Классификация правоприменительных
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства — Президента РФ;
в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры;
и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые;
г) акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;
б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.
5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.
Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
По структуре их можно разделить на акты-документы:
а) включающие все четыре его составные части — вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) содержащие две части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).
По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
62. Понятие и причины пробелов в праве, аналогия закона и аналогия права.
Пробел в праве- это полное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.
Два основных условия пробелов: - фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; - должна отсутствовать конкретная правовая норма, призванная урегулировать определенные фактические обстоятельства.
Пробелы в праве рассматриваются со следующих позиций:- пробел в позитивном праве (в законодательстве), когда нет каких-либо форм права, которые могли бы урегулировать данные фактические обстоятельства (ни закона, ни подзаконного акта, ни прецедента, ни правового обычая); - пробел в нормативно-правовом регулировании, когда отсутствуют и нормы закона, и нормы подзаконного акта; - пробел в законе, когда имеется неполное урегулирование вопроса в конкретном законе.
Отсутствие или неполнота нормы в определенном акте есть и его пробел, и пробел права в целом. Установление пробела связано, прежде всего, с правотворчеством. В процессе правотворческой деятельности проверяется необходимость урегулирования определенных отношений, констатируется наличие пробела, вырабатывается проект нормативного акта, принимается соответствующий акт, означающий положительное и окончательное установление и устранение пробела. Для того, чтобы устранить наличие пробела, исследуются материальные общественные отношения, подлежащие урегулированию, состояние действующего по этому вопросу законодательства, компетенция правотворческих органов или иных гос. органов, призванных устранить пробел, правоприменительная практика и другие моменты. Наличие пробелов всегда является свидетельством несовершенства законодательства, объясняется недостатками системных связей и его систематизации, доказательством отставания законодательного регулирования определенных, особенно новых отношений, изъянами законодательной техники. В тоже время пробелы в праве объективно возможны, иногда неизбежны, потому что даже самое совершенное законодательство не в состоянии охватить все видоизменения юридической практики. Иногда приходится разрешать дела при отсутствии конкретных норм права.
Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. В случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел, необходимо найти нормы права, регулирующие однородное отношение. Другими словами, преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, когда не создается новых норм права, но применяется аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи в соответствии с общими принципами законодательства. «Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу». Если при наличии пробела аналогичной нормы права не найдено, то применяется аналогия права.
Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права, если отсутствует норма, регулирующая сходные правоотношения. Особое значение в данном регулировании приобретают принципы права, закрепляемые в конституции и общих положениях (Общей части) отраслевого законодательства. Аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.
71. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.
Поведение, в зависимости от формы выражения может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей. Поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее общественные правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное.
Принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение к праву, социально-правовой действительности. О характере действий человека в сфере правового регулирования можно судить, исходя из оценок, зафиксированных в юридических нормах. Такими правовыми действиями лица являются поступки — правомерные или противоправные. Все остальные действия могут быть причислены к юридически безразличным (индифферентным по отношению к праву), то есть не отнесенным к категории действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании.
Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым, отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер
По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения:
1. Социально-активное поведение. Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это прежде всего инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе.
2. Привычное поведение. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе.
3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.).
4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения какмаргинальное, т.е.пограничное. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств.
63. Юридические коллизии: понятие, причины, устранение.
Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Коллизии юридических норм (противоречие) – ситуации, возникающие в связи с конкуренцией или противоречием норм друг другу.
Виды: Иерархические коллизии – имеют место, когда правоприменитель сталкивается с противоречием норм разной юридической силы - эта коллизия разрешается в пользу нормы, обладающей более высокой юридической силой.
Темпоральные (временные) коллизии - встречаются в случаях конкуренции между собой юридических норм одинаковой юридической силы, но принятых в разное время - применяется более поздняя норма.
Пространственные коллизии - возникают тогда, когда правоотношения, права, обязанности, участников этих отношений регулируются на территориях разных государств или на разных территориях одного государства по-разному - разрешаются посредством договоров, которые заключены/аются между различными государственными образованиями.
Содержательные коллизии - встречаются при конкуренции между собой общих, специальных и исключительных норм. При конкуренции общих и специальных, подлежат применению специальные, а при конкуренции специальных и исключительных, исключительные.
Способы разрешения: принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений в действующий акт, систематизация законодательства, референдумы, деятельность судов, переговорный процесс через согласительные комиссии, толкование.
