Генезис Китайской цивилизации в период Шан-Инь. Эпоха Чжоу
Династия Шан, или как ее еще называют Инь, - вторая правящая династия Китая, державшая в своих руках власть над государством около 400 лет. Государство Шан оставило после себя множество ценнейших документов и памятников культуры. Древние писцы осуществляли свои записи на костях и черепашьих панцирях. Шаньцы верили в духов гор, ветров, облаков, молний, небесных тел, духов земли, приносящих урожай, в жизнь после смерти. Для ублажения и умиротворения духов приносились в том числе и человеческие жертвы в количестве, кратном десяти. В одном месте было найдено захоронение 300 жертв. С самого начала в китайских верованиях духи не имели никакого отношения к морали, а значит и понятия греха перед ними тоже не существовало. Такая концепция сохранилась в китайских религиозных учениях и в последующие эпохи. Некоторые выделяли верховного бога Шанди, который через женский дух земли дал рождение всему живому. Шаньцы уже имели свой, изобретенный за 1000 лет до греков, очень точный календарь, состоявший из 12 месяцев по 29-30 дней. При династии Шан существовало четыре ранга знати – хоу, бо, цзы и нань, которые в принципе соответствовали европейским рыцарям (нань), баронам (цзы), графам (бо) и маркизам (хоу). Управление государством частично осуществлялось этими вассалами. Престол передавался от брата к брату или к сыну, если братьев не оставалась. Согласно преданию, последним правителем династии Шан был Чжоу Синь – тиран, погрязший в разврате. Когда на Великий Город Шан напало племя Чжоу, положившее конец этой эпохе и давшее начало новой династии, Чжоу Синь бежал с поля боя, облачился в самое роскошное платье и поджег себя в своем дворце. Так закончился период правления династии Шан. Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода. Первый период (770-481 гг. до н.э.) Ле го (Множество царств) ознаменован упадком власти вана и борьбой за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. Самые могущественные государственные образования, правители которых претендовали на единоличное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя гегемонами. Формально гегемоны признавали главенство правителя Чжоу – вана, считая его воплощением божественной власти, представителем Неба на земле. Но фактически реальная власть целиком находилась в их руках. В обстановке постоянной междоусобной борьбы отдельные царства создавали совместные союзы ради порядка в стране и ради защиты от внешних нападений. Однако эти коалиции носили временный и непрочный характер. Место у основания социальной лестницы принадлежало простому народу крестьянам, ремесленникам и торговцам, а также слугам и рабам. В условиях политической нестабильности от этой массы простых людей многое зависело. В этот период оформилось представление, что Поднебесная это страна для всех, где правящие верхи и простой народ составляют единую большую семью, в которой каждый имеет свое дело и свои обязанности. Подобный взгляд на социум постоянно напоминал о неразрывной связи верхов и низов как части единого живого организма. Такое представление, помогало и давало шанс продвижения умному, амбициозному и способному человеку.Это время знаменательно обогащением потомственной знати. Стремлением к роскоши в быту и погребальном обряде. Внутри деревенских общин происходило социальное расслоение, и совершался переход от общинной собственности на землю к частной, от податей к налогообложению и системе отработок. Массы земледельцев покидали свои деревни и стремились обосноваться на ничейной земле или селились в чужих уделах.Второй периодЭпохи Восточного Чжоу(481/403-221 гг. до н.э.) Чжаньго (Предимперский) сопровождался идейно-ментальной и социально-политической трансформацией Китайской цивилизации. Широкое освоение техники обработки железа преобразовало ландшафт, сделало возможным массовое освоение новых земель, привело к серьезным сдвигам в развитии ремесла и земледелия. Начиная с V в. до н.э., развернулись крупные дренажные и оросительные работы. Создавались обширные водохранилища. В городах, бывших раньше лишь административными центрами появились открытые рынки. Впервые металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли, и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок. В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выходцы из низов. Этот торговый люд, не имевший ни родового происхождения, ни титулов, приобретал все больший вес в обществе, теснил наследственную аристократию. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли. Старая родоплеменная система и патриархальная мораль Западно-чжоуского периода постепенно разрушались, и создавались предпосылки для пересмотра прежних понятий и ценностей. Этот поворотный момент в жизни китайского общества, в его духовном развитии отмечен деятельностью Конфуция и появлением философских школ. Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 гг. до н.э.) создал этико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала (правил поведения). Атмосфере морального упадка своего времени Конфуций противопоставлял идеал благородного мужа, готового на все во имя истины, обладающего такими нравственными достоинствами как человечность, сознание долга, умение соблюсти ритуал, глубоко почитающего мудрость старших и способность совершенствовать знание. Конфуций не ставил знатность и богатство выше всего. Главным он считал нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям. Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое, по его мнению, та же семья, только большая. По убеждению Конфуция, от правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество. Предопределенное свыше разделение общества выступало основой высоконравственного правления. Считалось, что мудрое правление создает гармонию между Небом, Землей и людьми. Оно осуществлялось путем соблюдения ли – Этикета, Ритуала, Обрядности и Церемонии. Как для человека, так и для общества наличие ли обязательно. Только с ли человек достоин звания человека. Учение о ли определяло объем прав и привилегий для каждого. Эпоха Чжанго является поворотным моментом не только в общественно-политическом, но и в культурном развитии Древнего Китая. Перелом в общественных отношениях и образование ряда самостоятельных культурно-хозяйственных центров в этом пространстве породили множество течений общественно-политической и философской мысли. Сочинения мыслителей различных школ, и в первую очередь конфуцианства, легли затем в основу литературного образования в Китае.