Православная церковь на белорусских землях в 1917-1918 годах
К 1917 г. в пределах Минской епархии, включавшей Минский, Борисовский, Игуменский, Новогрудский, Слуцкий, Бобруйский, Речицкий, Мозырский и Пинский уезды, согласно сведениям за 1916 г. насчитывалось 1547 церквей, в число которых входило: 10 соборных храмов, 8 монастырских, 549 приходских, 26 домовых, 240 кладбищенских и 714 приписных церквей и часовен. В епархии проходили служение правящий и викарный архиереи, 33 протоиерея, 570 священников, 97 диаконов и 530 псаломщиков. В Минске действовали духовная семинария и 5 духовных учебных заведений: 2 женских училища духовного ведомства (в Минске и Паричах) и 3 мужских духовных училища (в Минске, Слуцке и Пинске).
С 6 июля 1916 г. кафедру возглавлял епископ Григорий Ярошевский. Епископ Григорий в январе 1917 г. попросил у Святейшего Синода дополнительное денежные средства в сумме 50000 рублей, предназначавшееся для нужд духовенства 82 приходов Минской епархии, оказавшихся в беженстве. Среди проблем, с которыми столкнулся Григорий, выделялся вопрос, связанный с противостоянием православного населения Минской епархии римо-католицизму. Он призывал духовенство к положительному свидетельству об истине Православия [14].
В день отречения Николая II от престола 2 марта 1917г. было издано Определение Св. синода № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов». Акт подписали представители духовенства, среди которых были архиепископ Гродненский - Михаил (Ермаков) и архиепископ Литовский – Тихон (Белавин) [1].
6 марта в Минске на Соборной площади толпы народа праздновали свержение самодержавия. Владыка Георгий не смог принять участие в мероприятии из-за того, что он неожиданно заболел воспалением лёгких. Вместо него в манифестации принял участие викарный епископ Феофилакт (Клементьев). В этот же день Феофилакт возглавил торжественный молебен в Минске по случаю изменения политической системы в стране [14].
22 марта 1917 г. состоялось совместное заседание членов Полоцкой духовной консистории, городских попечительств Витебских городских церквей Алексия Донова под председательством Полоцкого епископа Кириона (Садзаглишвили). Главным вопросом заседания стала подготовка экстренного епархиального съезда духовенства, церковных старост и представителей прихожан для устроение церковно-приходской жизни в изменившихся условий [22].
Вскоре в Минске по благословению правящего архиерея состоялось пасторское собрание, оно прошло 27-28 марта 1917 г. В нем не участвовали ни владыка Георгий, ни епископ Феофилакт. На собрании председательствовал ректор Минской Духовной Семинарии протоиерей Иоанн Язвицкий.
Собрание, как и следовало ожидать, нашла все недостатки местной церковной жизни, которые долгие годы старательно замалчивались.
В постановлении, принятом на собрании, назывались следующие причины: канцелярско-бюрократический способ общения епископа с подчинённым ему клиром; и наличие безответственных советников при епископе, образующих клику близких к нему доверенных лиц, обычно злоупотребляющих своей близостью к Архипастырю...» [14].
Участники собрания требовали: предоставление духовенству возможности регулярно проводить пастырские собрания с благословения архиерея, разрешить обсуждать на собраниях текущие вопросы церковной жизни, чтобы священнослужители могли свободно и правдиво высказываться, чтобы при правящем епископе был учреждён Церковно-Общинный Совет. Также участники собрания требовали созвать в Минской епархии съезд духовенства.
Завершилось собрание тем, что 28 марта его участники избрали Временный Церковно-Общинный Совет от городского духовенства. В него вошли: ректор семинарии протоиерей Иоанн Язвицкий, священник Казанской церкви Владимир Хираско, священник Свято-Екатерининского собора Стефан Кульчицкий, диакон кафедрального собора Святых Апостолов Петра и Павла Константин Николаевич и псаломщик церкви Святой Марии Магдалины Владимир Терравский [14].