Известно, что в российском законодательстве одновременно действуют акты разного уровня и значения: федеральные, акты субъектов федерации. Действуют акты разной юридической силы и т.д. Поэтому в российском законодательстве существует множество нестыковок, разночтений, несогласованностей, как и в самой Конституции. Поэтому, юридические коллизии — это противоречия между отдельными нормативными актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами своих полномочий. В статье 71 Конституции РФ указывается, что к ведению РФ относится коллизионное право. Оно и призвано снимать эти противоречия.
Выделяют следующие виды юридических коллизий и способы их разрешения: 1. между Конституцией и иными актами разрешается в пользу Конституции. 2. Между законами и подзаконными актами — в пользу законов. 3. Между общефедеральными и актами субъектов федерации: если акт субъекта принят в пределах его ведения, то действует именно этот акт; если акт субъекта РФ принят вне пределов его ведения, то действует общефедеральный акт. 4. Между актами одного и того же органа, но изданными в разное время разрешается в пользу позднее принятого акта. 5. Между актами, принятыми разными органами — в пользу акта, обладающего большей юридической силой. 6. Межу общим и специальным актом: если они приняты одним органом, то применяется специальный акт; если они приняты разными органами, то действует общий акт.
66. Предмет, методы, способы и типы правового регулирования.
Предмет правового регулирования – общественные отношения, урегулированные нормой права.
Критерии предмета правового регулирования.
Социальные отношения. Не входят естественные, физико-химические, биологические процессы. Некоторые из этих явлений могут учитываться в качестве юридических фактов.
Отношения, проходящие через волю и сознание людей. Юридические нормы не могут регулировать действия, совершенные в состоянии гипноза, психического заболевания.
Конкретные социальные отношения. В предмет правового регулирования не включаются массовые социальные процессы, которые протекают по объективным законам общественной жизни. Право не регулирует демографические процессы, миграционные, но может оказать на них воздействие: одни – тормозить, другие – развивать.
Регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные отношения государства, общественных организаций.
Отношения, которые объективно поддаются юридической регламентации.
Способы правового регулирования – воздействие на общественные отношения, посредством предписания определенного характера правилам поведения.
К способам правового регулирования относятся:
дозволение – предоставление субъекту права на совершение определенных положительных действий,
обязывание – возложение юридически подкрепленного долга совершить определенные действия,
запрет – обязанность воздерживаться от действий определенного рода.
Методы правового регулирования – способы воздействия на общественные отношения.
Методы правового регулирования подразделяются на:
а) императивный,
б) диспозитивный,
в) смешанный.
Тип правового регулирования – юридический режим, общий порядок регулирования, складывающийся в определенной области общественных отношений.
Выделяют два типа правового регулирования:
1.Общедозволительный , формирующийся на базе общего дозволения – все разрешено, кроме того, что прямо запрещено.
2.Разрешительный – складывается на базе запрета. Запрет сочетается с конкретными дозволениями, делающими изъятия из запрещающей нормы: все запрещено, за исключением того, что прямо разрешено.
64. Понятие, способы и функции толкования.
Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах.Толкование - это деятельность по установлению содержания нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.
Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта.Объектами толкования, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь требуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.
Стратегическая задача толкования - эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности, то есть в конечном счете оно служит практическому осуществлению правовых норм. Особое значение толкование нормативно-правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативно-правовых актов.
В любом случае процесс толкования не должен никаким образом изменять действующие юридические нормы или создавать новые.
Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы, называетсяуяснением. Уяснение - это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет месторазъяснение. Толкование может ограничиваться одним уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает какпервая стадия общего процесса толкования нормативно-правового акта.
Существует как быцелый ряд препятствий на пути к уяснениюточного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов -способов толкования (уяснения).
Основными способами толкования-уяснения являются следующие:
1) грамматический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т. д.;
2) логический - совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики;
3) специально-юридический - совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);
4) систематический - совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;
5) историко-политический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.
Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:
а) о видахрезультатов уяснения;
б) о видахразъяснения.
Результат толкования-уяснения по своемуобъему может бытьбуквальным, ограничительнымираспространительным (расширительным). Как правило, результат толкования должен бытьбуквальным (адекватным), когда действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, то есть использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.
Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы ýже ее текстового оформления, то есть конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования.
Распространительное толкование — когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объемушире буквального текста.
Толкование-разъяснение делится на виды в зависимостиот субъекта, дающего это разъяснение. По этому признаку оно может бытьофициальным илинеофициальным.
Официальное толкование:
а) дается уполномоченным на то органом;
б) формулируется в специальном акте;
в) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное разъяснение может быть нормативным и казуальным.
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.
