Борьба с иноземными завоевателями
В начале ХIII в. знаменитый монгольский завоеватель Темучин, или Чингисхан (великий хан), образовал огромное государство, про- стиравшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря. В то время он был единственным претендентом на власть во всей Монголии. В 1206 г. на берегу р. Онон состоялся хурал (собрание), на который съехались вожди всех племенных групп Монголии. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чин- гисхан. Став ханом, он продолжал укреплять порядок, соответство- вавший интересам завоеваний. «Толпы», «тысячи», «сотни», «десят- ки» считались не только военными подразделениями, но и админист- ративными единицами. «Закон» («Великий Ясе») Чингисхана про- никнут духом защиты интересов кочевой знати и ее великого хана. Это был настоящий крепостнический устав. Поддерживалась желез-
ная дисциплина; если один воин бежал с поля боя, то за это убивали весь десяток, к которому он принадлежал. При осаде городов пощада населению давалась только в случае немедленной сдачи. Часто жите- лей из осажденных городов выгоняли в поле, чтобы удобнее было грабить, затем всех воинов убивали, а ремесленников с семьями так же, как и молодых женщин и девушек, уводили в рабство.
Так кто же все-таки напал на Русь в середине ХIII в.: монголы или татары, а может быть, монголо-татары или татаро-монголы? Идет ли речь об одном народе? Что касается русских летописей, то они единогласно называют своих врагов татарами, начиная с битвы на Калке в 1223 г. А вот монгольские и китайские материалы дают не- сколько иную картину. Китайцы употребляли этноним «татары» как синоним европейскому понятию «варвары» по отношению ко всем монгольским племенам. Причем собственно татар они называли «бе- лыми татарами». Жившие севернее монгольские племена назывались
«черными татарами», а обитавшие в еще более северных лесах – «ди- кими татарами». Самого Чингисхана китайская историческая тради- ция относила к «черным татарам». В начале XIII в. Чингисхан в отме-
стку за отравление своего отца предпринял против собственно татар
значительный по военным силам карательный поход. Сохранился приказ: владыка предписывал уничтожить всех татар ростом выше тележной оси. В результате татары как военная и политическая сила были стерты с лица земли. Примечательно, что сами монголы татара- ми себя не называли. Следовательно, появившаяся в Европе в 1236 г. армия хана Бату (Батый) состояла из монгольских воинов. Из восточ- ных источников известно, что решение о походе принималось в 1235 г. на съезде – курултае – всех членов дома чингизидов и высшей степ- ной аристократии Монголии. Главнокомандующим был утвержден внук Чингисхана – Батый (Бату), а его помощниками 11 принцев с собственными военными силами, а также лучший монгольский пол- ководец Субедей. Армия готовилась целый год: ковали оружие, изго- тавливали доспехи, копили продовольствие, т.е. дело затевалось серь- езное, и говорить о молниеносном набеге не приходится. Под знаме- нами хана собралось около 65 тыс. воинов.
После завоевания монгольскими ханами Средней Азии и Кавка-
за последовало их вторжение в пределы Руси. Русские князья, узнав о разгроме половцев, собрались на съезд в Киев. Южнорусские князья решили, что лучше сразиться с захватчиками «на чужой земле, неже- ли на своей», и выступили навстречу врагу. В поход двинулись киев-
ские, галицкие, черниговские, смоленские и волынские русские пол- ки, а также половцы. Но между ними не было единства, каждый полк сражался сам по себе. Это привело к роковым последствиям. 31 мая
1223 г. на берегу Калки произошло кровопролитное сражение. Рус- ский народ потерпел поражение. Новый поход начался в 1236 г. Те- перь во главе войска стоял внук Чингисхана Батый. Монгольские за-
хватчики вышли на Каму, разорили волжских болгар, через мордов- ские степи в 1237 г. вступили в Рязанское княжество, потребовали его подчинения. Рязанцы попросили помощи у Владимира и Чернигова, но не получили поддержки. Один за другим пали рязанские города,
на седьмой день пала и Рязань. Жители были перебиты и погибли во время пожара. Взяв Коломну, монгольское войско подступило к Мо- скве и овладело упорно сопротивлявшимся городом: «Тое же, – со- общает летописец, – взяше Москву татарове ... а люди избиша, а град
и церкви святые огневи предаша, и монастыри вси и села пожюша».