В середине апреля 1917 г. в Витебске прошел чрезвычайный съезд духовенства и мирян Полоцкой епархии. Епископом Кирионом была образована предсъездная комиссия в составе: председателя - благочинного протоирея Алексия Донова, и членов - Витебского учебного наблюдателя церковно-приходских школ протоиерея И.Е. Овсянкина, член Витебского окружного суда Б.А. Бялыницкий-Бирули, ректор Витебской духовной семинарии протоиерей С.А. Артоболевского и многих других. На съезде присутствовало 262 человека: 56 священников, 12 дьяконов, 19 псаломщиков, 175 мирян. Заседание съезда открыл А.М.Донов, председателем съезда был единогласно избран Борис Андреевич Белыницкий-Бируля, затем выступил комиссар Временного правительства А.О. Волкович. Он вкратце обрисовал задачи, на решении которых должно было сосредоточить свои силы духовенство. 16 апреля, на 2 общем заседании были заслушаны доклады по секциям. По вопросам организации приходской жизни решение съезда огласил Г.И.Полонский. По вопросу организации благочиннических округов выступил священник Василий Пиотрович. По вопросу организации епархиальных учреждений сделал сообщение священник Савватий Хлудок. Редактором епархиальных ведомостей был избран преподаватель Витебской духовной семинарии Николай Николаевич Богородский. Для проведения реформы в епархиальных учебных заведениях была избрана комиссия в составе протоиерея Владимира Шевалеевского, священника Александра Стальмашевского и директора Витебского учительского института Клавдия Ивановича Тихомирова [15, 21].
17 апреля духовенство Минска собралось вместе ещё раз, встреча проходила в покоях владыки Георгия под его председательством. Открывая встречу, правящий архиерей «призвал собрание к спокойному, в духе христианской любви и свободы обсуждению вопросов» [14] .
Требования духовенства были приняты, никто против них не возражал. Присутствовавшие высказались за созыв 15 мая 1917 г. съезда духовенства и мирян Минской епархии.
Репетицией съезда стало собрание, состоявшееся в Минске 20 апреля 1917г. Оно впервые объединило в своих рядах, как священнослужителей, так и мирян. Собрание расширило состав Церковно-Общинного Совета. В дополнение к пяти ранее избранным членам в него ввели ещё восемь человек от мирян. Решено было также повсюду избрать приходские советы, и на этом съезд завершил свою работу.
С 15 по 19 мая 1917 г. прошел I епархиальный съезд духовенства и мирян. Главным постановлением съезда стало решение о необходимости устроения церковноприходской жизни в условиях синодально-консисторской системы. Делегаты съезда призвали духовенство «в корне изменить своё отношение к пастве» на основе соблюдения того принципа, что «не приход существует для пастыря, а пастырь для прихода». Громко звучал призыв начинать как можно больше и усерднее проповедовать и реагировать, на что происходит вокруг, «чтобы проповедь была не мёртвым словом, а живым» [14].
С сожалением нужно отметить, что в целом съезд внёс мало нового в обновление церковной жизни. Между духовенством и мирянами возникло много недопонимания, взаимных упрёков, которые так и остались нерешенными.
В мае 1917 г. умер настоятель Свято-Екатерининского собора Минска протоиерей Павел Афонский и встал вопрос об избрании на приходском собрании его преемника, прихожане отнеслись к этому с почти полным безразличием. Первые выборы, назначенные на 18 июня 1917 г., не состоялись из-за неявки нужного числа прихожан. Вторые выборы, выпавшие на 25 июня 1917 г., из 2000 совершеннолетних прихожан собрали чуть более сотни. Это проходило в Минске а, что говорить об остальных располагавшихся в сельской местности...
Преследования духовенства, вскоре начавшиеся повсеместно, стало возможно благодаря безразличию народа.
Одним из таких деятелей народа был Радослав Островский (1887-1976), который в годы Второй мировой войны - коллаборационист, пособник нацистов, президент Белорусской Центральной Рады. В 1917 г. Островский - подающий надежды Слуцкий уездный комиссар, был одержим идеей белорусизации. С его ведома в ночь с 21 на 22 ноября в Слуцко-Троицком монастыре появились Председатель Слуцкого Совета солдатских и рабочих депутатов Лабенс, помощник коменданта города Вайтель и начальник местной милиции Цвирко. В монастыре в ту ночь находилась несколько сотен богомольцев, войдя в квартиру настоятеля монастыря архимандрита Афанасия, пришедшие заявили, что они явились в монастырь конфисковать брошюру с жизнеописанием святого мученика младенца Гавриила, где усмотрели агитацию. Архимандритом монастыря был вызван заведующий церковной лавкой иеродиакон Гавриил, который под конвоем и был выведен к церковной лавке, где явившиеся забрали 156 иконок святого мученика младенца Гавриила и 126 экземпляров его жития, которые забрали на сожжение.
Под председательством комиссара Островского 2 июля 1917 г. в Слуцке открылся Уездный крестьянский съезд. На съезде он предложил учредить в Слуцке белорусскую гимназию, экспроприировав для неё помещения, принадлежавшие Свято-Троицкому монастырю. Съезд состоял из безразлично относившихся к Православной церкви формальных христиан, которые поддержали данное предложение.
13 июля 1917 г. Островский с несколькими неизвестными лицами приехал в монастырь на автомобиле, выдворил из обители ее настоятеля архимандрита Афанасия (Вечерко) и, произведя на следующий день обстоятельный обыск, изъял оставшиеся экземпляры житийной литературы. Либеральная пресса сообщала, что «при вторичном обыске кладовых Слуцкого Троицкого монастыря было найдено 5140 погромных брошюр».
В знак протеста против бесчиния властей вскоре был созван съезд духовенства и мирян 2 округа Слуцкого уезда, участники которого выразили письменный протест, связи с происходившими событиями [14].
20-21июля в Витебске неизвестными лицами была ограблена Спасо-Преображенская церковь [22].
24 июля 1917 г. городское духовенство выступило с инициативой создания организации: Союза священнослужителей Минской епархии, опубликовав в «Епархиальных Ведомостях» проект устава. Предполагалось, что на средства Союза в епархии будет проводиться катехизация детей, не изучающих в школах Закона Божьего, издаваться религиозно-нравственная литература, устраиваться лекции и собеседования с народом, но это оказалось неосуществленным [14].
1 августа 1917 г. правящий архиерей Полоцко-Витебской епархии епископ Кирион по собственному прошению в связи с состоянием здоровья был уволен на покой. На место Кириона в декабре 1917 г. был назначен архиепископ Иннокентий (Ястребов). С декабря 1917 по 19 марта 1918 г. Иннокентий был епископом Полоцким и Витебским, но епархией временно управлял епископ Пантелеймон (Рожновский) [22].
Перед Поместным Собором летом 1917 г. весьма активной была церковно-общественная жизнь. Часто созывались епархиальные съезды, на которых не только выбирали новых архиереев, но и решали вопросы текущей церковной жизни. Появлялись новые союзы, организации духовенства и мирян, которые устраивали съезды и собрания.
Эти мероприятия привлекали к себе широкие круги русского духовенства и мирян. На них были подняты многие вопросы церковной и общественной жизни, которые обсуждались на Поместном Соборе [10].
Важным событием в истории Минской епархии стал второй епархиальный съезд духовенства и мирян, который проходил 8 августа 1917 года. На съезд прибыло 163 человека, в их числе 67 от клира (духовенства) и 96 от мирян. На нем были избраны делегаты, которые отправились в Москву для участия в Поместном соборе.
Поместный Собор открылся в Москве 15 августа 1917 г. Присутствовало на Соборе 564 членов, в их числе было 265 духовных лиц и 299 мирян. Таким образом, более половины участников Поместного Собора были мирянами. Всего от 5 белорусских епархий в работе Собора участвовало 32 делегата.
По должности, как правящий архиерей, к участию в Соборе был призван епископ Георгий (Ярошевский). Позднее ему доверили возглавить, один из важных отделов, на Соборе отдел Епархиального Управления.
Путём голосования Минскую епархию на Поместном Соборе было поручено представлять: викарию Феофилакту (Клементьеву) и священнику Стефану Кульчицкому (от духовенства) от мирян Минскую епархию представляли: инспектор Минской Духовной Семинарии – Александр Михайлович Панов, член Минского Окружного Суда – Александр Иванович Синебрюхов и директор народных училищ Минской губернии Поликарп Андреевич Соколов [10, 12, 14].
Собору предстояло выработать и принять решения принципиального значения для будущего всей Русской Православной Церкви. Поэтому Собор был призван явиться выразителем воли всей Церкви, всех слоев церковного общества.
Важным вопросом на Поместном соборе стал - быть или не быть патриаршеству.
Левое крыло Поместного Собора, состояло из академически образованного городского белого духовенства и некоторых профессоров духовных академий — мирян, они желали ослабления монашеско-епископской власти, и были против возрождения патриаршества. Патриаршество ими рассматривалось как монархическая система. Вместо патриаршества они предлагали демократически-коллегиальную систему управления, в которой голос белого духовенства был бы равен голосу архиерейскому.
