Охарактеризуйте основные виды государственного принуждения
Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Государственное принуждение по содержанию делится на:
- психическое (психологическое) ;
- физическое.
Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения.
1) Предмет психологического государственного принуждения имеет сложную структуру. Психика человека включает рациональную, эмоциональную и волевую сферы, причем эти сферы взаимодействуют друг с другом. Поведение людей в составе определенной группы или в индивидуальных поступках вызвано их внутренней психической деятельностью. Мысли и чувствами, взаимовлияющие друг на друга, порождают волевые акты психики.
Воздействуя на разум и чувства извне, можно предопределить волю человека, сформировать её “изнутри” и пробудить к проявлению в виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения, который, вступая в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению.
Функция психического государственного принуждения - предупреждения правонарушений. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением.
2) Физическое принуждение строго индивидуализировано.
Непосредственным объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.
Также выделяют виды государственного принуждения:
1) Правовое (государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах)
2) Неправовое (может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение; такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным)
Формы государственного принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного действия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод и др.; меры защиты – восстановление чести и достоинства и другие виды восстановления нарушенных прав.
Общая характеристика судебной власти и в России
В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.
ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ:
1.Осуществляется только судами
2.Имеет полную самостоятельность
3.Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства
4.Правоприменительный характер.
5.Исключительность — не допускается возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел.
6.Единство судебной системы РФ:
-Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ».
-Соблюдение всеми судами законов РФ.
-Признание обязательности решений
-Особый статус судей
-Финансирование судей из федерального бюджета.
Высшие федеральные суды:
Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью.