Эвакуация материальных ценностей и производительных сил на восток и перестройка экономики на военный лад
Победа советского народа над фашистской Германией обуславливалась не только боевыми действиями Красной Армии, партизан и подпольщиков, но и героическими усилиями рабочих, крестьян, интеллигенции, направленными на обеспечение фронта оружием, боеприпасами, продовольствием, медикаментами, т.е. всем необходимым.
В советском тылу нашли убежище эвакуированные женщины, старики и дети. Здесь находились госпитали для раненых, вывезенных из-за линии фронта.
В первые же дни военных действий правительство СССР определило масштабы и объемы направления перестройки всей экономической жизни страны на нужды фронта. В первую очередь необходимо было обеспечить мобилизацию сил на отпор врагу. 22 июня 1941г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг. рождения (контингент 1918-1922гг. рождения находился на обязательной военной службе). В августе 1941г. была объявлена повторная мобилизация, в результате которой в ряды Красной Армии были призваны военнообязанные 1890-1904 гг. рождения и призывники 1923 г.
Важнейшими звеньями в цепи военно-политических мероприятий по обеспечению фронта всем необходимым явились: перераспределение и мобилизация материальных, финансовых и трудовых ресурсов, резкое увеличение выпуска военной продукции и одновременное сохранение выпуска гражданских товаров; сохранение уровня сельскохозяйственного производства в размерах, необходимых для обеспечения потребностей фронта и народного хозяйства, перестройка работы на военный лад всех видов транспорта, введение нормированного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. Боевым девизом, определяющим основные направления работы всех тружеников тыла, стал лозунг: «Все для фронта, все для победы!».
Однако решать поставленные задачи советским людям пришлось в необычайно трудных условиях. Основательная подготовка к агрессии, неожиданность и мощность удара, высокая мобилизационная готовность немецких войск на решающих направлениях, просчеты верховного политического руководства СССР во главе со Сталиным, позволили нацистскому командованию овладеть в начале войны стратегической инициативой. За короткий период времени враг оккупировал значительную часть советского государства: Прибалтику, Беларусь, Украину, некоторые районы РСФСР. В зоне оккупации оказались основные сельскохозяйственные районы, колхозы и совхозы, являвшиеся главными поставщиками государству зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и продуктов животноводства. На захваченной агрессором территории до войны проживало около 80 млн. жителей.
Поэтому с первых же дней войны правительство СССР приняло меры по организации эвакуации в тыл страны населения, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспортных средств, научных учреждений, оказавшихся в прифронтовой полосе. Для руководства эвакуацией по решению Политбюро ЦК ВКБ(б) 24 июня 1941г. был образован Совет по эвакуации, во главе которого стал Н.М.Шверник.
Эвакуация осуществлялась в два этапа: лето-осень 1941 г. и лето-осень 1942 г. Особенно тяжелым был первый этап, так как у руководства страны не было опыта в подобных мероприятиях. Кроме того, обстоятельства могли изменить все планы из-за военных действий в начальный период войны. Нередко эвакуация происходила в условиях яростных воздушных налетов противника. Например, в период с 24 июня по 25 августа 1941 г. только на Белорусской железной дороге 49 раз прерывалось движение поездов.
Но, несмотря на все сложности, эшелоны с населением и промышленным оборудованием уходили на Восток. В течение 1941года вглубь страны было эвакуировано 7 млн. 417 тыс. человек, из них в Ярославскую область – 500 тысяч, в Чкаловскую – 242 тысячи, в Куйбышевскую – свыше 200 тысяч, в Свердловскую – 719 тысяч, в Кировскую – 227 тысяч, в Новосибирскую – 255 тысяч, в Челябинскую – 425 тысяч, в Татарскую АССР – 266 тысяч человек. Около 600 тыс. эвакуированных были размещены в Казахской ССР, 716 тыс. – в Узбекской ССР, 100 тыс. – в Киргизской ССР, около 87 тыс. – в остальных среднеазиатских республиках и Закавказье. К осени 1942 г. число эвакуированных в восточные районы страны составило 11 млн. человек2.
Эвакуация промышленных предприятий, оборудования и других материальных средств достигла еще большего размаха. Вглубь страны было перебазировано десятки сотен малых и крупных предприятий, среди которых такие гиганты промышленности, как «Запорожсталь», на транспортировку которого понадобилось 8 тыс. железнодорожных вагонов, Ленинградский завод им. Кирова, который впоследствии слился с Челябинским тракторным заводом и выпускал необходимые фронту танки.