Сторонниками патриаршей системы были, в первую очередь, консерваторами. По их мнению, после падения монархии и отмены обер-прокурорства их должны заменить выборные представители от православного народа в органах управления Церковью при патриархе. В начале обсуждения вопроса о высшем церковном управлении одним из основных аргументов за патриаршество был тот, что Временное правительство будет далеко от нужд Церкви, поэтому для защиты ее интересов необходимо сильное церковное руководство, которое олицетворяло собой Церковь в глазах народа и перед государством. Нужно отметить, что сторонники восстановления патриаршества стали преобладать только под угрозой большевистского переворота. Члены Поместного Собора осознавали, что в случае прихода антирелигиозной большевистской партии, ей должна противостоять Церковь, возглавляемая духовным вождем - патриархом [11].
Очень важным событием в жизни церкви стало избрание 5 ноября 1917 г. Патриарха Московского и всея Руси, им стал митрополит Литовско-Виленской епархии Тихон (Белавин). Нужно отметить, что основным докладчиком по вопросу о необходимости восстановления в Церкви Патриаршего служения на Соборе выступил бывший Минский владыка - архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский). Можно вспомнить и о том, что епископ Георгий (Ярошевский) выступал против возрождения в Русской Церкви древнего института Патриаршества, это свидетельствует о том, что и среди белорусских представителей на Поместном соборе были разногласие по вопросу возрождения Патриаршества [22].
Поместный Собор проходил с перерывами в течении двух лет, всего состоялось три заседания : первое — с 15 августа по 9 декабря 1917 г.; второе — с 20 января по 20 апреля 1918 г.; третье — со 2 июля по 20 сентября 1918 г., когда заседания вынужденно пришлось прекратить [10].
Своеобразным итогом собраний 1917 г. касавшихся необходимости реформирования церковно-приходской жизни в Минской епархии, стала публикация в «Епархиальных Ведомостях» статьи под названием «Пастырская разруха». В ней был подведён нелицеприятный итог почти полугодовому обсуждению тех проблем, которые отягощали местную церковную жизнь. Констатация результатов этого обсуждения оказалась малоутешительной.
В октябре 1917 г. власть в России захватили большевики. В сфере их влияния оказались: Могилёвская, большая часть Минской и Полоцко-Витебской, а также небольшая часть Литовско-Виленской епархий. На этой территории насчитывалось около 1500 православных храмов.
Духовенство белорусских епархий после установления советской власти подверглось гонениям и конфискации имущества. В первые дни революции в епархиях и церквях была изъята ценная недвижимость: здания архиерейских подворий, консисторий, семинарий, духовных училищ, отдельных монастырей. Одним из первых декретов богоборчески настроенных большевиков был отделение школы от Церкви. После захвата власти большевиками отношение к Церкви со стороны новых властей резко ужесточилось. Декретом Совета Народных Комиссаров «О земле» от 26 октября 1917 г. церковь и приходское духовенство лишались прав собственности на землю. 4 декабря 1917 г. было издано «Положение о земельных комитетах», в распоряжение которых передавались конфискованные земли, в том числе церковные и монастырские. Декретом СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», от 11 декабря 1917 г., запрещалось преподавать Закон Божий в государственных, общественных и частных учебных заведениях.
В середине декабря 1917 года были изданы декреты о гражданском браке и гражданской метрикации, согласно которым ведение записей браков, рождений и актов смерти изымалось из ведения Церкви и передавалось отделам при городских, районных, уездных и волостных управах. Инструкция об организации таких отделов и порядке передачи им церковных регистрационных книг была опубликована января 1918 г. Декреты от 17 и 18 декабря объявляли обязательным лишь гражданский брак, церковный же рассматривался как «частное дело брачующихся». [10, 12, 14].
К 11 декабрю 1917 г. был издан декрет об отделении Церкви от государства и школы. Декрет состоял из 13 пунктов [ПриложениеЕ] [14,16].
13 декабря 1917 г. в здании Полоцкой духовной консистории начал работу чрезвычайный Полоцкий епархиальный съезд представителей духовенства и мирян под руководством протоиерея Алексия Донова, председатель съезда Бялынинский-Бируля. На нем было принято решение об учреждении церковно-епархиального совета. Он должен был состоять из 6 представителей духовенства и 6 представителей от мирян.
В начале января 1918 г. Витебский и Полоцкий епископ Пантелеймон официально разрешил деятельность Витебского кружка ревнителей религиозно-нравственного просвещения, в котором проходили лекции на религиозно-нравственные темы [22].