Если официальное нормативное толкование-разъяснение дается тем органом, который издал данный акт, то оно носит названиеаутентического (основанного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами.
Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называетсялегальным (разрешенным, делегированным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может бытькак устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так иписьменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется наобыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни),профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами - адвокатами, юрисконсультами и т.д.),доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.
65. Толкование по объему и по субъектам.
Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативные правовые акты. Важное значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и преамбулы актов, другие содержащиеся в них правоположения.
Предметом толкования является историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (в нормативном акте). Воля законодателя времени применения закона также учитывается, так как в последовавших за толкуемым актах могут содержаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание предшествующих актов. История разных государств дает примеры такой практики, когда под видом толкования провозглашались новые нормы. Режим твердой законности и нормальный правопорядок в принципе исключают смешение правотворческого и праворазъяснительного процессов. Толкование подразделяется на виды прежде всего в зависимости от того, идет ли речь об уяснении нормативных актов или об их разъяснении.
Результаты использования всех способов обусловливают объем толкования. По объему толкование подразделяется на три вида: адекватное, ограничительное и расширительное. Как правило, имеет место адекватное толкование. Ограничительное и расширительное допускаются всегда при одном непременном условии - несовпадении действительного (настоящего, подлинного) смысла нормы с буквальным. Норма истолковывается шире или уже буквального ее смысла, но обязательно в соответствии с тем, что найдено в итоге уяснения истинного содержания нормы.
При оценке значения и роли расширительного и ограничительного толкования норм не следует смешивать их с аналогией закона и права, когда происходит распространение действия норм на не предусмотренные ими обстоятельства.
Определяющим моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект - лицо или орган, дающий это разъяснение.
Официальное толкование дается или тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.
Субъектами официального аутентичного толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации права. Круг их широк, поэтому юридическая сила актов толкования неодинакова.
Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций.
В связи с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем за соблюдением законодательства толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.
В правоохранительной сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные и директивные письма, приказы и инструкции) таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший арбитражный суд, прокуратура, органы внутренних дел. Большинство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутренних дел Правил дорожного движения.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.
В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование изначально предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной ситуации.
Казуальное толкование, напротив, вызвано вполне определенным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела.
Очень тесно с процессом толкования нормативных актов связана их конкретизация. Последняя осуществляется в процессе подзаконного правотворчества, но иногда правоконкретизирующие положения содержатся в актах официального толкования, что дает повод отождествить названные процессы. В отличие от толкования (разъяснения того, что есть), конкретизация права привносит в содержание нормы нечто новое дополнительно к выраженному в законе. Таковы, например, правоположения, конкретизирующие оценочные понятия, употребленные в законе («злостный характер», «тяжкие последствия», «непригодность» и т.п.).
67. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии.
Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования: 1) правовые нормы; 2) правоприменительные акты; 3) правовые отношения; 4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.
Существуют следующие виды механизма правового регулирования:
1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;
2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.
Используются следующие методы правового регулирования:
1) централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;
2) децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.
Способами правового регулирования являются:
1) запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;
2) дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;
3) позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).
Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.
Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).
Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:
1) от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;
2) юридической значимости: основные; вспомогательные;
3) функционального назначения: регулятивные;
охранительные;
4) характера права: материальные; процессуальные;
5) времени действия: однократные; многократные;
6) формы деятельности: нормативные; индивидуальные;
7) предмета правового регулирования : уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;
8) предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.
Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
Механизм правового регулирования позволяет: 1) собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.; 2) определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.
68. Законность как комплексная юридическая категория, ее понятие и принципы.
Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей, т. е. действенность права характеризуется понятием «законность».
Можно сказать законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Сущность законности заключается в неуклонном и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относятся: единство законности, верховенство, связь законности с культурой, связь законности с целесообразностью, всеобщность законности, гарантированность прав свобод личности.
Основные принципы законности:
1) Единство законности— понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны.2) Всеобщность законности— означает равенство всех перед законом, независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом. 3) Связь законности с общей культурой населения —от культурного уровня общества зависит состояние законности. Законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации. 4) Связь законности с целесообразностью— недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой целесообразности. 5) Гарантированность прав и свобод личностивыражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина. 6) Верховенство Конституции и законаозначает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативно-правовые акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов. 7) Неотвратимость наказания за нарушение закона —заключается в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание.
Гарантиями законности являются средства и условия, которые создают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права.
В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.
69. Реальная и формальная законность и ее гарантии.
Законность- это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.