По словам маршала Советского Союза Г.К.Жукова, эта грандиозная операция по эвакуации промышленности на Восток, равнялась по своей значимости «величайшим битвам второй мировой войны». В свою очередь, американский журнал «Лайф» в статье, опубликованной в дни войны, писал: «Этот осуществленный в гигантских масштабах перевод промышленности на Восток – одна из величайших саг в истории».
Важно подчеркнуть, что такое широкомасштабное перебазирование производительных сил из угрожающих районов СССР в глубокий тыл стало возможным благодаря материально-техническому оснащению железнодорожного транспорта, а также накопленному опыту и квалифицированному уровню его рабочих кадров. Достаточно отметить, что перемещение в тыл в течение второго полугодия 1941 г. огромных масс гражданского населения, промышленного оборудования 2593 предприятий, сырья, топлива, ресурсов, сельского хозяйства и других материальных и культурных ценностей потребовало от железнодорожного транспорта свыше 30 тыс. эшелонов или 1,5 млн. вагонов. Построенные в одну линию, эти вагоны превысили бы путь от Бискайского залива до Тихого океана. В целом объем воинских перевозок (составивших около 30% всех перевозок), осуществленных в 1941-1945 гг. железнодорожным путем, достиг невиданных в истории войн размеров – более 9,8 млн. вагонов с войсками и 9,9 млн. с воинскими грузами. Доставка действующей армии одних боеприпасов потребовала 1,5 млн. вагонов.
В комплексе мероприятий по укреплению советского тыла и переводу всей экономики на военные рельсы решалась проблема трудовых ресурсов, так как из-за мобилизации в армию трудоспособного населения, оккупации западных регионов страны резко сократилась численность рабочих на производстве. Летом 1941 г. количество рабочих и служащих в промышленности уменьшилось на 5 млн. человек, к ноябрю этого же года – на 11,4 млн., а в 1942г. – на 12,8 млн. человек по сравнению с 1940 г. Нехватка трудовых ресурсов могла привести к срыву своевременных поставок фронту боевой техники и боеприпасов. Срочно необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые резервы, вовлечь новые силы населения в производство. Огромное значение в решении этой проблемы имел приход на предприятия женщин, студентов, кадровых рабочих-пенсионеров, которые становились к станкам, чтобы сменить на этом посту своих мужей, отцов, сыновей и братьев, ушедших на фронт. Доля женщин, занятых на производстве, резко возросла и составила в 1942 г. более половины (53%) всех работающих. В этом же году в составе рабочего класса СССР находилось 15% молодежи в возрасте до 18 лет. Большую роль в восполнении решающих отраслей военной экономики квалифицированными резервов, учебные заведения которой в годы войны подготовили свыше
2 млн. молодых рабочих.
Огромные трудности переживало и сельское хозяйство. Большая часть тракторов, автомашин, лошадей была передана армии. Катастрофически не хватало горюче-смазочных материалов, топлива, запасных частей, минеральных удобрений. Чтобы в минимально сжатые сроки посеять зерно, убрать урожай и провести государственные заготовки, на поля страны выходило все сельское население – от подростков до стариков.
В сложнейших условиях, в которых оказался СССР в первые годы войны, большое значение имела экономическая помощь, оказанная советскому государству со стороны США и Англии. 1 октября 1941 г. послы трех держав Гарриман, Бивербук и Молотов подписали в Москве тройственное соглашение о поставках в СССР вооружения, продовольствия и военного снаряжения. Соглашение предусматривало, что поставки советскому государству (400 танков, 500 самолетов ежемесячно, а также стратегическое сырье, в частности, алюминий) начнутся сразу же. Первые танки и самолеты западного производства появились на фронте уже в начале ноября, в разгар сражения под Москвой. Помощь союзников доставлялась главным образом северными морскими конвоями под охраной британского военно-морского флота. Хотя много кораблей было потоплено немцами, с октября 1941 г. по июнь 1942 г. СССР получил 3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков, 20 тыс. разных транспортных средств.
Вместе с тем советскому народу удалось к середине 1942 г. завершить перестройку экономики на военный лад. К этому времени на востоке страны действовало уже 1200 крупных эвакуированных предприятий. Кроме того, было введено в эксплуатацию 850 новых заводов, шахт, электростанций, доменных печей, прокатных станов и других важных объектов. Все это позволило резко повысить производство военной техники, оружия и боеприпасов. Во второй половине 1942 г. по сравнению с первой советская промышленность произвела оружия более чем в 1,1 раза, минометов – в 1,3 раза, снарядов и мин – почти в два раза, а самолетов – более чем в 1,6 раза.