В 1918 г. посыпался ряд декретов и постановлений, направленных на удушение церкви. Самым важным из них был Декрет от 20 января (2 февраля) 1918 года. Он лишал Церковь всего имущества, движимого и недвижимого. При этом прекращались всякие государственные субсидии церковным и религиозным организациям.
Декретом от 20 января, запрещалось преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы. Граждане обучаться религии могут только частным образом [15, 19].
Спустя несколько дней Декрет начал действовать. В ночь с 23 на 24 января 1918 г., отряд вооруженных красноармейцев предпринял грабительский рейд по Минску. Был реквизирован архиерейский дом, затем произведен обыск среди учащихся Минской Духовной Семинарии. После 2 часов ночи, опечатали Свято-Духов монастырь, выставив в покоях настоятеля караул. Такое же действие была проведено в Спасо-Преображенской обители города.
Быстрое исполнение Декрета от 20 января вызывало справедливое негодование среди православной части жителей Минска. Особенно сильно волновались служащие железной дороги и почтово-телеграфного ведомства. Их многолюдные собрания заставили власть приостановить реквизиции.
Находившийся в это время в Москве на Поместном Соборе епископ Георгий, реагируя на происходившее, обратился к пастве вверенной его попечению епархии со следующим воззванием [Приложение Ж].
Своё послание епископ Григорий составил спустя 6 дней после того, как с аналогичным по духу воззванием к православным верующим России обратился Святейший Патриарх Тихон. Оба послания были зачитаны в церквях Минска 27 января 1918 г. за всенощным бдением, и 28 января за Божественной Литургией [14].
Гонение на верующих и кампания по отнятию недвижимости не успели развернуться на всей территории Восточной Беларуси в полную силу, но все же они прошли. В ночь с 17 на 18 февраля 1918 г. без предъявлений обвинений был арестован и помещен в тюрьму протоиерей И.Е. Овсянкин, также под дулами автоматов был допрошен личный секретарь епископа В. М. Карамышев.
Воспользовавшись революционными событиями, немецкие войска 18 февраля перешли в активное наступление и к 21 февраля захватили Минск. 24 февраля 1918 г. в Витебском кафедральном Николаевском соборе перед прострелянной иконой Спасителя, соборным чином был отслужен молебен, который возглавил сам епископ Пантелеймон. В марте фронт стабилизировался по линии: Полоцк - Сенно - Орша - Могилёв - Жлобин. Всю территорию Минской епархии оккупировали войска кайзеровской Германии. 3 марта 1918 г. между Советской Россией и Германией был подписан Брестский мир, по условиям которого преобладающая часть территории Белоруссии осталась под немецкой оккупацией. Примерно в это время в Минск из Москвы приехал владыка Георгий. Ко дню Святой Пасхи 1918 г. Святейший Патриарх Тихон возвёл его в сан архиепископа [12,14,21].
На свободных от немецкой оккупации белорусских землях продолжался красный террор. В июле 1918 года в Витебске большевики подвергли аресту 3 делегатов Поместного Собора Русской Православной Церкви, свободы были лишены: Феодор Иванович Григорович, Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля и Георгий Иванович Полонский, формального обвинения им не предъявлялось. Они стали жертвами волны массового террора против инакомыслящих, который охватил всю страну и явился ответом коммунистов на покушение эсеров на Ленина и убийство Володарского и Урицкого. В ночь с 11 на 12 сентября 1918 г. они были расстреляны, об этом написала 16 сентября 1918 года Витебская газета «Голос Бедняка» под заголовком «Ответ на белый террор» [12,21].
Перед судом Витебского губернского ревтрибунала 20 августа 1918 г. предстало 15 человек. Основным обвиняемым был клирик Николаевского собора священник Николай Заблоцкий, ему приписывали неверную трактовку «Декрета об отделении церкви от государства». Его 25 сентября 1918 г. приговорили к смертной казни, которую вскоре изменили на тюремный срок длительностью 15 лет и 20 лет поражения в правах.
В августе 1918 г. был арестован настоятель церкви села Котово Витебского уезда священник Порфирий Тихомиров.
Также в августе 1918 г. Невельский ревтрибунал принял решение выслать священника Старо-Сокольнической церкви Михаила Борисовича на 150 верст от своего прихода. Все эти события свидетельствуют о том, что против духовенства и мирян принимались жестокие меры [22].
В ноябре 1918 г., проведя огромные опустошения на захваченных ими землях, немцы под натиском красных войск оставили Белоруссию. Вместе с ними, опасаясь преследований со стороны большевиков, выехали владыки Георгий (Ярошевский) и Пантелеймон (Рожновский) [12].
