ГЛАВА VI. Краткий очерк зарубежного востоковедения
Первично востоковеды были крайне ограниченны в числе источников из-за недостаточности материала. Первоначально источники содержали лишь труды античных авторов и сведения ветхозаветных книг Библии. Первые разработки истории Древнего Востока начались с критического анализа библейского текста, в основе которого лежали начальные предпосылки формирования научных подходов понимания египетской и вавилонской истории. Таким образом, расширялся кругозор первых востоковедов, которые были связаны со становлением библейской критики.
Становление и развитие историографии условно можно разделить на четыре этапа:
1 этап – становление исторических событий (историографии). Первые сведения о ранней системе письма (клинопись) предоставил в 1621 году итальянский путешественник Пьетро делла Валле. Побывав на Ближнем Востоке, он привёз в Европу кирпичики с письменами из Ниневии, и Ура что и послужило первым примером клинописи, ставшей доступной для современного мира. Он предположил, что эти непонятные знаки надо читать слева направо. Находясь на Ближнем Востоке, он оставил и одну из первых современных записей о местонахождении древнего Вавилона. Он же вывез из Египта копто-арабский словарь и две мумии.
Наиболее точные копии персепольских трехъязычных надписей сделал Карстен Нибур в 1765 г. В простейшей системе было всего около 40 знаков. Эту часть надписей Нибур определил как древнеперсидскую.
Дальнейший шаг в дешифровке этой письменности сделал помощник учителя классических языков городской школы в Геттингене Георг Гротефенд. В своем городе он был известен как мастер разгадывания всяких шарад и криптограмм. Он расшифровал первые десять букв одной клинописной надписи с помощью метода, который во все времена будет считаться гениальным, и сделал он это на пари! В распоряжении Гротефенда было несколько копий тестов, привезенных Нибуром. Он обратил внимание на то, что «вальяжная» группа знаков встречается в тексте многократно, что вызвало у него предположение о том, что речь идет о царской литературе, употреблявшейся Ахеменидами. При этом встречается только два различных варианта, один короче, другой длиннее. Из этого наблюдения он сделал феноменальное умозаключение, что речь идет о двух царях – отце и сыне, первый из которых не мог в литулатуре употреблять слова: «Я сын царя такого-то», так как его отец не был правителем Персидской державы. Сделав вывод из своего умозаключения, Г.Гротефенд определил имена трех персонажей древней истории: Дария I, его сына Ксеркса, и Гистаспа – отца Дария, т.е. определил, как он думал, 13 письменных знаков. На самом деле он правильно дешифровал 10 знаков из 39 в персидской системе клинописи. Но это было большим началом. О первых результатах исследований Гротефенд доложил в 1802 году, в Академии наук города Геттингена, опубликовав затем небольшую заметку в одном из научных журналов.
В 1836 году дешифровка персидской части надписей была завершена другими исследователями, при использовании методики Гротефенда. Наиболее весомый вклад был внесён французом Бюрнуфоном и датчанином Лассеном, которые состояли в переписке. Затруднение в дешифровке вызывали две другие, более сложные системы из-за отсутствия большого текста. Одна из них оказалась словесно-слоговым силлабическим ассиро-вавилонским или аккадским письмом (аккадский язык состоял из двух диалектов – ассирийского и вавилонского), а другая на эламском языке. Необходима была надпись на нескольких языках с большим числом имен и географических названий, что всегда облегчает дешифровку. Такая надпись была обнаружена в 1835 году английским майором Генри Раулинсоном недалеко от иранского города Хамадан. Генри Раулинсон был интересным человеком и выдающимся ориенталистом с большими способностями к изучению восточных языков. Найденная им знаменитая Бехистунская надпись состояла из 14 столбцов, включавших 400 строк, 50 собственных имен и выполнена она была на трех языках: древнеперсидском, аккадском и эламском. Эта надпись и стала ключом к дешифровке двух других систем клинописи. Надпись находилась на высоте 100 метров и Раулинсон каждый день, рискуя жизнью, в течение двенадцати лет, копировал части этой огромной надписи. Скопированные части надписи он публиковал в научных изданиях, чтобы и другие исследователи могли принять участие в работе. К 1847 году ему удалось расшифровать 250 знаков вавилонской части надписи из существующих более 600 таких начертаний. Значительный вклад в дешифровку был внесён и европейскими учеными, ирландцем Э.Хинксом, французом Ж.Оппертом, англичанином Норрисом, шотландцем Тальботом. К 1855 году Норрисом была дешифрована третья часть надписи на эламском языке. Так все три системы клинописи, использованные Дарием I для увековечения своих деяний, стали доступны ученым.
