Проникновение иностранных держав. Его влияние на экономическое развитие Турции
Вмешательство в турецко-египетский конфликт позволило державам приобрести новые важные позиции в Турции. Расширился и окончательно закрепился режим капитуляций. Благодаря торговым конвенциям 1838 г. Англия и Франция получили еще большие возможности беспрепятственно наводнять рынки Османской империи своими фабричными товарами. Усиливалась и политическая зависимость Турции. Лондонская конвенция 1840 г. «узаконила» вмешательство великих держав в ее внутренние дела.
В 1841 г. Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия, с одной стороны, и Турция — с другой, подписали в Лондоне конвенцию о международной регламентации режима Черноморских проливов.
Между тем еще в 20—30-е годы XIX в. значительно усилилось проникновение иностранного капитала в Турцию. Импортные фабричные товары завоевывали турецкий рынок. Турецкое ремесло и мануфактура приходили в упадок. За первые сорок лет XIX столетия в 10 раз уменьшилось производство тканей в городах Бурсе и Диярбакыре. Резко сократилось изготовление шелковых тканей. Почти весь шелк-сырец вывозился теперь за границу.
Политика великих держав препятствовала созданию в Турции необходимых условий для замены феодального способа производства капиталистическим. Проникновение иностранного капитала, правда, стимулировало известный рост товарно-денежных и капиталистических отношений в турецкой экономике, но они носили однобокий и уродливый характер, сочетаясь с господством феодальных отношений. Однако росла торговля. Хотя и медленно, но разрушался натуральный уклад турецкой деревни. Значительно выросли крупные портовые города (Стамбул, Измир), ставшие центрами внешней торговли.
Эти экономические процессы имели существенные социальные последствия. Часть земель стали скупать купцы. Появился новый тип помещика, сбывающего на рынок свою продукцию.
Земли, считавшиеся государственными, фактически превращались в частную собственность. В Турции начала складываться буржуазия, формировавшаяся главным образом из лиц нетурецкой национальности, преимущественно компрадорская.
Проникновение иностранного капитала, многочисленные войны вызвали резкое ухудшение положения трудящихся масс. Усиливалось недовольство крестьян и ремесленников, грозившее вылиться в открытые выступления.
Таким образом, и в Турции проявлялись общие закономерности и последствия втягивания стран Азии в орбиту складывавшегося в тот период мирового капиталистического рынка, постепенного колониального закабаления этих стран капиталистическим Западом. Но здесь этот процесс имел и свои существенные особенности, ибо основной проблемой внутреннего развития Османской империи была борьба угнетенных народов за ликвидацию османского гнета и создание жизнеспособных национальных государств. На этом фоне развертывалась колониальная агрессия европейских держав, сопровождавшаяся острой борьбой между ними за господство на Балканах и Ближнем Востоке. В их политике тесно переплетались две тенденции: стремление использовать упадок империи для ее расчленения и захвата отдельных частей и попытки (особенно со стороны Англии и Франции) искусственно сохранить турецкое господство над другими народами и подчинить своему влиянию всю Османскую империю. Турция имела еще известное самостоятельное военное значение, ее втягивали в военные союзы и коалиции европейских держав. Однако участие в таких союзах лишь способствовало дальнейшему закабалению страны. Многочисленные войны, участие турецких армий в подавлении освободительных движений угнетенных народов способствовали сохранению сильного влияния воинственного мусульманского фанатизма на крестьян и ремесленников Турции. В экономическом и политическом отношении турецкое население отставало от некоторых угнетенных национальностей империи. В турецком народе не было еще общественных сил, способных объединить его борьбу с борьбой других народов империи. Если в Индии, Китае, Иране агрессия колонизаторов вызвала крупные народные восстания, то недовольство турецкого крестьянства и ремесленников не смогло перерасти в общее народное восстание. В то же время своеобразные условия развития Османской империи определили то, что здесь сильнее, чем в любой другой стране Азии, проявилось стремление части представителей господствующего класса путем реформ попытаться приостановить упадок своего государства.