Перед отъездом архиепископ Георгий (Ярошевский) собрал членов духовной консистории и объявил им, что он не может остаться в Беларуси, так как считает, что это небезопасно. Архиепископ Георгий опался большевиков потому, что во время оккупации Минска немцами он приветствовал их как освободителей от большевиков; был знаком с высшим немецким командованием, в частности с генералом Эйхгорном, главнокомандующим Восточным фронтом. Немецкие войска заранее поставили архиепископа Георгия в известность о времени эвакуации. Для него, а также архимандритов Александра (Иноземцева) и Афанасия (Вечерко) было выделено купе в экстренном поезде немецких войск для выезда из Минска. Их путь лежал на Украину, оказавшись там Георгий, был назначен управляющим Харьковской епархии. В 1920 году вместе с архимандритом Александром он переехал в Италию и поселился в городе Бари.
После того, как владыка Георгий в ноябре 1918 г. оставил Минскую епархию, её текущими делами временно управлял протоиерей Василий Очаповский, настоятель Свято-Екатерининского собора в Минске. По отзывам современников, это был человек «ясного, проницательного ума, непреклонной силы воли, изумительной работоспобности...». При административных дарованиях, свойственных ему, он в то же время «отличался простатою, сердечностью, доступностью, готовностью помочь всем и каждому...». До революции отец Василий в течение нескольких лет занимал должность заведующего епархиальным свечным заводом, являлся штатным членом Минской Духовной Констистории [14].
Вывод по данному периоду таков: на землях Беларуси, как и на землях России, проводились репрессии, аресты, убийства духовенства. При этом с ними поступали несправедливо, так как это проходило только из-за того, что священники занимались своими прямыми обязанностями: распространение веры, проповеди и т.д. Также проводилась конфискация большевиками икон и брошюр. От этой политики пострадали не только духовенство, но и миряне, примером служит убийство Бялыницкого-Бирули. Также в это время закрывались церкви, например в Могилёвской епархии. Период 1917-1918 гг. является очень важным в истории Православной церкви, так как в это время решалось ее будущее. Решение будущего проходило в Москве на Поместном Соборе, где в 1917-1918 гг. происходило решение быть Патриаршеству или нет. Активно принимали участие в Поместном Соборе представители духовенства и мирян с белорусских земель, которые принимали активное участие и участвовали в обсуждениях декретов.
Заключение:
Было исследовано положение Православной церкви на белорусских землях в годы Первой Мировой войны. Были изучены особенности её деятельности, рассмотрена деятельность священнослужителей и мирян во время Первой Мировой войны, раскрыта деятельность священников на фронтах. Их задачей было создать хорошее настроение и развить патриотизм к Родине у воинов и мирян.
Созданию патриотизма способствовало совместное времяпровождение священников и воинов на передовой линии. При каждой армии был хотя бы один священнослужитель, который принимал активное участие в их жизни. Они вместе с солдатами участвовали в боях, проводили богослужения, проповеди. Также чаще всего при Духовных Семинариях существовали госпитали, где лечились раненые военные, которые часто просились на фронт, еще не вылечившись, и при первой же возможности они возвращались на фронт. Также было изучено отношение большевиков к Православной церкви в 1917-1918 гг., когда активно проходила репрессии, аресты, убийства, бегство священнослужителей и поддерживавших Православную церковь мирян. Пострадало большое количество священников Восточной и Центральной Беларуси. Западная Беларусь пострадала от этого чуть меньше из-за того, что в 1917-1918 гг. она была оккупирована немецкими войсками, но и там священники боялись большевиков и конечно немцев, примером служит архиепископ Георгий (Ярошевский).
Развивалась и деятельность священников в распространении духовной литературы (журналов, газет), которые они раздавали войнам и мирянам для того, чтобы каждый знал, что их поддерживает Православная церковь.
Отношение к Православной церкви в это время было можно сказать двояким. Общество было разделено на две части: те, кто поддерживал церковь и те, кто поддерживал власть (большевиков).
Активно церковнослужители занимались благотворительностью и медициной. Почти при всех епархиях заходились лазареты, в которых оказывалась помощь раненым воинам.
Проблематика Православной церкви была затронута и на конференциях в Могилеве, где были представлены сведения, которые проходили в жизни Православной церкви и общества.