Но общественность не полностью доверяла тому, что надписи древних текстов доподлинно читаются и понимаются востоковедами. Поэтому им в 1857 году был устроен некий экзамен в Королевском Азиатском обществе. Незадолго до проверки знаний учёных в области дешифровки древних писаний, была найдена никому неизвестная надпись, копии с которой были разосланы четырем участникам с просьбой к определенному сроку предоставить перевод. Как оказалось позже, надпись принадлежала ассирийскому царю Тиглатпаласару I. Не подозревая того, что они подвергаются испытанию со стороны, ученые блестяще выдержали экзамен. Когда при широкой публике был вскрыт конверт, то все переводы оказались сходными, за небольшим разночтением. Поэтому этот год стал знаменоваться рождением такой науки, как ассириология.
Рождение другой науки – египтологии было связано с именем Жан-Франсуа Шампольоном, благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Розеттский камень – это плита из гранодиорита, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке – начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, и одной на древнегреческом языке[30].
Камень был обнаружен капитаном французских войск в Египте Пьером-Франсуа Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен близ города Розетты на западном рукаве дельты Нила (современный город Рашид). Офицер понял важность находки и отправил камень в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта.
Интерес к Египту постоянно нарастал и уже в 40-е годы XIX в. стали формироваться национальные школы египтологии ведущих европейских держав. Наряду с французами, продолжавшими сохранять ранг первооткрывателей Египта, большую роль в изучении древневосточной цивилизации стали играть и немецкие исследователи. Ученые занимались раскопками и исследованием гробниц, сразу классифицируя все находки, легшие затем в основу сокровищ Египетского музея в Берлине. В результате изучения источников стали появляться многочисленные публикации, 20-ти томное роскошное издание «Памятники Египта и Эфиопии», монографии, содержащие различные проблемы древнеегипетской истории и хронологии. Они же завершили дешифровку различных систем письменности, начатую Шампольоном, в результате чего появился первый словарь древнеегипетского языка, созданный Г.Бругшем. В дальнейшем появились многочисленные грамматики и более точные словари, что позволило в настоящее время читать и переводить тексты всех эпох истории древнего Египта, за исключением лишь некоторых энигматических (ребусных), зашифрованных жрецами.
Параллельно с лингвистами и филологами делала первые свои шаги и накапливала опыт ближневосточная археология. Особого уважения заслуживает блестящий представитель французской школы египтологии Огюст Мариэтт. Увлёкшись трудами Шампольона, Мариэтт серьезно начал заниматься египтологией. В 1850 году Мариетт по поручению Луврского музея выехал в Египет на поиски старинных коптских манускриптов. Однако ничего заслуживавшего внимания он не нашел, но, будучи в Каире, он испытал настоящее потрясение – Египет превратился в колоссальный аукцион по распродаже древностей. Уникальные памятники страны пирамид расхищались как европейскими, американскими музеями, так и частными коллекционерами. При этом наносился страшный ущерб национальному достоянию Египта. Тогда О.Мариэтт поклялся, что он посвятит жизнь великой задаче – сохранению египетских древностей.Действительно, он всю свою жизнь посвятил этой стране, занимаясь раскопками, пополняя коллекции созданного им Каирского музея.В конце октября 1850 года он начал на свой страх и риск раскопки в Саккарском некрополе. Редко случается, чтобы начинающий археолог сразу же добивался выдающегося результата. Но он раскопал знаменитый Серапеум – религиозный комплекс из двух храмов в честь бога Сераписа – и соединяющую их аллею сфинксов, а также кладбище священных быков-аписов близ Мемфиса. В благодарность за неутолимую деятельность Мариэтту был установлен памятник в саду Каирского музея, здесь же покоится и прах ученого в древнем гранитном саркофаге.
В месопотамской археологии первый свой шаг сделал англичанин Джеймс Рич, уполномоченный Ост-Индской компании в Багдаде.Он занимался описанием вавилонских развалин, собирая коллекцию древностей, пытался раскапывать холм Куюнджик в окрестностях города Моссула. Этот холм был окутан легендами, местные жители уверяли, что под ним скрывается знаменитая последняя столица Ассирии – Ниневия. Но попытка Рича оказалась неудачной, ничего ценного он там не отыскал. Вскоре он заболел холерой и умер.