Значительных успехов труженики тыла достигли в производстве танков, в особенности прославленного на полях сражения Т-34 конструкции
М.Н.Кошкина и др. Во втором квартале 1942 г. их было выпущено 4325, а в 3 квартале 1942 г. – 3946. Танк Т-34 выгодно отличался от немецких танков высокой подвижностью и проходимостью, кроме того, запас его хода был в несколько раз больше, а вооружение и броня абсолютно превосходила вражеские. Небезынтересно, что немецкое фронтовое командование после провала «блицкрига», в предвидении затяжной войны еще в конце 1941г. требовало развернуть в Германии производство танков – аналогов Т-34. Однако эта идея была отвергнута немецкими конструкторами.
В послевоенных мемуарах командующий 2-ой немецкой танковой группой Гудериан писал: «Предложения офицеров – фронтовиков выпускать точно такие же танки, как Т-34, для выправления в наикратчайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронетанковых сил не встретили у конструкторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, в особенности танкового дизельного мотора».
После того, как в 1943 г. на вооружении немецкой армии появились 57-67 – тонные «тигры», 45 – тонные «пантеры» и 71 – тонная самоходная установка «фердинанд», Т-34 был модернизирован. В короткие сроки на нем была усовершенствована ходовая часть и моторная установка, усилена броневая защита, увеличена боевая мощь (пушка 76 калибра заменена на 85 калибр). К тому времени заводы освоили производство нового танка – ИС, самого мощного и тяжелого в мире. По бронированию танк ИС в 1,5 раза мощнее тяжелого танка Т-6 – «тигр» и в 2 раза мощнее танка Т-5 – «пантера». По калибру артиллерийского вооружения 122 мм. пушка ИС также в 1,5 раза превосходила пушки, установленные на немецких танках. Кроме того, в бронетанковые и механизированные войска поступили усовершенствованные самоходно-артиллерийские установки САУ-122 и САУ-152.
Появление новых боевых машин – танков и артиллерийских самоходных установок – в танковых войсках Красной Армии закрепило превосходство бронетанковой техники над техникой врага.
Родина высоко оценила трудовые подвиги советских танкостроителей в годы Великой Отечественной войны. Ведущие танковые заводы были награждены орденами СССР. Более 9 тыс. танкостроителей получили ордена и медали. Высокого звания Героя Социалистического в годы войны были удостоены: нарком танковой промышленности В.А.Малышев, заместитель наркома А.А.Горегляд, директора танковых заводов Ю.Е.Максаров,
Б.Г.Музруков, Д.Е.Кочетков, конструкторы Ж.Я.Котин, Н.Л.Духов, А.А.Морозов, академик Е.О.Патон.
Героический труд тружеников тыла в 1943 году позволил укрепить и совершенствовать не только бронетанковые и механизированные войска, но и в целом Вооруженные силы СССР. Количество автоматического оружия в действующей армии к июлю 1943 г. по сравнению с апрелем увеличилось почти в 2 раза, противотанковой артиллерии – в 1,5 раза, зенитной – в 1,2 раза. Действующая армия и флот насчитывали к этому времени 6612 тыс. человек, имели на вооружении 105 тыс. орудий и минометов, более 10 тыс. танков, свыше 10 тыс. боевых самолетов.
Большие усилия потребовались от советского народа для преодоления трудностей в сельском хозяйстве, валовая продукция которого по ряду причин в 1943 г. резко снизилась. Но колхозное крестьянство делало, казалось, невозможное для обеспечения фронта и тыла продовольствием. С огромным напряжением был проведен сев на разоренной земле, освобожденной от врага. На помощь крестьянству пришли горожане: летом 1943 г. на полях страны трудилось 2.7 млн. жителей городов. Все это позволило улучшить ситуацию в сельском хозяйстве, произвести необходимое количество сельскохозяйственной продукции.
На завершающем этапе Великой Отечественной войны советская экономика стала заметно наращивать обороты. В стране развернулось большое капитальное строительство. В 1944 г. насчитывалось около 20 тыс. новостроек, значительная часть которых осуществлялась в районах, освобожденных от немецкой оккупации.
В 1944 г. советский тыл дал Красной Армии 29 тыс. танков и самоходных орудий, более 40 тыс. самолетов, более 120 тыс. орудий. Было выпущено огромное количество боеприпасов. Всего за годы войны советская промышленность произвела свыше 136 тыс. самолетов, более 102 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 488 тыс. орудий. Было произведено также огромное количество пулеметов, автоматов, противотанковых ружей, винтовок и боеприпасов.
Советский народ полностью обеспечил потребности Красной Армии в боевой технике, вооружении и боеприпасах и тем самым создал условия для полного и окончательного разгрома фашистской Германии.