Итак, по книгам, документам и статьям, которые использовались при написании курсовой работы, можно сделать вывод, что ситуация на белорусских землях Российской империи было очень противоречивой. Если в первый период к духовенству царская власть относилась с уважением и терпением, так как семья Николая II была набожная. Если Николай II каждый день посещал церковь, то после отречение Николая II от царственного престола отношение к духовенству с приходом большевиков изменилось в худшую сторону особенно во 2 периоде (1917-1918 гг.). От церковной политики нового правительства пострадало много невиновных священников, они страдали только из-за того, что они делали свою работу, что не нравилось большевикам, которые очень плохо относились к самой церкви и духовенству.
Также во 2 период (1917-1918 гг.) произошло важное событие в истории Православной церкви, проходил Поместный Собор в Москве, на котором присустсвовали и представители духовенства белорусских земель. Выводом происходившего данного события является решение, которое было достигнуто очень тяжело. Собор решил возродить Патриаршество и на Поместном соборе Патриархом стал представитель из белорусских земель митрополит Литовско-Виленской епархии Тихон (Белавин).
Проделанная работа позволяет сделать вывод о сложившейся тяжелой ситуации Православной церкви в годы Первой мировой войны. Самое главное, что можно сказать, что духовенство никогда не бросала свою паству и прихожан в тяжелый жизненный период для всех жителей белорусских земель.
Литература:
1. Бабкин, М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. / М. А. Бабкин // http://www.tsaarinikolai.com [Электронный ресурс]. – 2006.- Режим доступа: http://www.tsaarinikolai.com/tekstit/Rossijskoe_duhovenstvo_i_Monarhija_v_1917_godu.pdf . - Дата доступа: 14.11.2014
2. Борун, Е. Н. Функционирование православных монастырей в пределах Могилевской епархии в 1841– 1917 годах / Е. Н. Борун // Музей истории Могилева [Электронный ресурс]. – 2013. - Режим доступа: http://www.ratusha-mogilev.com/files/KonfText.pdf. - Дата доступа: 14.11.2014
3. Виленская и Литовская православная епархия // Живой колос [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kolos.lt/ru/stranicy-istorii/124-vilenskaya-i-litovskaya-pravoslavnaya-eparkhiya.- Дата доступа: 14.10.2014
4. Восович, С. М. Миссионерская деятельность Православного духовенства в Могилевской епархии в конце XIX- начале XX вв. / С. М. Восович // Музей истории Могилева [Электронный ресурс]. – 2013. - Режим доступа: http://www.ratusha-mogilev.com/files/KonfText.pdf. - Дата доступа: 14.11.2014
5. Горбатский, А. Христианство часть 2 /А. Горбатский // Белорусская Интернет-Библиотека Kamunikat.org [электронный ресурс]. – 2008.- Режим доступа: kamunikat.org/ usie_knihi.html?pubid=23106.-Дата доступа: 12.10.2014
6. Густова, Л. А. Православное богослужебное пение на фронтах Первой Мировой Войны /Л.А.Густова // Репозиторий УО «БГУКИ» [электронный ресурс]. – 2012.- Режим доступа: http://repository.buk.by:8080/jspui/bitstream/123456789/793/1/PRAVOSLAVNOE%20BOGOSLUZHEBNOE%20PENIE%20NA%20FRONTAH.pdf.-Дата доступа: 12.10.2014
7. Документы по истории Православной церкви Беларуси XVIII-XX вв. В фондах государственных архивов Республики Беларусь / Комитет по архивам и делопроизводству при Совете министров Республики Беларусь: Межархив. справ./ Авт-сост. О.А. Добычина [и др.] -Мн: БелНИИДАД, 2003.- 284 с.
8. История Витебской духовной семинарии // Витебская православная духовная семинария [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vitds.by/семинария/история-семинарии. - Дата доступа: 12.10.2014
9. История церковных колоколов// http://cb.iatp.by [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cb.iatp.by/orthodox/m2.htm.- Дата доступа: 15.10.2014
10. Кашеваров, А.Н. Православная российская церковь и Советское государство (1917-1922) /А.Н. Кашеваров // Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orthos.org/biblio/history_scan/arhiv. - Дата доступа: 14.10.2014
11. Краткая история христианства, православия и Белорусской Православной Церкви: Начало христианского бытия // Православие.By [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.by/page_book/nachalo-hristianskogo-bytija. - Дата доступа:14.10.2014.