Спустя двадцать лет раскопки на холме Куюнджик были возобновлены французским консулом Эмиль Поль Бота. Он был врачом по образованию, собирателем коллекций африканских насекомых, увлёкся экзотикой Востока. С большим трудом Ботта получил разрешение местного губернатора Моссула на проведение раскопок, но не нашел ничего. Через год к нему обратился араб из деревни Хорсабад и рассказал, что он и его соседи складывают печки из кирпичей, покрытых надписями. Направив туда небольшую экспедицию, они сразу же обнаружили стелы, покрытые надписями, рисунками, рельефами, изображениями диковинных зверей и бородатых людей. Это были следы древнейшей, неизвестной до сих пор никому, цивилизации. Вскоре здесь были раскопаны руины резиденции знаменитого ассирийского царя Саргона II – города Дур-Шаррукина. Но Ботта до конца своей жизни был уверен в том, что он раскопал Ниневию, написав даже пятитомную книгу «Памятники Ниневии». Раскопки Ботта продолжались три года и дали невероятное богатство и роскошь рельефов и скульптур, памятников материальной культуры, правда быстро погибавших от горячего дыхания пустыни. К сожалению, часть находок, погруженных на плоты, затонула в бурных водах Тигра, но другая большая её часть была доставлена в Париж и составила основу Месопотамской коллекции Луврского музея.
Следующий успешный шаг в становлении археологии Месопотамии сделал английский востоковед Остин Генри Лэйард. В 1845 году, несмотря на помехи со стороны турецких властей, Лэйард приступил к раскопкам на холме Нимруд. Им сразу же были обнаружены стены двух ассирийских дворцов. Также он раскопал большую часть одной из столиц ассирийской державы – Кальху, с царскими дворцами, грандиозными крылатыми статуями быков и львов – хранителями врат. Некоторые из них были доставлены в Британский музей, несмотря на большие трудности.
Следующим объектом для раскопок Остин Генри Лэйард выбрал Куюнджикский холм – место, где вёл свои раскопки Ботта. Здесь им был обнаружен дворец царя Синаххериба и часть библиотеки его внука Ашшурбанапала, с богатой коллекцией «глиняных книг». Так была открыта знаменитая Ниневия – последняя столица Ассирийского государства. Г.Лэйярд не ограничился раскопками на Куюнджик и начал раскопки на холме Наби Юнус. В нем его рабочие нашли плиты с надписями ассирийских царей Ададнирари, Синахериба и Асархаддона.
После него на холме Куюнджик X.Рассам обнаружил развалины древнего города Сиппара, северо-западный дворец Ашшурбанипала, скульптурные изображения «Львиной охоты», а самое главное, что ему удалось откопать, – это вторую половину библиотеки Синахериба. Одной из интереснейших его находок оказалась летопись Ашшурбанапала на глиняном цилиндре, получившем в науке наименование «Цилиндр Рассама».
Среди первооснователей ассириологии особое место занимает Джордж Смит – крупнейший специалист в области Месопотамской истории. Он самостоятельно изучил аккадский язык и клинопись. Занимаясь дешифровкой глиняных табличек, найденных в развалинах Ниневии, ему в руки попал большой осколок, который в последующем стал первым шагом к открытию великой вавилонско-ассирийской литературы. Во время дешифровки текста на этом осколке он обнаружил, что на ряде табличек описываются подвиги героя по имени Гильгамеш. Это было сказание о могучем герое Гильгамеше, который в поисках бессмертия отправился к своему прародителю Утнапиштиму, спасшемуся во время великого потопа. Описание этого бедствия детально совпадало с аналогичным описанием в книге «Бытие» Ветхого Завета [8].
К сожалению, в распоряжении Смита была лишь часть текста, и все же он не мог молчать, так как знал, что табличка, попавшаяся ему в руки, намного древнее библейских текстов. Это вызвало волнения в добропорядочной протестантской Англии, поскольку сообщение Смита подрывало веру в первичность и оригинальность откровений Библии. Лондонская газета «Дейли телеграф» заявила, что готова снабдить денежными средствами того, кто найдёт отсутствующие фрагменты сказания.
