О «единстве» и «научности» государственной идеологии
Относительно проблемы единой государственной идеологии, существуют диаметрально противоположные суждения — как
безоговорочные признания государственной (национальной) идеологии и необходимости ее систематической разработки, так и утверждения о том, что «единой и целостной национальной идеологии как системы не может быть в принципе» [26]. Вторая точка зрения обосновывается тем, Что со сменой властвующего субъекта меняется и официальная Идеология государства. Так ли это на самом деле?
Мы знаем, что идеология есть атрибутивный признак государства. В основе деятельности любого политического субъекта, в том числе государства и всех его институтов, в одно и то же время не может находиться несколько несовпадающих друг с другом в их базовых положениях идейных построений. В каждый данный момент основу деятельности государства составляет система идей, состоящая из вполне определенных понятий, высказываний и их логических отношений. Без такой системы идей нет и не может быть целерационального, осмысленного Политического действия любого социального субъекта, в том числе и нации. Как писал древнеримский философ Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), «кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает» [27]. Несоблюдение данного условия есть верный признак начала деградации и последующей гибели нации-Государства. В этом смысле идеология государства едина.
Вместе с тем национально-государственная идеология, как и любая относительно целостная совокупность идей, под влиянием меняющихся условий жизни народа подвержена эволюции, т.е. развитию, обновлению и даже радикальному преобразованию в каких-то своих элементах. Из этого вытекает возможность сосуществования различных подходов к теоретической интерпретации истории данного народа, и его положения в мире, а также его национального интереса, и путей его реализации. Напомним, что каждая политическая сила стремится внедрить в общественное сознание свои представления о прошлом данного народа, его современном положении, его интересах и устремлениях, а также путях их реализации. Поэтому при смене субъекта властвования неизбежно вносятся коррективы в официальную идеологическую доктрину, не затрагивая при этом проявляющиеся на социогенетическом уровне идеалы, ценности и представления нации. В этом смысле идеология любого государства в различные периоды его исторического развития не абсолютно тождественна самой себе. Данное положение находит свое выражение не только в периодической корректировке политического курса государства, но иногда и в замене названия самого государства.
Государственная идеология также есть не более и не менее научная идеология по сравнению с частными политическими идеологиями. В государственной идеологии также синтезируются как объективное, т.е. научное, знание, так и идеи субъективного свойства. Поэтому государственная идеология в принципе не может претендовать на статус единственно верной или научной идеологии. Вместе с тем государственная идеология, как ни одна частная идеология должна быть выверенной в научном отношении, ибо в противном случае она не сможет выполнить свое общественное предназначение. Та или иная степень научной обоснованности совокупности идей и представлений, которой руководствуются социальные субъекты, является необходимым условием рациональности их действий. В идеале государственная идеология должна базироваться на всем массиве научного знания, которое накоплено данным народом о самом себе и окружающем его мире. «Любое человеческое общество, — пишет американский исследователь Т. Парсонс, — обладает значительными запасами эмпирически обоснованных знаний о своем природном окружении, в котором действуют его члены, о самом себе и о других обществах. То, что эти знания систематизированы в свете представлений современной науки эмпирически, а не теоретически, не меняет дела. Более того, основная часть действий члена любого общества должна быть понята на основе этого знания» [28].
Таким образом, хотя национальный интерес, составляющий основное содержание государственной идеологии, и может быть выражен по-разному различными социальными силами, это вовсе не означает отсутствия в государственной идеологии объективного содержания. Жизненные интересы и устремления данного народа, так же как и его историческое прошлое и реальное положение в окружающем мире, вполне поддаются рациональной теоретической интерпретации и объективации в виде политических институтов и процессов.
Поэтому в равной мере лишены оснований как отрицание самого феномена государственной идеологии в качестве лежащей в основе деятельности государства относительно целостной совокупности идей, ценностей и представлений, так и претензии таковой на статус единственно верной и не подлежащей никаким изменениям идеологической системы. Следовательно, речь необходимо вести не об отказе от государственной идеологии как таковой и не о навязывании обществу какой-либо частной идеологической доктрины как единственно верной, а о правильном понимании соотношения частных идеологий и государственной идеологии в гражданском обществе.
Мировоззренческий плюрализм и государственная идеология в гражданском обществе, следовательно, не только совместимы друг с другом, но и, более того, предполагают друг друга. Государственная идеология есть в сущности своей идейная «скрепа» гражданского общества, общий знаменатель циркулирующей в нем совокупности идей и представлений, относящихся к различным областям общественной жизни. Без таковой, равно как и без института права, общество погрязнет в бесконечных спорах, в выяснении каждым социальным субъектом только своей «правды».