Теория идеологии - методологическая основа курса
Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процессе обучения;
2) познание определенных явлений в результате научного исследования. В данном курсе в различных контекстах он употребляется либо в одном, либо во втором значении.
Во-первых, под изучением идеологии белорусского государства понимается процесс усвоения обучаемыми ее содержания. Это достигается путем ознакомления либо с документами, в которых закреплены важнейшие положения идеологии белорусского государства, либо с учебными материалами, в которых в систематизированном виде представлено содержание данной идеологии, а также путем сочетания этих двух методов. Изучение идеологии белорусского государства в данном смысле есть основная задача учебного курса.
Во-вторых, под изучением идеологии белорусского государства понимается ее научное познание путем использования определенных исследовательских методов и закрепления полученных результатов в виде научно-аналитических материалов. Как уже отмечалось, любая идеология, в том числе идеология государства как целостная совокупность идей, ценностей и Представлений, может выступать в качестве объекта научного исследования. Именно в связи с таким пониманием изучения идеологии государства и встает вопрос о методологии познания данного феномена.
В современной науке под методологией понимается область познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В учебниках и учебных пособиях по определенной научной дисциплине обычно имеется раздел, посвященный характеристике используемых в данной науке методов исследования, ее важнейших понятий и категорий, а также и особенностей интерпретации (истолкования, объяснения) изучаемых объектов или явлений. Такие разделы обычно называются методологическими основаниями данной науки. В более узком значении термин «методология» означает совокупность средств, методов и приемов, используемых в какой-либо области познания. Применение тех или иных научных методов определяется целью познавательной деятельности, решаемыми исследовательскими задачами и особенностями объекта изучения [1].
В нашу задачу не входит представление здесь различных исследовательских методов — они чрезвычайно разнообразны. Однако в связи со спецификой предмета данного курса отметим, что всякое научное познание опирается на ранее полученные представления о том классе объектов, к которому принадлежит изучаемый предмет или явление. Познавательное значение уже имеющегося знания резко возрастает, если оно организовано в виде теории. Научная теория (от греч. - наблюдение, исследование) есть логически выстроенный комплекс идей, понятий и утверждений, объясняющих какой-либо класс явлений [2]. Теория выступает в качестве своеобразной матрицы, направляющей дальнейший исследовательский поиск, определяющей характер аналитических действий и служащей основой истолкования полученного нового материала. Поэтому методами или, методологическими основаниями, познания тех или иных предметов и явлений принято называть также сложившиеся научные принципы и теории, объясняющие данный класс объектов. Этим утверждением мы воспользуемся для определения методологической основы изучения идеологии белорусского государства.
Идеология государства или, точнее, государственная идеология есть один из видов идеологии. Если идеология белорусского государства стала объектом изучения буквально лишь несколько лет назад, то идеология как социально-политическое явление подвергается научному анализу уже более двухсот лет. За это время сложился комплекс понятий и положений, объясняющих феномен идеологии. Этот комплекс содержит доводы относительно наличия идеологии как особого феномена сознания групп людей, определение понятия идеологии, представления об условиях ее возникновения и процессе развития, об особенностях языка идеологии, о формах и уровнях ее проявления, о выполняемых ею социальных функциях, о видах идеологии, ее соотношении с другими социальными явлениями. Данный комплекс понятий и утверждений не только дает достаточно целостное представление об идеологии как явлении, но и содержит определенный механизм построения знания о ней и ее конкретных видах. Поэтому он отвечает критериям научной теории и может служить методологической основой исследований различных видов идеологии.
Таким образом, теория идеологии является методологической основой изучения такого ее вида как государственная идеология, а значит, и идеологии белорусского государства в частности. Опираясь на комплекс устоявшихся понятий и утверждений, относящихся к феномену идеологии, можно получить целостное представление и о содержании идеологии белорусского государства. Стало быть, изложению в учебном курсе идеологии конкретного государства должно предшествовать ознакомление с теорией идеологии и сложившимися представлениями о государственной идеологии в частности.