Роль юридического образования

Петр I активно стремился распространить в русском обществе юридическое образование. С этой целью посылались молодые люди за границу для изучения науки права, переводились труды по юриспруденции. При учрежденной им Академии наук "положено было место для законоведения".

Правильно поставленное юридическое образование, базирующееся на достижениях юридической науки, лишенной правовой демагогии , стимулирует правомерное поведение граждан, культивирует общественное мнение (Ж.-Ж. Руссо: "Общественное мнение есть своего рода закон...") по вопросам правового бытия, сводит до минимума различные виды отклоняющегося, неправомерного поведения, совершенствования правовых нормативов, их правильное применение в конкретных правовых отношениях.

Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации - радио, телевидения, печати, Интернета.

Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение. Правовая культура выступает в качестве важного критерия правового бытия человеческого общества, зрелости и ценностной значимости его государственных институтов, правовых нормативов.

Юридическая наука является важной областью человеческой деятельности. Юридическая наука представляет собой систему специальных знаний о праве, правовых явлений, а так же тех общественных явлений, которые непосредственно взаимодействуют с правом. Предметом данной науки являются: закономерности государства и права, правовая материя и догма права, техника юриспруденции.

В современной России термин «образование» следует рассматривать в двух аспектах: как систему и как процесс. Система образования складывается из нормативных актов, регламентирующих как порядок формирования и функционирования образовательных учреждений, так и определяющих основные направления образовательной политики, образовательных учреждений, отношений в сфере образования. Процесс образования представляет собой сложное отношение, в рамках которого одни субъекты предоставляют образовательные услуги, а другие ими пользуются.

Юридическое образование связано с подготовкой юристов - профессиональных сертифицированных специалистов, обладающих определенными знаниями о праве как о регулятивно-охранительной системе; умениями - практическими способностями, позволяющими адекватно реагировать на возникающие юридические ситуации (казусы); навыками - динамическими стереотипами поведения в условиях типовой юридической ситуации, складывающимися в ходе практической деятельности в той или иной сфере правового регулирования.

Получается, что юридическое образование не выполняет своей основной функции - подготовки специалистов, адаптированных к реалиям правового регулирования в данной политико-правовой системе на данном этапе ее существования, а это, в свою очередь, влечет снижение эффективности механизма правового регулирования. Положение может еще более усугубиться в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, если подготовка специалистов-юристов будет полностью переведена на уровень бакалавриата с четырехлетним сроком обучения. Ни следователь, ни дознаватель, ни прокурор, ни судья, ни адвокат, ни учитель права, получившие диплом бакалавра,

осуществлять свои полномочия должным образом не смогут, поскольку общий уровень их профессиональной подготовленности будет неизбежно снижен.

Поскольку распространение юридических знаний, пропаганда права, воспитание надлежащего правосознания и правовой культуры населения, просветительно-разъяснительная работа - обязанность юристов, особенно работников правоохранительных и судебных органов, их надо учить этому еще в стенах вуза. Следовательно, есть необходимость включения в учебные планы юридических вузов таких курсов, как "Методика преподавания права", "Основы правового воспитания", "Методика распространения юридических знаний среди населения", "Социально-правовые основы участия граждан в обеспечении правопорядка". В ныне действующем же Государственном образовательном стандарте по юриспруденции они отсутствуют, хотя в нем к требованиям профессиональной подготовленности юриста и отнесены: обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

Россия нуждалась и еще остро нуждается сегодня не просто в юристах, а в высококлассных юристах. Как видно из весьма компетентного заявления председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, "они в нашей России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. Высококвалифицированные юристы в острейшем дефиците".

Поэтому в Указе Президента РФ от 6 июля 1995 г. "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" укрепление системы юридического образования и юридической науки, развитие системы правового воспитания совершенно справедливо обозначены в числе основных элементов данной концепции. Тем самым признано, что юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы. Это нашло поддержку в Совместной программе между Комиссией Европейских Сообществ и Советом Европы по укреплению федеральных структур и механизмов защиты прав человека, по реформированию правовой системы в Российской Федерации, одобренной Советом Европы, Европейской комиссией и Российской Федерацией на совместном консультативном совещании 21 июня 1996 г. в Москве. В этой Программе целый раздел посвящен укреплению системы юридического образования и развитию системы правового воспитания в России. Намечалась разработка комплексной концепции реформы юридического образования и правового воспитания, а также системы переподготовки юридических кадров в России.

Необходимость реформы высшего образования во многом связана с включением России в международные интеграционные процессы и необходимостью признания дипломов, а следовательно, и качества российского высшего образования зарубежными партнерами.

Правовая культура личности — это знание и понимание права и действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, потому что включает в себя не только психологические и юридические его элементы, но и юридически значимое поведение всякого индивида, знающего и понимающего можно считать правокультурным человеком. Таким человеком является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с точностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности следует.

Правовая культура общества — это уровень правосознания и активности общества, степень прогрессивности юридической деятельности.

Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, а именно: право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.

Правовая культура предполагает достаточное значение должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его объективной оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.

Структура права.

Структура права – это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Алексеев: Для права каждой страны, особенно юридических систем романо-германского типа, характерны внутренняя расчлененность, дифференциация на относительно автономные, устойчивые и в то же время связанные между собой части - институты, отрасли, которые образуют в свою очередь ассоциации, группы, объединения и, кроме того, могут проявляться во вторичных структурах.

Вертикальное строение права:

1) отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право);

2) подотрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений;

3) институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений (УП институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности);

4) субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление),

5) норма права – обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права – правовое регулирование общественных отношений.

Горизонтальное строение права:

1) Материальное право – это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов (КП, АП, ФП, ГП и тп)

2) Процессуальное право – это совокупность отраслей, основная задача которых – установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

+ какое-то интересное деление…

Роль юридического образования - student2.ru

1) Права человека (естественные права). Права человека — это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России — в Конституции, Декларации прав человека и гражданина).

2) Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно.

3) Нормы, принятые на референдуме («референдумное право») относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом.

4) Нормы, изданные государством, или законодательные.

5) Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы.

6)Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор — это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения.

Характер норм

По характеру содержания выделяют:

* нормы-декларации

* нормы-дефиниции;

* нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов.

По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на:

* обязывающие;

* запрещающие;

* управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др.

Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм. Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, трудовое право).

Наши рекомендации