12. Кривонос, Ф. Белорусская Православная Церковь в 20 столетии / Ф. Кривонос // Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://orthos.org/biblio/history_scan/arhiv. - Дата доступа 14.10.2014
13. Кривонос, Ф. Минская Епархия в период революционных потрясений 1917 года и во время немецкой и польской оккупации Белоруссии (до марта 1921 года) / Ф. Кривонос // Сайт Минской духовной семинарии и академии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minds.by/articles/minskaya-eparhiya-v-period-revolyutsionny-h-potryasenij-1917-goda-i-vo-vremya-nemetskoj-i-pol-skoj-okkupatsii-belorussii-do-marta-1921-g#.VF-F1Mnp3IU .- Дата доступа: 12.10.2014
14. Кривонос, Ф. У бога нет мертвых / Ф. Кривонос // Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://orthos.org/biblio/history_scan/arhiv.-Дата доступа: 14.10.2014
15. Лавринович, Д.С. Октябристы в 1917-1918 годах к истории Витебского белорусского народного союза / Д.С.Лавринович // Российские и славянские исследования . -2009. -№4. -С.129-134
16. Мартос, А. Беларусь в исторической, церковной и государственной жизни /А. Мартос // Белорусская Автокефальная Православная церковь [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.belapc.org/litaratura/apanas-martas-belarus-v-istoriceskoj-cerkovnoj-i-gosudarstvennoj-zizni.- Дата доступа: 12.10.2014
17. Моряков, Л. Репрессованые Православные священно и церковнослужители / Л. Моряков // Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://orthos.org/biblio/history_scan/arhiv . - Дата доступа: 14.10.2014
18. Поспеловский, Д. Русская Православная Церковь в 20 веке / Д.Поспеловский // Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orthos.org/biblio/history_scan/arhiv . - Дата доступа: 14.10.2014
19. Святые мощи Ефрасинии Полоцкой // Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spas-monastery.by/shrines_of_the_monastery/holy_relics. - Дата доступа: 15.10.2014
20. Серафимовский лазарет при Минской Духовной Семинарии в годы Первой Мировой войны (1914-1917) // Сайт Минской духовной семинарии и академии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minds.by/academy/trudy/trudy-6/serafimovskij-lazaret-pri-minskoj-duhovnoj-seminarii-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny-1914-1917#.VF--R8np3IU.- Дата доступа: 15.10.2014.
21. Христианство в Беларуси: Православная церковная жизнь Беларуси под властью России// http://heart.by [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://heart.by/archives/1177.- Дата доступа: 14.10.2014
22. Хроника событий в жизни Полоцко-Витебской епархии в 1917-1918 годах // Духовенство и приходы Полоцко-Витебской епархии [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.witebsk.orthodoxy.ru/rubr.html.- Дата доступа: 11.11.2014.
23. Черепица, В.Н. Город-крепость Гродно в годы Первой Мировой войны / В.Н. Черепица // Белорусская Интернет-Библиотека [электронный ресурс].- Режим доступа: pdf.kamunikat.org/10084-1.pdf.- Дата доступа: 12.10.2014
24. Шейкин, Г. Н. 210 лет Минской Епархии / Г.Н.Шейкин // Официальный портал Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://exarchate.by/resource/Dir0056/Dir0083/Dir0102/Page0103.html. – Дата доступа:15.10.2014
Приложение: А
«Высочайший Манифест» от 24 июля 1914 г.»
«…Объявляется всем нашим подданным, что следуя своим историческим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и с особой силою проявились братские чувства русского народа к славянам в последние дни… Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство и целость России… В грозный час испытаний да будут забыты внутренние распри, да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага. С глубокой верой в правоту нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел, Мы молитвенно призываем на Святую Русь и доблестные войска Наши Божие Благословение»[23].
Приложение Б
Обращения Святейшего Синода к чадам Российской Православной Церкви»
«Всемогущему Богу в неисповедимых судьбах Его угодно было ниспослать Отечеству нашему новую годину тяжкого испытания… Народ русский в течение своей многовековой истории неизменно стремился к мирному прохождению своего жизненного пути. Но вместе с тем, народ российский всегда считал своею священной обязанностью защищать слабых и угнетенных меньших братий, родных по вере и по племени, памятуя слова Божии: «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положить за други своя». Ныне Россия нежданно вовлечена в брань с врагами. Предстоит защищать не только братьев наших по вере, но и постоять за славу нашего Царя, за честь величия Родины.
Воины русские, грядите с Богом на поля брани. Да увенчает Господь
оружие ваше победою… Грядите с глубокою верою в то светлое дело,
которому служите. Вера – оружие непобедимое. Бодро идите в бой: знайте,