В течение двух лет Батый покорил всю Северо-Восточную Русь,
причем особенно ожесточенное сопротивление татарам оказал не- большой город Козельск, жители которого были поголовно истребле- ны. В 1239–1240 гг. Батый покорил юго-западные русские земли, взял
и разорил Чернигов, Переяславль. Вскоре под ударами Батыя пали и
были разорены дотла Тверь, Кострома, Владимир, Суздаль, Ростов, Дрославль... В 1240 г. печальная участь постигла и «мать городов русских» – Киев. Обескровленная Русь вынуждена была перенести свои святыни на север, во Владимир, потом в Москву. А «Корсунов- ская страна» – Таврида, ставшая Крымом, надолго превратилась в главную опору грабительских набегов золотоордынцев на север и се- веро-запад Руси.
Яркое впечатление о Руси и Золотой Орде оставил монах – ди- пломат Плане Карпини, побывавший там в 1245 г. Даже через пять лет после монгольского погрома он видел «бесчисленные головы и
кости мертвых людей, лежавших на поле», а от огромного Киева со-
хранилось лишь 200 домов, жителей которых завоеватели держали «в самом тяжелом рабстве».
После покорения русских земель массы татарского народа рас- положились на жительство на юго-востоке целинной Русской равни- ны, основав так называемую Золотую Орду со столицей Сарай на
нижней Волге (недалеко от Астрахани). Под ее властью находились
все причерноморские, приуральские и частью западно-сибирские степи, а также все русские земли.
Разгромленная, подавленная и опустошенная русская земля ста- ла «улусом» татарского хана. Власть татарского хана, или «царя», не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти (как указано в русской летописи). Оставшиеся в живых после татарского погрома русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных прав.
Все население покоренных земель (за исключением духовенства) было переписано и обложено тяжелой татарской данью. Какую же дань платила Русь? В некоторых документах говорится о сумме в 5 тыс. руб- лей, собираемых с северо-восточных княжеств. В весовом значение эта цифра превышала тонну серебра (в масштабе цен XIV в. огромная сумма). В Золотой Орде в середине ХIV в. насчитывалось 110 горо- дов, а в Северо-Восточной Руси было 5% городов. Значительная их часть была выстроена на русское серебро руками пленных мастеров. (Для справки: крупное село с крестьянами и налаженным барским хо- зяйством стоило тогда несколько десятков рублей.).
Сбор дани с русского населения проводили непосредственно та-
тарские чиновники – баскаки и данщики, или бесерменские купцы, которые, уплатив хану требуемую сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Тяжесть татарской дани вместе с поборами, притесне- ниями и насилиями сборщиков вызывала возмущения, часто перехо- дившие в восстания (Суздальская земля, Ростов, Ярославль и т.д.). Нужно отметить, что от платежа тяжелой дани («выхода») было из- бавлено все русское духовенство с церковными людьми.
Татары относились с полной терпимостью ко всем религиям.
Русская православная церковь не только не имела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые льготные грамоты («ярлыки»), которыми обеспечивались пра- ва и привилегии духовенства и неприкосновенность церковного имущества. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и нацио- нальное единство русского «крестьянства», противопоставляющего себя «поганству» своих завоевателей и угнетателей, что послужило впоследствии могучим средством национального объединения и на- ционально-политического освобождения от ига «нечестивых агарян».
Влияние татарского ига на внутриполитические отношения в русских княжествах сказалось в усилении княжеской власти над на-
селением и ослаблении вечевого, или демократического, элемента в
Северо-Восточной Руси. «Нашествие татар впервые познакомило русские княжества с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться безусловно...».
Татаро-монгольское иго нанесло колоссальный урон русскому народу. Монголо-татары задержали развитие русских земель не на
одну сотню лет, но не могли его остановить, их строй был отсталым
по сравнению с общественным строем завоеванных ими стран. Не- смотря на страшное разорение, русский народ продолжал вести неус- танную партизанскую борьбу с захватчиками. (Предания о рязанском
богатыре Евпатии Коловрате; археологические раскопки Киева, Ряза-
ни и других городов позволяют дополнить картину народной оборо- ны городов на Руси. Найдены развалины домов, церквей, груды ске- летов жителей, павших в бою и лежавших в воротах домов с мечами,
булавами и даже ножами в руках. Эти данные подтвердились совсем
новыми раскопками в Рязани в 1992 г.).