Джордж Смит воспользовался этим и отправился в Месопотамию. Когда он прибыл на раскопки Ниневии в 1872 году, то увидел, что в царившем там хаосе и беспорядке найти нужные ему таблички невозможно. Но произошло невероятное, ему удалось найти 384 таблички, среди которых оказалась и недостающая часть Эпоса. Смит доказал свою правоту, но продолжал раскопки, несмотря на то, что было прекращено субсидирование экспедиции. За три последующих года он смог отыскать ещё около трёх тысяч не менее ценных глиняных табличек. В 1876 году началась очередная эпидемия чумы и холеры, он смертельно заболел холерой. Умирая, 36-летний исследователь написал перед смертью: «Я сделал для науки все, что смог».
2 этап – классическое формирование древневосточной историографии. Это время, когда в европейских и российских университетах (прежде всего в Петербургском) большое внимание уделялось изучению древней истории Востока, подготовке исследовательских кадров в этой области. В этот период получили развитие новые методы исследования.
Особого внимания заслуживают два выдающихся представителя соперничающих школ египтологии Г.Масперо и У.Ф.Питри. Однажды профессор Г.Масперо получил письмо из Европы о том, что на подпольном рынке антиквариата в Каире вновь продаются ценнейшие раритеты: маленькие статуэтки, папирусы, предметы ритуальной утвари, связанные с именами великих фараонов древнего Египта, чьи мумии так и не были обнаружены в местах их захоронения. И Масперо предположил, что кто-то нашел тайник, место общего погребения многих фараонов. Великий ученый начал криминальное расследование. В Луксор был отправлен молодой ассистент, который постарался войти в доверие к продавцам необычных раритетов. Ему удалось познакомиться с одним из двух братьев-арабов, имевших непосредственно причастность к нелегальной торговле предметами древности. В ходе расследования стало очевидным, что в деревушке Курна все население – грабители гробниц Долины царей, где находились захоронения большинства фараонов Нового царства. На протяжении трех тысяч лет жители Курны кормили свои семьи за счет повелителей древнего Египта. Абд-аль Рассул в 1875 г. нашел тайник в скале, где жрецы при XXI династии спрятали более 40 мумий фараонов Среднего и Нового царств с богатым погребальным инвентарем. Первым из европейских ученых спустился в штольню брат знаменитого египтолога Эмиль Бругш, обнаруживший здесь мумии самых известных фараонов древнего Египта: Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II и др. С большим риском Бругшу удалось извлечь содержимое тайника и отправить в Каир по Нилу. При этом все жители долины встречали пароход с мумиями великих фараонов древности, как истинные египтяне, хотя и были мусульманами и давно говорили по-арабски: мужчины стреляли в воздух, а женщины оплакивали, как и тысячи лет назад, усопших фараонов.
В данной области заслуживает внимания и исследовательская деятельность английского египтолога У.Ф.Питри. В 1880 г. в возрасте 27 лет он отправился в страну своей мечты, где проводил раскопки на протяжении 46 лет с небольшими перерывами. Археолог раскапывал целые города: греческую колонию Навратис, одну из столиц Египта – город Иллахун (Кахун), храмы и гробницы. Он стал крупнейшим специалистом в области древнеегипетской истории и культуры. Научное наследие профессора У.Питри насчитывает 90 томов. Его трехтомная «История Египта» (1894–1905) была одной из первых монографий, посвященных этой теме. Особое внимание Питри уделял исследованию пирамид Гизы. Он даже жил в одной из заброшенных гробниц и занимался измерениями пирамиды Хеопса, вокруг которой было нагромождено столько вымыслов и цифровой мистики. Именно Флиндерс Питри заложил основы научной дисциплины пирамидологии, усовершенствовал методику проведения археологических работ. Он стал одним из основателей «Фонда исследования Египта», благодаря ему впоследствии египтология превратилась в подлинную науку.
Важное значение для развития востоковедения имели публикации археологических материалов и издание письменных памятников, таких как «Генеральный каталог египетских древностей музея в Каире» или пятитомный труд известного американского исследователя Д.Брестеда «Исторические документы по истории Египта, начиная с древнейших времен и до персидского завоевания», «Тексты пирамид», «Книга мертвых» и многое другое [19].
Больших успехов в области ассириологии добились ученые – А.Даймель, Ф.Тюро-Данжен, А.Пёбель, А.Фалькенштейн, С.Н.Крамер и др. Ими была дешифрована шумерская письменность, которая стала первоосновой всей клинописи. Впоследствии они же создали грамматику учебников и словарей шумерского языка.
Вскоре на месте раскопок, на территории Месопотамии, систематически стали появляться многочисленные города, долины Тигра и Евфрата: Урук, Ур, Ларса, Эреду (обнаруженные английской экспедицией), шумерский город Лагаш (где французская экспедиция находит многочисленные вещественные и письменные памятники, огромный архив хозяйственных документов), столица Сузы (где французская экспедиция обнаружила ценнейший источник – знаменитый черный базальтовый столб с законами Хаммурапи), Ниппур (религиозный центр, где американская экспедиция обнаружила обширную храмовую библиотеку), Вавилон (культурно-религиозный центр был обнаружен немецкой экспедицией).
Многие находки пополнили блестящую коллекцию Берлинского музея. Немецкий археолог В. Андре в 1903–1914 гг. раскопал древнейшую столицу Ассирии – город Ашшур, где были обнаружены руины царских дворцов, храмов, царские склепы, городские дома и улицы. В это же время были обследованы остатки шумерского города Шуруппак, Борсипа – пригород Вавилона, а также шумерский город Умма.
3 этап – раскол историографии на позиции.В этот период произошли серьёзные изменения в мировой исторической науке и общественной мысли – произошёл раскол историографии на несколько позиций:
- традиционная (продолжавшая тенденции науки XIX в.);
- марксистская (формирующаяся в СССР);
- расистская (на позициях которого стояли многие германские и итальянские ученые).
Более плодотворным для научного исследования оказалась традиционная позиция. Широкомасштабные раскопки на больших площадях привели к открытию новых цивилизаций и крупных государственных образований, как, например, Хеттское общество, государство Урарту; в Индии была открыта древнейшая цивилизация с центрами в Мохенджо-Даро и Хараппе. В Китае в результате раскопок И.Г.Андерсона и др. были обнаружены неолитические культуры Яншао и Луншань. Началось исследование столицы древнего государства Шан-Инь и т.д. Резко возросло общее количество самых различных категорий источников, новых успехов добились в дешифровке древнейших систем письменности, ранее плохо поддававшихся пониманию.
Очень значительных результатов на этом этапе достигла месопотамская археология. На протяжении тринадцати сезонов в Уре работала английская экспедиция под руководством великого археолога Леонарда Вулли. Были сделаны крупнейшие открытия и найдены многочисленные источники, которые позволили восстановить историю города, начиная с IV тыс. до н.э. и заканчивая IV в. до н.э. Здесь были вскрыты и обследованы более десятка царских гробниц первой династии Ура. Самым богатым захоронением явилась знаменитая «шахта смерти», принадлежавшая великой жрице Пуаби (раньше ее называли Шубад). Вероятнее всего, она являлась супругой энси, вступившая в обряд священного брака с богом Луны, покровителем Ура – Наннаром. Великую жрицу в ее путешествии в подземную страну Кур сопровождали более шестидесяти воинов, слуг и «фрейлин». В гробнице были обнаружены богатые украшения, золотые сосуды, музыкальные инструменты, парадные повозки и колесницы и многое другое. Изучение материалов, из которых были изготовлены эти высокохудожественные вещи, свидетельствует об источниках богатства и возвышения Ура, бывшего крупного транзитного центра торговли: золото из Индии, слоновая кость из Сирии, лазурит из Афганистана. Но не эти богатства составили самое замечательное открытие Л.Вулли. На глубине двадцати метров заканчивался культурный слой и обычно на этом археологи прекращали свои раскопки. Но Вулли пошел дальше; после двух-трехметрового слоя чистого речного песка он снова натолкнулся на следы человеческой деятельности, что подтвердило догадку многих его предшественников о том, что миф о всемирном потопе, зафиксированный в Библии, имел реальное воплощение на территории древней Месопотамии. Этот вывод подкрепляется данными Шумерского царского списка. Следуя методике Вулли, последующие этапы экспедиции тоже открывали под развалинами шумерских городов памятники более древних культур, что доказало достоверность сведений о великом потопе, который хотя и не был всемирным, но оставил глубокий след в древней истории Месопотамии.
