Национально-освободительное движение татарского народа
Развитие татарской общественной мысли придало сильный толчок
которое также
(национально-освободительному движению татар, способствовало формированию татарской нации.
Одной из форм татарского национально-освободительного движения стал переход крещеных татар в мусульманство. В условиях христианизации и русификации мусульманская религия оставалась важной идеологической основой, средством сохранения национальной самобытности и формой протеста против колониального гнета и гражданского бесправия. В XIX в. произошли два крупных отпадения татар от христианства —
1827 и 1866 гг., масштабы которых вызвали беспокойство не только
православной церкви, но и правительства России. Поэтому во второй
половине XIX в. были предприняты новые попытки русификации татар,
связанные с именем Н. Ильминского. Русификация в этот период, в отли
чие от ХУП-ХУШ вв., проводилась более цивилизованными методами,
однако главная цель осталась прежней — христианизация и, в конечном
счете, русификация мусульманского населения Поволжья и Приуралья.
Тем не менее отпадение кряшен от православия продолжалось, и в начале
XX в. насчитывалось не более 122 тыс. старокрещенных татар, т. е. около
5,5% от общей численности татар.
Подъем национально-освободительного движения татарского народа; был вызван и тем, что он подвергался тяжелому социально-экономическо-/ му гнету со стороны государства, которое облагало население непомерными налогами и повинностями. При взыскании этих налогов зачастую допуск кался произвол чиновников, особенно в отношении нерусского населения;
Укрепление экономических позиций татарской буржуазии в первые пореформенные десятилетия привело к тому, что деловые круги начали более активно включаться в борьбу за национальные интересы. Их борьба в этот период приняла национально-реформистский характер. С этой целью видные представители торгово-промышленной буржуазии стали участвовать в работе городских дум. Так, в 1870 г. гласными Казанской городской думы состояли купец Юнусов, промышленники Арасланов,' Рахматуллин и др., обладавшие значительным капиталом. В 1878 г. представители татарской буржуазии подали царю специальную петицию с, требованием повышения статуса национальной школы и мусульманских религиозных учреждений. Они ходатайствовали об освобождении татарских школ из-под контроля министерства просвещения, предоставления льгот по воинской повинности всем учащимся медресе (шакирдам). Они настаивали на том, чтобы мусульмане имели возможность сами выбирать муфтия и заседателей духовного собрания во всех губерниях, в которых имелось магометанское население. Кроме того, петиция содержала пункт о разделе имущества по шариату без участия гражданского суда, о предоставлении татарам, состоящим на государственной службе, право праздновать пятницу и другие религиозные праздники.
Революционный характер национально-освободительного движения в татарском обществе выразился в борьбе малоземельных крестьян. В пореформенные годы недовольство масс существующим режимом еще более усилилось после того, как самодержавное правительство ввело по отношению к татарским крестьянам новые поборы и повинности, усилило национально-религиозные притеснения. В ответ на это в 1878-1879 гг.
\
развернулось мощное движение татарских крестьян. Наиболее широкий и стремительный характер оно приняло в Спасском, Казанском и Чистопольском уездах Казанской губернии. Волнения распространились также на Вятскую, Самарскую, Симбирскую, Оренбургскую губернии. Особенно большую активность проявляли крестьяне Вятской и Самарской губерний.
Напуганные мощным национально-освободительным движением 1878-1879 гг. царские власти были вынуждены сделать некоторые уступки. Вместе с тем, самодержавие с неслыханной жестокостью расправилось с восставшими. Однако в последующие годы выступления крестьян продолжились и затем вылились 18 мая 188:5 г. в Сулеевское вооруженное восстание на территории Самарской губернии. Крупные волнения татарских крестьян Поволжья и Приуралья происходили также в 1897 г.
Восстания 1878-1879, 1885, 1897 годов ядругие крупные выступления сыграли важную роль в истории революционного и национально-освободительного движения татарского народа. Они показали, что даже небольшое улучшение национального и правового положения нации невозможно без массовых выступлений, направленных против колониального произвола русского самодержавия.
Национально-освободительное движение татарского народа иногда даже принимало религиозно-мистический характер. Например, таким являлось ваисовское движение, получившее свое название от основателя особой секты Багаутдина Ваисова 0819-1893). В своем миропонимании ваисовцы стремились к созданию справедливого, по их мнению, общества. Они призывали татар не подчиняться администрации, не платить налогов, не заниматься предпринимательством и торговлей, бороться за первоначальную чистоту ислама, который якобы испорчен муллами и муфтиями. Число сторонников этого движения, объединенных в «божьи полки», составляло от 500 до нескольких тысяч человек (по разным оценкам).
За неподчинение местным властям, неуплату налогов ваисовцы преследовались. Некоторые члены движений были сосланы в Сибирь, а Б. Вайсов помещен в психолечебницу, где он, лишенный всяких связей с внешним миром, скончался в 1893 г. С начала XX в. руководителем движения стал Сардар Вайсов (Ваисов-младший), который направлял национально-освободительное движение против царского, а затем против Временного'правительства. Однако религиозная форма движения оставалась почти неизменной. В то же время в условиях огромного влияния мусульманской религии борьба против мулл воспринималась населением как покушение на устои ислама, и ваисовское движение не пользовалось широкой популярностью среди татар. Тем не менее их деятельность оставила заметный след в истории национально-освободительного движения татарского народа.
В целом, национально-освободительное движение татар являлось неоднородным по своей социально-классовой направленности, так как интересы различных слоев татарского общества нередко зависели от их сословного и имущественного положения. Однако в борьбе за этническое выживание, сохранение языка, самобытной культуры, за верность своей религии все татары-мусульмане выступали единым фронтом. Это придавало освободительному движению общенациональны й характер, объединяло массы в борьбе за воплощение в жизнь общих интересов. Поэтому движущими силами национально-освободительного движения выступали как представители имущих классов, так и доведенные до отчаяния крестьяне. Нередко инициаторами того или иного антиколониального вы-, ступления являлись представители радикально настроенного духовенства: