ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА

Северо-Западный государственный медицинский университет

Им. И.И. Мечникова

Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права

Рабочая тетрадь по

ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов

СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Санкт-Петербург

УДК 94 (47) (075.8) (06)

С 89

Селезнев В.Д., Сушко А.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета и медико-профилактического факультетов СЗГМУ им. И.И. Мечникова. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012 – 80 с.

Рецензент:

Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

Рекомендовано к печати Ученым советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова

ВВЕДЕНИЕ

Изучение «Истории Отечества» является составной частью в гуманитарной подготовке специалистов в вузах всех профилей, в том числе медицинских. Его цель – формирование современного, немифологизированного исторического знания, общей культуры, граждан­ских и нравственных качеств, усвоение смысла и логики всемирно-исторического процесса, основных этапов, типов и тенденций в развитии мировой цивилизации и России как её составной части. В наше время происходит возрождение интереса к истории. Он объясняется стремлением разобраться в современных событиях и лучше ориентироваться в мире, обрести прочную опору в прошлом, в отечественной и мировой истории. Историческое знание всегда составляло важнейший аспект самосознания общества. Понять самих себя можно лишь в исторической ретроспективе. Поэтому пробуждение гражданских чувств у наших соотечественников вполне естественно сопровожда­ется интенсивным поиском своих корней. История – это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной.

В результате изучения курса студент должен уметь понимать характер истории как науки и её место в системе гуманитарного знания; иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; владеть основами историче­ского мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации; уметь работать с научно-исторической литературой, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала, иметь представление об источниках исторического знания.

Задачами изучения курса являются также осмысление взаимосвязи общеисторических, общецивилизационных тенденций, процессов и их своеобразного преломления в историческом развитии России; ознакомление студентов с современными достижениями отечественной и зарубежной историографии; понимание противоречивости исторического процесса, его альтернативности, неизбежности многообразия в подходах, концепциях и оценках в исторической науке; выработка у студентов аргументированной, собственной позиции в дискуссионных вопросах истории и историографии. Одна из главных задач курса – правильное восприятие студентами современных преобразований в стране в свете её общецивилизационного опыта, происходящей интеграции России в мировое сообщество и выполнения ею своей исторической, общечеловеческой миссии.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, в нём вычленяются узловые вопросы, в том числе дискуссионные, раскрывается социальная, политическая, церковно-религиозная, культурно-историческая и внешнеполитическая проблематика, используется новая учебная, монографическая, документальная, мемуарная литература.

Учебный процесс по предмету «История Отечества» включает лекционный курс, семинарские занятия, различные виды самостоятельной работы студентов и формы участия в семинарах, текущий контроль (в том числе тестовый, а также письменные контрольные работы), балльную систему учёта работы студента в семестре, зачёт. На занятиях широко используется дискуссионный метод обсуждения вопросов, предполагающий владение студентами учебным материалом. Поэтому посещение лекций и их конспектирование является обязательным и также учитывается в балльной системе.

Одной из распространённых форм самостоятельной работы студентов и участия в семинаре является подготовка и чтение докладов по одному из конкретных вопросов, связанных с обсуждаемой на занятии темы. В настоящем пособии вместе с планами занятий предлагается примерная тематика докладов и минимум литературных источников для их подготовки (при необходимости он может быть до­полнен как с помощью преподавателя, так и самостоятельно).

Доклад должен основываться на современной научно-исторической литературе, изложение доклада может быть как в форме устного выступления, рассказа (10 – 12 минут), так и виде реферативного текста. В обоих случаях он должен раскрывать избранную тему, быть убедительным, хорошо воспринимаемым и побуждать аудиторию к дискуссии. Для этого требуется определённая подготовительная работа над докладом: подбор источников или их фрагментов, определение плана и логики изложения, перечня фактов, содержания и выводов. Докладчик, кроме того, должен быть готовым ответить на вопросы аудитории в рамках темы.

