Приватизация и национализация государственного имущества
Для формирования класса собственников средств производства, развития индивидуального и коллективного предпринимательства проводится приватизация государственного и муниципального имущества. Под приватизацией понимается отчуждение имущества России, субъектов РФ или муниципальных образований в собственность физических или юридических лиц.
Исходя из возможности приватизации государственное имущество подразделяется на виды:
• имущество, приватизация которого запрещена;
• имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
• имущество, приватизируемое с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;
• имущество, приватизируемое по решению Правительства РФ;
• имущество, приватизируемое по решению федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенцию которых входят координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики.
Приоритеты, ограничения и порядок приватизации государственного имущества, а также основы приватизации муниципального имущества устанавливаются программой приватизации, разрабатываемой Правительством РФ.
На первом этапе приватизации ставилась задача разрушить монополию государственной собственности, внедрить социально-экономические отношения на базе частной собственности; безвозмездно передать государственное имущество гражданам путем раздачи приватизационных чеков (ваучеров) на уравнительных началах.
На втором этапе приватизация осуществляется преимущественно с использованием рыночных цен на государственное имущество, инвестиционной ориентации продаж, возможностей концентрации собственности. Кроме того, полнее учитываются интересы государства, предприятий, территорий. На этом этапе приватизация не является массовой, а проводится по индивидуальным проектам с учетом специфики каждого предприятия.
В отношении любого предприятия, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена, может быть принято решение о продаже. При этом в единый комплекс предприятия входят основные средства, другие долгосрочные вложения, оборотные средства, финансовые активы и пассивы, имущественные права, земельные участки. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, как правило, передаются в муниципальное управление.
Продажу федерального имущества осуществляет специализированное учреждение (в лице назначенных им представителей), которое:
• владеет переданными ему объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия акционера (участника) в хозяйственных обществах;
• осуществляет продажу переданных ему объектов приватизации;
• выступает учредителем хозяйственных обществ;
• ведет отчетность о денежных средствах, полученных в результате приватизации, а также учет подлежащих приватизации акций, принадлежащих Российской Федерации;
• получает и перечисляет денежные средства от приватизации в соответствии с установленными нормативами;
• обеспечивает перечисление дивидендов и иных доходов по акциям акционерных обществ, в которых специализированное учреждение осуществляет полномочия акционера;
• выпускает государственные ценные бумаги, удостоверяющие право приобретения находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Специализированное учреждение может создавать в субъектах РФ свои отделения.
В настоящее время функции специализированного учреждения выполняет РФФИ. Его роль сугубо техническая: продать государственное имущество, а затем новый собственник распоряжается им по своему усмотрению.
Продажу государственного имущества субъектов РФ осуществляют юридические лица, которым органами государственной власти субъектов РФ предоставлены соответствующие полномочия. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.
Способом улучшения или преодоления неблагополучной ситуации в экономике является национализация, которая также предполагает смену собственника.
Национализация проводится на основе соответствующего закона и при наличии у государства средств для выкупа частного имущества (в специфических российских условиях начала XX в. национализация осуществлялась без выкупа, т.е. путем экспроприации).
В развитых странах национализация служит мерой решения экономических задач и не имеет никакой идеологической окраски. Наблюдается процесс перехода собственности из одной формы в другую: частная собственность национализируется и становится государственной, государственная собственность приватизируется и становится частной. Интенсивность смены форм собственности повышается в период общественно-экономического переустройства или в случаях существенного ухудшения работы предприятий.
Не государство вообще, а современное Российское государство является неэффективным собственником и управляющим. Именно неэффективное управление — причина того, что федеральная собственность приносит весьма скромные доходы.
И государственная, и частная собственность одинаково нуждаются в администрировании, но на частном предприятии его осуществляют менеджеры под контролем собственника, а за государственной собственностью должный контроль отсутствует. Неспособность управлять федеральные органы подменяют приписываемой ущербностью государственной собственности.
Распродажа государственного имущества продолжается, хотя, казалось бы, и продавать больше нечего. Особенно нелогичным выглядит стремление быстрее распродать государственные пакеты акций, ведь контрольные пакеты государство имеет в небольшом числе АО.
Общество по ряду причин не может нормально развиваться, если в государственной собственности находится менее 10—15% основных средств.
Во-первых, государство обязано удовлетворять потребности в общественных товарах (благах). Они потребляются коллективно, сообща и даже вопреки желанию отдельно взятого человека, индивидуальные потребности в них выделить невозможно. Кроме того, потребление общественных товаров (благ) равно предложению, а цена равна сумме налогов, поступающих в государственный бюджет. Это общественный товар, его предложение и сбалансированность может обеспечить только государство. Невысокое государственное потребление — признак слабости государства, его неспособности выполнять элементарные функции.
Во-вторых, при отсутствии государственной собственности власть становится вассалом крупных олигархов, которые получают возможность оказывать влияние на формирование органов власти в своих интересах. Обеспечить же финансовую мощь без собственных средств производства может лишь очень сильная государственная власть.
В-третьих, объекты государственной собственности являются символами нации, гарантией справедливости, отсутствия социальной розни, дискриминации. Без них нарушается гражданское самосознание и согласие в обществе. Не следует забывать, что социальное самочувствие служит основным барометром государственной политики и власть не может долго игнорировать его показатели.
Приватизация с самого начала преследовала идеологические цели, которые в целом и были достигнуты: производство разгосударствлено; каждый почувствовал себя владельцем кусочка государственной собственности (ваучера); советский менеджмент перешел на сторону капитализма. Выросшие на этой почве новые собственники не стали эффективными (такое требование к ним и не предъявляется), хотя продают продукцию по мировым ценам, а труд наемных работников оплачивается не по мировым ставкам.
Органом исполнительной власти, координирующим деятельность иных органов в сфере использования и распоряжения федеральной собственностью, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), которое:
• проводит единую государственную политику в области имущественных отношений;
• управляет и распоряжается федеральным имуществом, кроме лесного и водного фонда;
• координирует деятельность органов исполнительной власти в области имущественных отношений;
• представляет Правительству РФ проект программы приватизации, организует и контролирует ее выполнение;
• принимает решения о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации для продажи;
• осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
• является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
• осуществляет права акционера в АО, акции которых находятся в федеральной собственности;
• создает комиссии по приватизации федерального имущества;
• организует учет федерального имущества и ведение его реестра.