дня, встающие перед всеми развитыми странами, на тенденции, которые будут определять глобальную конкурентоспособность России в будущем. Без ориентации на эти тренды мы можем и не заметить, как хорошая система образования станет архаичной. Ниже мы описываем четыре основных глобальных вызова образованию, и то, как на них отвечает российская система образования и социализации сегодня.
Кризис традиционной модели детства
Это первый и наиболее значимый вызов. Взросление происходит в изменившихся условиях, дети и родители имеют существенно различающиеся опыт и переживания, поэтому модель взрослости, предлагаемая родителями, не во всем подходит для детей. Разрушаются и привычные механизмы семейного воспитания. Сегодняшняя семья дает родителям больше возможностей строить свою карьеру (уход за детьми с помощью платных профессионалов), не длить неудачный брак, жить с сегодняшним партнером, соединяя детей от разных браков и т.д. Таким образом, привычные механизмы взросления переживают эрозию.
Традиционная школа, которая опиралась на старые механизмы взросления, вынуждена искать новые опоры. Отвечая на этот вызов, школьные системы в различных странах строят специфические для каждой возрастной ступени механизмы воспитания и обучения, моделируют механизмы возрастных переходов со ступени на ступень. Все больше распространяются модели отдельных начальных и старших школ. Школы уделяют все большее внимание инициативе самих учащихся, стимулируют ее и создают условия для внеурочной деятельности, в том числе в разновозрастных группах.
Этот вызов также требует переоформления отношений школы и семьи, создания специальных инструментов взаимодействия с семьями, которые раньше функционировали как социально-естественные. Во-первых, выделяются семьи, в которых нет достаточного социального и культурного капитала для поддержки развития детей, для них создаются специальные курсы по повышению родительской компетентности, им оказывается индивидуальная поддержка. Во-вторых, выделяются наиболее активные и компетентные семьи, которые привлекаются к управлению школами вплоть до их прямого участия в обновлении образовательного процесса. В-третьих, отвечая на потребность присмотра за детьми, все более распространяется модель «школы полного дня». В России эти формы деятельности пока находятся на периферии внимания системы образования.
Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию
Основой массового характера формального образования в XX веке была скудость каналов распространения знаний. Это поддерживало престиж школы и учителя. В ситуации появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира школа утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения.
Необходим выход за пределы формального образования, использование возможностей других социальных институтов. Школа во многих странах превращается из монополиста в координатора образования и социализации. Успех такой деятельности зависит от зрелости и развитости дополнительного образования, которое фактически перестает быть дополнительным, а становится сферой открытого образования. Именно в эту сферу вкладываются сегодня государственные и негосударственные ресурсы.
Другим важнейшим направлением ответа на этот вызов является выстраивание «кооперации» школ с Интернетом. Выход образования в «сеть» стал для большинства развитых стран фактом. Это требует как прямого участия образования в формировании сетевых проектов и ресурсов, так и использования системой образования и социализации имеющихся сетевых ресурсов.
Вопреки этим трендам государственная образовательная политика России практически не охватывает сферу неформального образования и социализации детей: медиасферу, Интернет, индустрию развлечений. Россия значительно отстает от стран западной Европы по численности телеканалов для детей. Например, во Франции и Великобритании функционирует 17телеканалов, в Германии – 9, а общее количество детских телеканалов в странах ЕС – около 130. На территории РФ зарегистрировано 24 детских телеканала, но общероссийским является только «Карусель». Не выработано целенаправленной государственной политики и в сфере индустрии товаров и услуг для детей. В то же время влияние игрушек и игровых развивающих сред на развитие ребенка весьма значительно, а рынок детских товаров в России – один из самых интенсивно развивающих сегментов (объем рынка детских товаров составляет 14.4 млрд. долл., средний рост рынка – около 15% в год).