Аппараты иных судебных органов как органы обеспечения деятельности судов в Российской Федерации
Кроме Судебного департамента органом, обеспечивающим деятельность судебных органов при осуществлении правосудия в Российской Федерации, являются аппараты судов (ст. 32 Закона о судебной системе). Но вместе с этой основной задачей аппараты судебных органов выполняют более конкретные. Так, на них лежит обязанность организационного, научно-аналитического, справочно-информационного, материально-технического, ресурсного и социально-бытового и иного обеспечения деятельности судебных органов. Кроме того, аппарат суда осуществляет деятельность по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти государства. В качестве исключения выступают аппараты судов общей юрисдикции. Дело в том, что большинство задач, которые выполняют аппарат Конституционного Суда РФ, аппараты арбитражных судов РФ, в судах общей юрисдикции осуществляет Судебный департамент.
По правовой природе все аппараты судебных органов, независимо от судебной системы, судебного звена или судебной инстанции, имеют приблизительно одинаковую структуру, одинаковые полномочия. Как правило, в аппаратах судов высшего звена имеется больше структурных подразделений, чем в аппаратах судебных органов первого звена или второго звена. Кроме того, количественный состав работников аппарата судов высшего звена насчитывает больше должностей государственных гражданских служащих или иных работников, чем аппараты судов первого или второго звена.
Конституционный Суд РФ для эффективного обеспечения своей деятельности имеет следующую структуру аппарата[6]:
— секретариат Председателя Конституционного Суда РФ;
— секретариаты заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;
— аппараты судей этого Суда;
— секретариат Конституционного Суда РФ;
— Управление государственной службы и кадров;
— Финансовое управление;
— Управление делами;
— Представительство Конституционного Суда в Москве.
Кроме того, в аппарате Конституционного Суда РФ образуются должности: помощника (советника) судьи, главного консультанта, старшего консультанта, ведущего специалиста — заведующего делопроизводством, руководителя секретариата, заместителя руководителя секретариата, консультанта, начальника управления, начальника отдела, заведующего библиотекой — главного консультанта, заведующего архивом — старшего консультанта, советника КС РФ, управляющего делами и т.д.
Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда (ч. 2 ст. 37).
Арбитражный суд г. Москвы для эффективного осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности образует структуру своего аппарата из следующих подразделений[7]:
— руководитель аппарата суда;
— секретариат Председателя суда;
— организационно-аналитическое и контрольный отдел;
— отдел кадров и государственной службы;
— отдел бухгалтерского учета и отчетности;
— отдел делопроизводства;
— отдел информатизации;
— общий отдел;
— первый отдел;
— Управление делами;
— отдел материально-технического обеспечения;
— группа регистрации заявлений и документов;
— группа распределения.
В данных структурных подразделениях аппарата арбитражного суда г. Москвы сообразуются должности: руководитель аппарата, администратор арбитражного суда, заместитель руководителя аппарата, руководитель секретариата председателя суда, управляющий делами, заместитель руководителя секретариата председателя суда, заместитель управляющего делами, начальник отдела, заместитель начальника отдела, помощник председателя суда, советник председателя (первого заместителя председателя) суда, помощник первого заместителя (заместителя) председателя суда, помощник судьи, ведущий специалист 3-го класса, главный специалист, секретарь судебного заседания, ведущий специалист, старший специалист 1-го разряда, старший специалист 2, 3-го разряда.
В аппаратах районных судов, а также в аппаратах гарнизонных военных судов общей юрисдикции для эффективного осуществления правосудия создаются следующие должности: начальник отдела, заместитель начальника отдела, помощник председателя суда, помощник судьи, консультант, главный специалист, ведущий специалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, специалист, старший специалист 1-го разряда, старший специалист 2-го разряда, старший специалист 3-го разряда.
В аппаратах судов РФ на соответствующих должностях предусмотрена государственная гражданская служба. Для поступления на государственную гражданскую службу на должности в аппаратах судов к кандидатам предъявляются квалификационные требования, которые предусмотрены ст. 12 Закона о государственной гражданской службе и Квалификационными требованиями к должностям государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента, утвержденными приказом Судебного департамента от 27 июля 2006 г. № 69. Данные Квалификационные требования к должностям гражданской службы делятся на три группы. Первая — содержит квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования: наличие высшего профессионального образования является обязательным требованием для лиц, замещающих или претендующих на замещение должностей гражданской службы в аппаратах судов общей юрисдикции категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы. Наличие высшего юридического образования является обязательным для лиц, замещающих или претендующих на замещение в аппаратах судов общей юрисдикции должностей гражданской службы, для которых необходимость такого образования предусмотрена должностными регламентами. Для должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы является обязательным наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности (п. 2 Квалификационных требований).
Вторая — к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности. Так, в аппаратах судов общей юрисдикции к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) устанавливаются следующие требования:
— высшие должности гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
— главные должности гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
— ведущие должности гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
— старшие должности гражданской службы — не менее трех лет стажа работы по специальности;
— младшие должности гражданской службы — без предъявления требований к стажу (п. 3.1 вышеназванных Квалификационных требований).
Третья группа — к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (п. 4 вышеуказанных Квалификационных требований). В данном случае речь идет о профессиональных знаниях и навыках кандидатов на соответствующие должности в аппаратах судов.
Государственным гражданским служащим, проходящим государственную гражданскую службу в аппаратах судов, присваиваются соответствующие классные чины. Классные чины государственно-гражданским служащим аппаратов судов присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы.
Различают следующие классные чины юстиции, которые присваиваются в аппаратах судов Российской Федерации: юрист 3 класса, юрист 2 класса, юрист 1 класса, советник юстиции 3 класса, советник юстиции 2 класса, советник юстиции 1 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации (п. 1 Указа Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».
Кроме того, государственным гражданским служащим аппаратов судов предъявляются правила поведения, которые являются одним из условий труда работников аппарата суда. Они предусмотрены Правилами поведения работников аппарата суда, утвержденными постановлением Совета судей РФ от 27 апреля 2006 г. № 156.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой Судебный департамент при Верховном Суде РФ?
2. Каков состав и система Судебного департамента при Верховном Суде РФ?
3. Какие подразделения входят в структуру Судебного департамента при Верховном Суде РФ?
4. Кто возглавляет Судебный департамент при Верховном Суде РФ?
5. Какие требования предъявляются к лицам, поступающим на государственную службу в систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ?
[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 316.
[2] URL: http://ssrf.ru/ss_detale.php?newid=6528 (дата обращения 11 сентября 2012 г.).
[3] См.: Миронов А. А. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» / под ред. Е. В. Шкуновой. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
[4] См.: Нехаев В. В., Нехаева Т. Г., Беспалов В. П. Комментарий к Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. С. 7—8.
[5] Осипова И. Н. Комментарий к Федеральному закону от И января 1995 г. V' 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». URL: http: // consbltant-ru> (дата обращения — 11 сентября 2012 г.).
[6] URL: http:// hghltd.yandex.net/yandbtm?text=aппapaт (дата обращения сентября 2012 г.).
[7] URL: http://www.msk.arbitr.ru/about/structure (дата обращения — 11 сентября 2012 г.).