Другая, более сложная форма самостоятельной работы студентов по истории – написание реферата, представляющего собой письменную работу по избранной теме. Тему реферата студент выбирает из содержащегося в данном пособии примерного перечня или же самостоятельно, она заранее согласовывается с преподавателем (как и план реферата) и должна быть актуальной. Реферат может быть разного типа: краткое обобщение использованных первичных материалов, пересказ главного содержания прочитанных по теме книг, ста­тей; самостоятельная интерпретация проработанных источников. Основные требования к реферату: самостоятельная работа с научно-историческими источниками (не менее трёх-пяти) и соблюдение требований к письменному оформлению работы – объём не менее 18 страниц машинописного текста, наличие титульного листа, введения, плана, заключения, сносок при цитировании, списка действительно проработанной, использованной литературы с указанием выходных данных. Основные положения реферата могут быть представлены (защищены) на семинаре или же в ходе индивидуального собеседования с преподавателем на зачётном занятии. При оценке реферата учитывается как содержание, структура, качество и оформление текста, так и объём глубина знаний студента по теме представленного реферата.

ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

План семинарского занятия:

1. Типология исторических источников.

2. Вспомогательные исторические дисциплины.

3. Русские историки XVII-XX века.

4. Восточные славяне, язычество.

Темы докладов и сообщений:

1. Вспомогательные исторические дисциплины (археология, палеография, этнография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, историческая антропология, нумизматика – по выбору студента).

2. Летопись – древнейший тип исторического источника.

3. Мемуары как вид исторического источника.

4. Биографии русских историков (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров – по выбору студента).

5. Расселение, общественный строй, занятия восточных славян.

6. Язычество у восточных славян.

Основная литература:

1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.1.

2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 1, 2, 3.

Дополнительная литература:

1. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 2001.

2. Гаврилов Д., Ермаков С. Боги славянского и русского язычества. М., 2009.

3. Гагин И.А. Новейшие оценки «Истории Российской» В.Н. Татищева. // Вопросы истории 2008. № 10. С. 45-47.

4. Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 2002.

5. Каменцева Е., Устюгов Н. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2009.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2010.

8. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.

9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009.

10. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.

11. Левко О.Н. Введение в археологию. М., 2009.

12. Левочкин И.В. Основы русской палеографии. М., 2003.

13. Рыбаков С.В. В.Н. Татищев в зеркале русской историографии. // Вопросы истории. 2007. № 4. С. 25-26.

14. Цимбаев Н. Сергей Соловьев. М., 2000.

15. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 34-38.

Тест №1

1. Нумизматика – это

а) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные деньги;

б) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая появление первых монет;

в) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения;

г) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая материалы, используемые для изготовления монет.

2. Остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества это:

а) археологические находки;

б) исторический источник;

в) орудия труда;

г) архитектурное сооружение.

3. Палеография – это

а) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая бумажные денежные знаки и надписи на них;

б) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии;

в) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая легенды монет;

г) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая письменные исторические источники, их виды, типы, классификации.

4. Антропонимика изучает:

а) географические названия;

б) личные имена и их системы в историческом развитии;

в) клички животных;

г) имена божеств.

5. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры — длины, площади, объема и веса — в их историческом развитии и взаимной связи.

а) генеалогия;

б) ономастика;

в) метрология;

г) хронология..

6. Какой девиз был начертан в гербе СССР?

а) «С нами Бог!»;

б) «Весь мир насилья мы разрушим»;

в) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;

г) «В борьбе обретешь ты право свое»

7. Печать – основной объект изучения такой вспомогательной дисциплины как:

а) нумизматика;

б) метрология;

в) вексиллография;

г) сфрагистика.

8. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла?

а) из Золотой Орды;

б) из Священной Римской (Германской) империи;

в) из Балканских стран;

г) из Византии.

9. Древнейшим материалом для письма являлись:

а) береста;

б) бумага;

в) пергамент;

г) картон.

10. Составление нисходящего родословия начинают

а) с деда;

б) с самого себя;

в) с отца;

г) с самого отдаленного предка.

11. Самая маленькая древнерусская единица измерения длины:

а) локоть;

б) пядь;

в) верста,

г) пядь с кувырком.

12. Хронология изучает:

а) исторические события;

б) эры;

в) системы времяисчесления;

г) даты крупных исторических событий.

Наши рекомендации