Основные этапы формирования экстремистской деятельности
Экстремистские действия и экстремистская деятельность имеют то существенно общее, что в основе их лежит определенная идеология, являющаяся для субъектов этой деятельности их моральным оправданием. Однако экстремистские действия могут носить спонтанный и неуправляемый — неорганизованный — характер. Тогда как экстремистская деятельность осуществляется, как правило, в рамках особых (более или менее массовых) организаций единомышленников, создаваемых на основе экстремистских идеологий. Такие организации имеют своих духовных авторитетов, своих практических лидеров, свой управляющий центр, планирующийэкстремистскую деятельность и ее материальное обеспечение, и своих рядовых исполнителей (боевиков). При этом формирование таких экстремистских организаций проходит в своем развитии следующие основные этапы.
На первом, самом начальном этапе формирования того или иного вида экстремизма в обществе возникает определенная идеология, представляющая собой некоторую систему крайних взглядов на формы и способы разрешения какого-либо актуального социального противоречия (или всех основных противоречий). На этом этапе «экстремисты» (которых еще очень трудно идентифицировать в качестве таковых) — это просто идеологи, мыслители-одиночки, развивающие соответствующие идеи. Они еще очень немногочисленны, их буквально единицы.
На втором этапе зародившаяся новая идеология начинает расширять круг своего влияния, то есть, приобретать себе более или менее обширные круги своих сторонников, приверженцев, которые усваивают новые взгляды идеологов-основоположников и начинают отстаивать и пропагандировать их в кругу людей, озабоченных морально-теоретическими проблемами общества. На этом этапе «экстремисты» — это уже достаточно широкие круги (десятки и сотни людей), интенсивно обсуждающие и проповедующие новые идеи. Но развитие здесь все еще ограничивается кругами «интеллектуалов», не имеющих выходов к широкой, массовой аудитории.
На третьем этапе новые идеи начинают овладевать уже и массами (не десятками и сотнями, а уже тысячами людей), чему способствует деятельность популяризаторов и проповедников новых идей. Если на первом и втором этапах обсуждение новой идеологии происходит в достаточно узких кругах, в специальных журналах для специалистов, то теперь обсуждение этих идей выносится уже в широкие массы — «на улицу», «на площадь», «на рынок», в массовую литературу и в средства массовой информации. Так, перед революцией 1905 года в России, отмечал В.И. Ленин, «купцы бросали торговать овсом и начинали более выгодную торговлю — демократической дешевой брошюрой. Демократическая книжка стала базарным продуктом»[100].
На четвертом этапе новая идеология воспринимается уже не идеологами только, но и практическими деятелями, создающими на ее основе соответствующие конкретные планы и программы переустройства общества в соответствии с новыми идеями. Под эти планы и программы они начинают вербовать уже не просто сторонников и приверженцев новых взглядов, а реальных исполнителей, готовых посвятить себя делу реализации этих планов и программ. Разрабатывается стратегия и тактика достижения поставленных целей, устанавливаются источники финансирования возникающей организации. Из идеологической и теоретической областей экстремистские взгляды переносятся уже на практическую почву.
Наконец, на последнем, пятом этапе формирования феномена экстремизма сформировавшиеся уже практические организации, набравшие достаточное число активистови «боевиков», переходят теперь и к конкретным экстремистским действиям. Их деятельность протекает уже в изменившейся социальной среде, в которой они находят достаточное число сочувствующих и способствующих реализации их планов. При этом решающую роль здесь начинает играть поддержка сформировавшейся организации финансовыми и вообще материальными средствами.
Ни одна организация не может развиваться без соответствующей материальной поддержки. Идеология и широкое сочувствие в обществе представляют лишь моральную основу ее деятельности, необходимую для поддержания личного энтузиазма ее членов, но только материальная поддержка обеспечивает достаточный размах и эффективность действий сколько-нибудь значительной экстремистской организации. Так, например, рост и международное распространение экстремистских ваххабитских организаций не в последнюю очередь обусловлены финансовыми вливаниями, исходящими из Саудовской Аравии и Кувейта. «Для поддержания экстремизма в форме ваххабизма и его деятельности в мировом масштабе эти страны расходуют миллиардные суммы»[101].
Таким образом, от зарождения идей в головах мыслителей-одиночек, через приобретение ими широкого и затем массового влияния в конкретном обществе и к формированию действующей организации, имеющей материальную поддержку — таков основной путь развития феномена экстремизма, путь последовательного формирования его основных элементов.
При этом успешность формирования и развития экстремистских организаций определяется, конечно, не только внутренней привлекательностью и стройностью лежащих в их основе идеологий, но и внешними обстоятельствами самой реальной жизни и их развитием, которые могут либо усиливать, либо, наоборот ослаблять влияние этих идеологий и, следовательно, — способствовать или препятствовать формированию и развитию экстремистских организаций в конкретных условиях данной страны или общества. Немаловажную роль в этих процессах играют и субъективные, личностные факторы, так как организации создаются не самими идеями или обстоятельствами, а конкретными людьми, чьи способности могут существенно компенсировать неблагоприятные обстоятельства или, наоборот, ослаблять влияние благоприятных.
Далее мы рассмотрим эту основную схему и ее основные элементы более детально и конкретно.