Основные предпосылки объективной необходимости реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ. Роль государства в регулировании сферы ЖКХ
Безотлагательного решения требует проблема кризисного состояния объектов, сетей и неэффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством. Данное положение обусловлено …
дотационностью ЖКХ и неудовлетворительным финансовым состоянием,
высокими издержками, отсутствием экономических стимулов снижения затрат на производство жилищно-коммунальных услуг,
неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов,
неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз и составило в 2000 г. 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн. кв. м. По оценке, для его ликвидации и переселения граждан требуется около 160 млрд. руб.
Сохраняется высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, в 1999 г. доля расходов на дотации в расходах консолидированных бюджетов субъектов Федерации составила 19,4% против 26,2% в 1994 г. Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на конец 2000 г. 168,1 млрд. руб., в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 245,1 млрд. руб.
Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода. В самом общем виде под жилищной политикой понимается целенаправленная система воздействия на жилищную сферу со стороны государства. Роль государства в осуществлении жилищной политики заключается в:
— подготовке и принятии жилищного законодательства;
— обеспечении сбалансированности предложения жилья в количественном и качественном отношении со спросом на жилье;
— выработке общепринятого минимального стандарта норм и качества жилищных условий;
— предоставлении различных льгот лицам с низкими доходами;
— строительстве социального жилья для малообеспеченных граждан и стимулировании частного жилищного строительства.
Различают пассивную и активную жилищную политику. Пассивная политика государства предполагает установление рамочных законов и создание институциональных условий для функционирования рыночных сил в жилищной сфере. Более активная жилищная политика подразумевает функционирование общественных (государственных или муниципальных) организаций непосредственно на рынке недвижимости. Активным может быть и финансовое регулирование жилищной сферы через налоговые льготы, адресные субсидии и дотации.
В большинстве стран правительства видят цель своей жилищной политики в обеспечении каждого гражданина жилищем в зависимости от его потребностей и экономических возможностей. Но направленность жилищной политики может различаться по странам. Например, государство во Франции и Нидерландах особое внимание уделяет предоставлению жилья родителям-одиночкам, в Дании и Нидерландах — семьям с низкими доходами, пожилым и инвалидам.
За прошедшие годы в развитых странах сформировались следующие методы и инструменты проведения государственной жилищной политики:
— регулирование
— прямая и косвенная финансовая помощь субъектам жилищного рынка;
— государственное строительство жилья и содержание социального сектора.
Споры о необходимости государственного регулирования по-особому отражаются в жилищных политиках разных стран. Такие различия в жилищной политике государств нашли свое отражение в шведской и английской моделях жилищных рынков. По мнению ряда экспертов по жилищным вопросам, шведская жилищная политика оказалась одной из наиболее удачных в мире, так как она решила задачу обеспечения граждан жильем хорошего качества. В шведской жилищной системе превалирует общественный и политический контроль над землей, ощущается значительная финансовая поддержка со стороны государства. Английская же модель рынка жилья испытала на себе радикальные перемены, подверглась дерегулированию и приватизации. Анализ этих двух моделей дает показательные результаты в пользу значительного контроля государства на жилищном рынке.
Существует несколько классификаций способов государственного воздействия на жилищную сферу. Их основное различие состоит в том, какую из сторон жилищного рынка — предложение или спрос — стимулирует государство. В первом случае поддержка оказывается строительным и эксплуатационным компаниям, расширяется государственный и муниципальный фонд. Во втором случае поддерживаются непосредственно семьи. Поэтому имеет смысл разделить механизмы регулирования прежде всего по направлениям, объектам влияния. При этом способы воздействия, способы регулирования могут быть сходными в первом и во втором случае. Это обычный для государственного регулирования набор базовых элементов: административные ограничения, субсидии и дотации, налоговые льготы, финансовые механизмы, прежде всего ипотека.
Базовые элементы жилищной политики (классификация по объектам воздействия)