В 1933-1939 годах французскими археологами под руководством Анри Парро был раскопан древний город Мари, столица одноименного государства. Здесь был открыт грандиозный дворец царя Зимрилима, современника знаменитого вавилонского царя Хаммурапи. В древности этот дворец называли одним из чудес света за его красоту, богатство и комфортабельность. В развалинах дворца был обнаружен громадный хозяйственный и дипломатический архив, состоящий более чем из 20 тысяч глиняных табличек. Изучение этих документов заставило пересмотреть всю месопотамскую хронологию и сделать её ещё древней более чем на два века. Производились раскопки и на территории периферийных государств Месопотамии. В 20-30 годы ХХ в. американские экспедиции исследовали Аррапху и Эшнуну, где тоже были обнаружены богатейшие письменные и вещественные источники.
В это время были сделаны сенсационные открытия в области египетской археологии. Самой выдающейся находкой является долгожданное обнаружение единственной, почти не разграбленной гробницы одного из недолго правивших фараонов XVIII династии Тутанхамона. Этот прорыв во всеоружии тогдашней европейской науки совершил Говард Картер, ученик У.Ф.Питри. Опираясь на строгие методы археологии, разработанные его учителем, Картер сохранил тот энтузиазм, который был присущ первооткрывателям древнейших на земле цивилизаций. Долгие годы ученый шел к своему звездному часу. Почти бесплодные раскопки в знаменитой Долине царей близ Фив не похоронили в нем надежду найти заветную гробницу. К счастью, на жизненном пути английского археолога встретился лорд Карнавон, известный путешественник, проводивший зимнее время в Египте. Всерьез заинтересовавшись коллекционированием произведений искусства и предметов древности, он приступил к самостоятельным раскопкам. За недостатком специальных знаний, он обращался за помощью к молодому, но уже признанному исследователю Г.Картеру.
Сотрудничество оказалось невероятно плодотворным. С осени 1917 г. они приступили к широкомасштабным раскопкам в Долине царей, разрытой уже вдоль и поперек их предшественниками. Большинство египтологов было уверено, что время великих открытий здесь миновало, но Картер был убежден, что им удастся найти еще необнаруженное захоронение Тутанхамона. Шесть лет безуспешных поисков казалось бы должны были привести к мысли о тщетности дальнейших работ. И все же они решили посвятить последнюю зиму своей мечте. И наконец-то удача улыбнулась упорным искателям. В ноябре 1922 г. Картер обнаружил вход в неизвестную гробницу. Раскопав ступени лестницы, рабочие обнаружили запечатанную дверь. И уже через несколько дней приступили к исследованию гробницы. К сожалению, оказалось, что и сюда дважды проникали грабители. Ещё через несколько дней рабочие натолкнулись на вторую дверь, и когда проделали отверстие, увидели удивительные вещи.
Четыре года продолжалось исследование гробницы, давшей миру великие шедевры древнеегипетского искусства. Работа велась с осторожностью и кропотливостью, используя все достижения современной науки в описании и консервации тысяч бесценных раритетов, среди которых антропоидный гроб из листового золота весом около 110 кг, знаменитая золотая маска Тутанхамона с инкрустацией из лазурита, золотой трон с красочными росписями и многое, многое другое, что составляет сейчас гордость коллекции Каирского музея. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг гробницы, породила миф о «проклятии фараона», связанный с безвременной смертью многих из тех, кто имел отношение к этому открытию. Против распространения необоснованных слухов первым выступил сам Г.Картер и другие серьезные египтологи, которые доказали, что никакого проклятия фараона не существует.
Не меньшую сенсацию, чем открытие гробницы Тутанхамона, вызвали раскопки городов в долине Инда, проводившиеся в начале 20-х годов ХХ в. индийскими археологами Сахни и Банерджи под общим руководством выдающегося английского индолога Маршалла. Здесь была обнаружена самая древняя в Южной Азии Индская или Хараппская цивилизация, что позволило начать историю Индии на тысячелетие раньше. По своим размерам она была примерно равна Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. Открытие многочисленных городов III тыс. до н.э. (Мохенджо-Даро, Хараппа, Калибанган, Чанху-Даро, Лотхал и др.) было столь неожиданным, что в течение десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура была принесена сюда в готовом виде. И до сих пор эта точка зрения разделяется некоторыми западными учеными (Уиллер, Ланберг-Карловски), считающими Хараппскую цивилизацию неким филиалом Шумерской. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921–1922 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом. Лишь в последнее время начинает проясняться древнейшая история Индии и на повестку дня выходит проблема доарийского населения и неарийского наследия в ее культуре. Тем не менее, можно с полным правом сказать – арийской теории, утверждавшей, что цивилизацию и государственность в Индию принесли арии, представители «высшей расы», был нанесен смертельный удар.