Суд и прокуратура Германии
Конституция Германии различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, не отнесенные к компетенции административных и иных специализированных судов.
В случае противоречий между правовыми позициями высших судов созывается Общий сенат высших федеральных судов, решения которого обязательны, чем обеспечивается единство всей судебной практики.
Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов по уголовным и гражданским делам. Он рассматривает кассационные жалобы на приговоры и решения, вынесенные общими судами земли по вопросам права, но не по мотивам соответствия судебных актов фактическим обстоятельствам дела.
Все нижестоящие суды являются судами соответствующей земли. Высшие суды земли действуют в качестве апелляционной, кассационной и первой инстанций.
Суды земли разрешают дела по первой и апелляционной инстанциям. Несложные гражданские дела рассматривает единолично судья, более сложные — трое профессиональный судей, торговые дела рассматриваются коллегией в составе профессионального судьи и двух равноправных с ним судей, назначаемых из опытных коммерсантов. Уголовные дела могут слушать трое судей и составляющие с ним единую коллегию два шеффена (так именуют присяжных заседателей). Низшее звено представляют участковые суды, где решения по гражданским делам выносятся единолично судьей, а уголовные — единолично и с участием двух шеффенов. Участковый судья с согласия обвиняемого может вынести приговор путем «приказа о наказании», т.е. без судебного разбирательства. В этом случае наказание не может быть связано с лишением свободы и исполняется, если в течение недели осужденный не потребует отмены «приказа о наказании» и проведения судебного процесса.
В систему общих судов включены суды по делам несовершеннолетних, которые действуют на участковом уровне и на уровне суда земли. Они разбирают правонарушения лиц в возрасте 14—18 лет и до 21 года, если поведение последних носит «подростковый характер».
Административные суды имеют трехзвенную систему. Им подсудны жалобы на действия и акты органов государственного управления и споры между органами самоуправления. Обращению в суд должно предшествовать отклонение жалобы вышестоящим в порядке подчиненности органом или должностным лицом.
Административные суды расположены в каждой земле. Они вправе отменить обжалуемый акт либо восстановить права граждан, учреждений, нарушенных действиями должностных лиц. Апелляционная функция возложена на высший административный суд земли.
Возглавляет систему Федеральный административный суд — кассационная инстанция. Он же разрешает ограниченное количество дел по первой инстанции: споры неконституционного характера между землями и Федерацией и по некоторым искам против федеральных органов.
В данную систему входят дисциплинарные суды, их еще называют «профессиональными» (для военнослужащих, медработников).
Федеральный суд по трудовым делам возглавляет трехзвенную систему, где разрешаются конфликты между работодателями и работниками, между профсоюзами и объединениями промышленников и др.
Трехзвенный уровень имеют и социальные суды во главе с Федеральным социальным судом. Предмет их юрисдикции — споры, связанные с социальным страхованием, выплатой пособий по безработице, оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи.
Федеральный финансовый суд и финансовые суды по одному — два в каждой земле занимаются конфликтами в сфере налогов и таможенных сборов.
Охрану конституции осуществляет Федеральный конституционный суд, являющийся составной частью судебной власти. Его полномочия включают толкование Конституции, возможность отмены неконституционных законов и по тем же мотивам — решений любых судов, включая высшие суды, рассмотрение жалоб граждан на нарушение их основных прав.
В большинстве земель ФРГ существуют свои конституционные суды. Конституционное производство в ФРГ не слишком отличается от российского.
Судьи Федерального конституционного суда (всего их 16) избираются поровну Бундестагом и Бундесратом, и назначаются на должность Президентом. Срок их полномочий — 12 лет, пребывание в должности — до достижения возраста 68 лет.
Другие федеральные судьи назначаются Президентом по предварительному решению соответствующего министра — юстиции, труда и т.д.
Замещение судейских должностей в землях происходит по решению премьер-министра или министра юстиции, как правило, по согласованию со всеми министрами — членами кабинета. Все судьи назначаются пожизненно. В отставку уходят по достижении 65 лет. Судьи могут быть удалены в отставку только по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли.
Уголовные дела расследуются полицейскими служащими, а наиболее сложные — и прокуратурой. Обвинение предъявляют органы прокуратуры, которые организованы при общих судах всех уровней. Прокуроры же поддерживают обвинение, а в ряде случаев принимают участие и в гражданском процессе.
Генеральный прокурор назначается Президентом с согласия Бундесрата. Общее руководство деятельностью Генерального прокурора и подчиненных ему федеральных прокуроров осуществляет министр юстиции, а прокуроров при земельных судах — министр юстиции каждой земли.
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите об особенностях построения судов и прокуратуры США.
2. Опишите судоустройство и прокуратуру Франции.
3. Что представляют собой правоохранительные органы Великобритании?
4. Расскажите об особенностях суда и прокуратуры Германии.
5. Сравните организацию судов и прокуратуры в России и зарубежных странах.
Рекомендуемая литература
1. Авдонкин, В. С. Правоохранительные органы : учеб. пособие. - М., 2010.
2. Борисова, Е. А. Некоторые проблемы теории и практики мировой юстиции // Российская юстиция. — 2009. — № 2.
3. Дудко, И. А. Судебная реформа в Соединенном Королевстве Великобритания и Северной Ирландии // Государственная власть и месстное самоуправление. — 2008 — № 4.
4. Иванова, И. К. Новый Верховный Суд Соединенного Королевства // Журнал Российского права. — 2006. — № 11.
5. Конституционное право зарубежных стран : учебник / под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. — М., 2010.
6. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник. — М., 1993.
7. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В. В. Ершова. — М., 2010.