Танзимат
Султан Махмуд II, ликвидировавший в 1826 г. янычарский корпус, после окончания русско-турецкой войны 1828—1829 гг. пытался провести некоторые реформы, направленные на прекращение феодальных усобиц и укрепление центральной власти. В своей политике он опирался на помещиков новой формации,, часть чиновничества и офицерства. Еще накануне войны ему удалось сломить сопротивление и подчинить крупных феодалов Анатолии. После войны стали приниматься меры к окончательной ликвидации ленной системы, которая была уже сильно подорвана. Если в начале XVII в. в Анатолии насчитывалось свыше 7 тыс. ленных держаний, то накануне реформ Махмуда II их осталось только 1,5 тыс. Теперь и эти владения перешли в государственный фонд. Сипахи же в качестве компенсации получили ежегодную пенсию. Крестьяне и другие арендаторы должны были вносить свои платежи непосредственно государству. Правители областей назначались центральным правительством и подчинялись ему. В Стамбуле открылось военное медицинское училище. С 1832 г. стала издаваться первая газета на турецком языке — «Таквйм-и векай» («Дневник происшествий»).
Новая, более серьезная попытка реформ была предпринята после смерти Махмуда II в критический момент разгрома турецких войск армией Мухаммеда-Али в 1839 г. К этому времени несколько расширились общественные группы, на которые могли опереться реформаторы. Среди султанских чиновников появилась небольшая прослойка образованной интеллигенции. Усилившаяся компрадорская буржуазия также была заинтересована в реформах, которые оградили бы от феодального произвола личные и имущественные права ее представителей. Рост недовольства народных масс, обострение классовой борьбы, подъем национально-освободительного движения угнетенных народов, война султана с египетским пашой и вмешательство иностранных держав побудили более дальновидных представителей господствующего класса предпринять еще одну попытку верхушечных реформ. Сторонников реформ возглавлял видный турецкий политический деятель и дипломат Решид-паша.
Назначенный новым султаном, Абдул-Меджидом, на пост министра иностранных дел, Решид-паша разработал программу реформ. Критическая обстановка, вызванная разгромом турецких войск, заставила султана без промедления принять планы реформаторов. 3 ноября 1839 г. в торжественной обстановке был опубликован султанский рескрипт о реформах. Он содержал обещание ввести в жизнь новые установления, которые обеспечат: 1) неприкосновенность жизни, чести и имущества всех подданных империи, независимо от их религии, 2) регулярное распределение и взимание податей и отмену откупной системы, 3) справедливый призыв на военную службу и установление определенного срока ее продолжительности.
Этот рескрипт был как бы общей программой и началом намеченных Решид-пашой реформ, открыв период танзимата (букв, «преобразование, реформа»).
Политика реформ осуществлялась в обстановке острой борьбы внутри правящего класса, большинство которого выступало против преобразований. Султан Абдул-Меджид рассматривал танзимат как вынужденную уступку. Решид-паша несколько раз смещался и ь&Ъвь назначался на пост министра иностранных дел или великого визиря. Тем не менее после опубликования султанского рескрипта 1839 г. были осуществлены некоторые преобразования. Для выработки законов и контроля над их выполнением назначался «Высший совет юстиции». Были учреждены торговые суды и создано торговое законодательство, проведена денежная реформа, изъята из обращения порченая монета. Чиновникам устанавливалось твердое жалованье. Некоторые преобразования осуществлялись в армии. Известное значение имели реформы в области народного образования (создание светских средних школ).
Однако и эта попытка реформ носила поверхностный характер. Большинство обещаний рескрипта 1839 г. осталось на бумаге. Европейские державы враждебно отнеслись к политике реформ. Открытое и тайное сопротивление влиятельных групп господствующего феодального класса парализовало осуществление даже тех ограниченных нововведений, которые провозглашались Решид-пашой. Танзимат не привел к укреплению независимости Турции, не повысил ее сопротивляемости европейским державам, агрессивная политика которых по отношению к Османской империи усилилась в середине XIX в.