На наш взгляд, самое краткое, емкое и точное определение мон-
гольского ига на Руси принадлежит Марксу: «Оно не только подавля-
ло, но оскорбляло и иссушало душу народа, ставшего его жертвою».
Великая и трагическая судьба православной Руси заставляла ее по- стоянно бороться на два фронта. На востоке это была Азия, представ- ляемая сначала языческой, а потом мусульманской ордой и ее хана-
ми. На западе – «латинская» Европа в лице шведских и немецких ры-
царей-крестоносцев и польско-литовского государства, захватившего и окатоличевшего западные княжества Руси. Монголо-татары исто- щали Русь материально, но не трогали ее духовную жизнь, несли
«рабство телу, но не душе». Запад же с его агрессивно-миссионерским
католичеством сулил рабство и телу, и душе. Понявший это князь Александр Невский избрал Восток предметом своих дипломатиче- ских усилий, а меч свой обратил против захватчиков – шведов и нем-
цев, в чем ему оказывали поддержку находящиеся в заключенном
«соглашении» татары. Наверное, князь Александр одним из первых понял «евразийское» предназначение Руси, спасительное для ее души и примирявшее в лице России Европу и Азию. Однако путь к этому
равновесию был еще долог. Он пролегал через Куликовскую битву и
стояние на реке Угре. Он вел через смуту и изгнание поляков из оск- верненного ими Кремля к постепенному вытеснению их с древнерус- ских западных княжеств и освобождению Киева – матери городов
русских. Этот путь объединил правороссов – русских, белорусов, ук-
раинцев в одной общей судьбе, сделав их неуязвимыми в борьбе с духовно-агрессивной «латинской» Европой и материально истощав- шей Азией.
Монгольское иго привело Русь не только к фактическому разде- лению на северо-восточную и юго-западную, но и к снижению ее по- литического авторитета на европейской арене. Нет сомнений, что на- беги шведов (1240 г.) и немцев (1242 г.) были прямым следствием монгольского погрома. Европейцы прекрасно знали, что Новгороду и Пскову никто не сможет помочь. Для этого просто не было сил.
В тяжелые годы монгольского нашествия русскому народу при- шлось отражать натиск немецких и шведских феодалов. Шведское правительство направило против Руси крупные силы под предводи- тельством ярла (князя) Биргера. Целью этого похода был захват Ла- доги, а в случае удачи – и самого Новгорода.
На рассвете июльского дня 1240 г. шведская флотилия неожи-
данно появилась в Финском заливе и, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Здесь был раскинут временный лагерь шведов. Новгородский князь Александр Ярославович получил сведения о приходе врагов, собрал дружину и часть новгородского ополчения. Учитывая, что шведское войско было гораздо многочисленнее русского, Александр решил нанести шведам неожиданный удар. Ударами вдоль Ижоры и Невы шведское войско было опрокинуто и оттеснено в угол, обра-
зуемый двумя реками. Соотношение сил изменилось. Русские конные
и пешие отряды, соединившись, сбросили врага в реку. План талант- ливого полководца, рассчитанный на внезапный удар по шведскому войску, в сочетании с геройством простых воинов обеспечил быст- рую и славную победу. Русских пало всего около двадцати человек,
«число убитых шведов оказалось очень велико: ими были наполнены пять кораблей». (Шведские народные певцы, скальды, никогда не
слагали песен о бесславном походе на Русь надменного ярла Биргера,
разбитого двадцатилетним новгородским князем Александром, под- нявшим на защиту родной земли свою дружину и всех людей, безза- ветно преданных своей Родине. Была образована не только единая го- сударственная территория, но и началась перестройка всей политиче- ской системы на Руси.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины феодальной раздробленности русских земель.
2. Какие вы знаете точки зрения по вопросу о последствиях мон-
голо-татарского нашествия на Русь?
|