Глава 6. традиционные идеалы и ценности белорусского народа
Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности
Понятие цивилизации
Социокультурная самобытность каждого народа является результатом процесса его собственного становления и развития (этногенеза) и его взаимодействия с другими окружающими его общностями. Близкие по своей пространственной локализации и чертам культуры этнические общности образуют более широкие человеческие сообщества — цивилизации, которые, со своей стороны, становятся средой жизнедеятельности составляющих их групп людей. Поэтому постижение традиционных идеалов и ценностей определенного народа предполагает предварительное рассмотрение его цивилизационной принадлежности, а значит, и его родовых социокультурных черт. Термин «цивилизация» (от лат. — гражданский, государственно-правовой) ввели в научный оборот просветители XVIII в. Они использовали его для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, а значит, на разумных и справедливых началах. Цивилизация противопоставлялась ими патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своем развитии сообществ как в древности, так и на открытых европейцами в XVI—XVIII вв. землях. В последующем это понятие, сохраняя свое первоначальное содержание, стало вместе с тем приобретать различные интерпретации. Так, в XVIII в. была предложена трехчленная периодизация процесса общественного развития, с выделением в нем стадий дикости (собирание и потребление людьми готовых продуктов природы, незнакомство с собственностью), варварства (возникновение примитивных орудий труда и собственности) и цивилизации (развитие производящего хозяйства, возникновение государства и законодательное закрепление собственности). Во второй половине XIX в. получило распространение употребление понятия «цивилизация» во множественном числе, которое использовалось для обозначения культурного своеобразия региональных и локальных типов человеческих сообществ. К концу XX в. утвердилось понимание цивилизаций как локализованных в пространстве и во времени сообществ людей, характеризующихся специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием их материальной и духовной культуры.
Предпосылкой возникновения цивилизаций является, таким образом, наличие в сообществе феномена, который принято называть культурой, т.е. создаваемых участниками сообщества, сберегаемых ими и передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей (предметов и явлений), а также способов их созидания. Определяющей характеристикой цивилизации является религия, в силу чего ряд исследователей именуют цивилизации по господствующим в них религиям. Как заметил американский исследователь К. Доусон, «великие религии — это основание, на которых покоится великие цивилизации» [1].
Цивилизация может включать в себя несколько государственно-организованных сообществ, либо одно. Движение цивилизации есть процесс ее перехода от одного качественного состояния в другое. В различных регионах мира могут возникать и одновременно существовать несколько цивилизаций, которые взаимодействуют, могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать в себя субцивилизации. Границы между цивилизациями редко бывают четкими, но они вполне реальны. Цивилизации есть явление историческое, они зарождаются, формируются, развиваются, достигают своей зрелости, деградируют и погибают. Источником динамизма цивилизаций могут выступать как внешние, так и внутренние факторы их существования; любая цивилизация может быть разрушена извне, но она может изжить себя и вследствие внутренней эволюции.
Согласно американскому исследователю Самюэлю Хантингтону (р. 1927), облик современного мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций: западная, которую составляют Европа (в границах распространения западного христианства), Северная Америка, а также Австралия и Новая Зеландия; китайская или конфуцианская, которая не ограничивается Китаем, а включает в себя страны с родственной культурой вне Китая (в том числе Вьетнам и Корею); японская; индуистская; исламская; православная, или славяно-православная (с центром в России); латиноамериканская; и, возможно, африканская [2].
Хантингтон актуализировал также ранее высказанную английским историком Арнольдом Тойнби (1889—1975) мысль о грядущем конфликте цивилизаций (столкновение цивилизаций) как завершающей фазе глобальных конфликтов в современном мире. Если в годы холодной войны, по мысли Хантингтона, основные очаги кризисов и кровопролития сосредотачивались вдоль политических и идеологических границ, то теперь они перемещаются по линии разлома цивилизаций. Главными осями международной политики и, следовательно, линий цивилизационных столкновений, по Хантингтону, станут отношения между Западом и остальным миром.