Государственное устройство. Приднестровская Молдавская Республика - унитарное государство

Приднестровская Молдавская Республика - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 4 города и 5 районов.

Действующая Конституция принята на референдуме 24 декабря 1995 г. и подписана Президентом ПМР 17 января 1996 г. По форме правления ПМР президентская республика (до конституционной реформы 2000 г. республика смешанного типа). Политический режим - демократия в процессе становления.

Законодательная власть. Представительным и единственным законодательным органом государственной власти является Верховный Совет ПМР. 21 июня 2000 г. в Конституцию ПМР 1996 г. внесены коррективы, заменившие двухпалатную структуру Верховного Совета на однопалатную.

Верховный Совет ПМР состоит из 43 депутатов, избираемых гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов Верховного Совета осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы (относительного большинства) по избирательным округам, образуемым на территории ПМР. Срок полномочий Верховного Совета - 5 лет. С 2000 г. Конституция не предусматривает процедур его досрочного роспуска.

Верховный Совет ПМР правомочен рассматривать и решать все вопросы, отнесенные Конституцией к законодательному регулированию и к выполнению его контрольных функций. Помимо принятия законов, он, в частности: устанавливает республиканские налоги и сборы, перечень местных налогов и сборов, принимает решение о денежной эмиссии; рассматривает и утверждает республиканские программы экономического, социального и культурного развития, принимает бюджет; решает вопросы административно-территориального устройства и ратифицирует и денонсирует международные договоры ПМР.

Верховный Совет издает правовые акты: об утверждении указов Президента о введении военного, чрезвычайного положения; по вопросам войны и мира; об объявлении амнистии; об утверждении концепции внутренней и внешней политики, национальной безопасности ПМР и ее военной доктрины; о проведении на территории ПМР референдума или всенародного обсуждения наиболее важных вопросов государственной или общественной жизни; о толковании законов и других правовых актов, принимаемых Верховным Советом.

В рамках своих контрольных функций Верховный Совет ПМР вправе принимать решения: а) об отмене актов местных представительных органов государственной власти в случаях их несоответствия Конституции и законам ПМР; б) о роспуске местных представительных органов государственной власти и назначении новых выборов в случаях нарушения ими норм действующего законодательства и отказа привести свои решения в соответствие с законодательством; в) об отрешении от должности лиц, занимающих высшие государственные должности ПМР, членов Кабинета министров в случаях и в порядке, установленном Конституцией и законом; г) о представлении Президенту в отношении любого должностного лица органа государственной власти или управления о ненадлежащем исполнении либо о неисполнении им своих обязанностей.

Верховный Совет принимает конституционные законы, законы и постановления. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся посредством издания конституционного закона. Конституционные законы принимаются 2/3 голосов, обычные законы - простым большинством голосов от установленного Конституцией числа депутатов.

Принятые конституционные законы и законы направляются Президенту для подписания и обнародования. Президент в пределах 14 дней со дня получения рассматривает, подписывает закон и обнародует его. В этот же срок он вправе отклонить закон или его часть и направить на повторное рассмотрение. Если при повторном рассмотрении закон (либо его часть) будут одобрены в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Президент не может отклонить и направить на повторное рассмотрение принятые Верховным Советом конституционные законы, дополнения и изменения к Конституции, а обязан их подписать и обнародовать.

Глава государства - Президент, одновременно возглавляющий исполнительную власть в Республике. Является гарантом Конституции и законов ПМР, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Республики, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.

Президент избирается гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок 5 лет. Возможность переизбрания не ограничена.

В соответствии с Конституцией и законами Президент разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. В пределах предоставленных ему Конституцией полномочий он представляет ПМР внутри страны и в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой Республики, заключая при этом международные договоры, подписывает ратификационные грамоты в случае ратификации международного договора Верховным Советом, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Как главнокомандующий вооруженными силами ПМР Президент самостоятельно либо по согласованию с Верховным Советом принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности Республики. Издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и законам.

Подобно другим главам государств, Президент ПМР имеет право помилования, решает вопросы гражданства ПМР и предоставления политического убежища, учреждает государственные награды, устанавливает почетные и специальные звания, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и специальные звания, классные чины и т.д.

Президент осуществляет общее руководство исполнительными органами государственной власти и управления и обеспечивает их взаимодействие с другими органами государственной власти ПМР. Исполнительные органы государственной власти и управления, должностные лица, возглавляющие их, подотчетны Президенту.

Для осуществления своих полномочий в качестве главы исполнительной власти Президент ПМР формирует Кабинет министров, который является исключительно совещательным органом без самостоятельной компетенции; все решения, принимаемые Кабинетом министров, вводятся в действие Президентом ПМР. Состав Кабинета министров определяется Президентом самостоятельно. В настоящее время в состав Кабинета министров входят руководители министерств и ведомств Республики.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система ПМР входит в романо-германскую правовую семью. До выделения ПМР из состава ССР Молдова на территории ПМР действовало законодательство Молдавской ССР, позже - ССР Молдова (см. раздел "Молдова"). Со 2 сентября 1990 г. законодательство ПМР и Республики Молдова начали развиваться независимо друг от друга и различие между ними все более возрастает. Если новое право Молдовы ориентируется на традиции романских стран, то законодательство ПМР с момента воссоздания государственности следовало в целом российскому образцу.

По темпам правовых преобразований Приднестровская Молдавская Республика значительно отстает от других бывших советских республик. К 2001 г. приняты новые Арбитражный процессуальный кодекс ПМР (1998), Водный кодекс ПМР (1999), Таможенный кодекс ПМР (2000), Лесной кодекс ПМР (2000) Гражданский кодекс ПМР часть первая (2000), Избирательный кодекс ПМР (2000), Уголовный кодекс ПМР (2002).

Продолжают действовать устаревшие УК МССР, УПК МССР, ГПК МССР, Жилищный кодекс МССР, КоАП МССР, КоБС МССР, Земельный кодекс МССР, ГК МССР вторая часть (действуют нормы, не противоречащие части первой ГК ПМР).

Тем не менее, Конституции ПМР (ч.2 п.3 ст.3 переходных положений) устанавливает прекращение действия правовых актов СССР, МССР, ССР Молдова на территории ПМР с 22 июля 2002 г., таким образом, для реализации данных положений Конституции были к июню 2002 г. разработаны проекты Гражданского кодекса ПМР II и III частей (в основу положено российское законодательство) и проекта Трудового кодекса ПМР, проект Жилищного кодекса ПМР, проект Кодекса о браке и семье, устанавливающие новые правоотношения в регулируемых сферах.

Ряд процессуальных кодексов МССР УПК, ГПК, КоАП претерпели лишь редакционную правку и утверждены в текущей редакции в качестве кодексов ПМР. В последствии планируется принципиально изменить их редакцию комплексно, в порядке судебно-правовой реформы ПМР.

Основным источником права являются законодательные и подзаконные акты. В иерархию нормативных правовых актов ПМР входят Конституция ПМР, конституционные законы, законы, указы, распоряжения Президента, постановления Верховного Совета, нормативные правовые акты министерств и ведомств, акты местных представительных и исполнительных органов власти. Конституция ПМР содержит перечень вопросов, подлежащих законодательному и подзаконному регулированию. Правовым актом, устанавливающим основные принципы правотворческой деятельности органов государственной власти ПМР понятие, систему и виды правовых актов ПМР, иные вопросы, связанные с принятием и действием законов и иных правовых актов, является закон ПМР "Об актах законодательства ПМР" (2002).

Наши рекомендации