Поводы, основания и условия применения мер

ЛЕКЦИЯ

По учебной дисциплине «Проблемы обеспечения безопасности

Частников уголовного процесса»

По теме № 5

«Основания и порядок осуществления мер безопасности»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

Время – 2 часа

Лекция подготовлена преподавателем кафедры уголовного процесса

майором полиции кандидатом юридических наук И. В. Матвиенко

Обсуждена и одобрена на

заседании кафедры

6 марта 2012 г., протокол № 14

УФА 2012

Цель лекции:рассмотреть первоначальный этап деятельности по обеспечению безопасности участников уголовного процесса. Раскрыть порядок деятельность по осуществлению мер безопасности и порядок дополнения, изменения и отмены мер безопасности.

Введение

Актуальность темы.Государственная защита участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации осуществляется в строго установленной законодательством форме. Как одна из форм деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, государственная защита участников процесса имеет собственное содержание, свой порядок и этапы.

В настоящей лекции рассматриваются актуальные вопросы, связанные с основаниями и порядком осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Особое внимание уделяется рассмотрению начала данной деятельности, поскольку от своевременного, законного и обоснованного решения о применении мер безопасности и мер социальной поддержки зависит как успех и качество расследования, так и защита жизни и здоровья защищаемых лиц – участников процесса.

Теоретическая и практическая значимостьтемы лекции состоит в том, что органы предварительного следствия, прокуратуры и суда заинтересованы в надлежащем и эффективном применении мер безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и других участников процесса при производстве по уголовному делу. Рассматриваемые вопросы в лекции и решаемые задачи позволят чётко сформировать представления о поводах и основаниях для применения мер безопасности, знать порядок деятельности по осуществлению мер безопасности и мер социальной поддержки. Показать положительный опыт практической деятельности по осуществлению отдельных мер безопасности. Тем самым подготовить сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по следственной специализации, обеспечивать безопасность участников процесса в своей практической деятельности.

Связь темы лекции с другими темами и дисциплинами.Для лучшего осмысления положений лекционного материала следует обратиться к следующим дисциплинам: Проблемы обеспечения участников уголовного процесса (т. 2, 3); Уголовный процесс (т. 5, 14, 18); Оперативно-розыскная деятельность; Уголовное право.

Литература:

Основная:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) – М., 2011.

2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) (с изменениями от 4 ноября 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4465.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 05.06.2012). – М., 2012.

4. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 года. // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534 (с изменениями от 30.11.2011).

5. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455 (с изменениями от 08.12.2011).

6. Федеральный закон от 07.02.2011. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ.2011. № 7. Ст. 900 (с изменениями от 25.06.2012).

7. Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства Утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 630 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 45. Ст. 4798. (в ред. 07.12.2011).

8. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 831 (ред. от 17.11.2004) «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите».

9. Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких».

10. Уголовный процесс: учебник / под ред. В.П.Божьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2011.

11. Уголовный процесс: учебник / под ред. Б. Б. Булатова, А. М. Баранова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт ; 2011. – 608 с.

12. Брусницын Л.В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2009. 304 с.

Дополнительная:

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ред. от 03.05.2012).

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» //Собрание законодательства РФ от 17 июля 1995 г., № 29, ст. 2759 (с изменениями от 03.12.2011).

Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 № 134 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 (ред. от 17.04.2006) «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»

Приказ МВД РФ от 17.11.1999 № 938 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение»

Приказ Генпрокуратуры РФ от 11.08.1999 № 56 «Об организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов к нему в органах Прокуратуры Российской Федерации» вместе с «Инструкцией по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного огнестрельного стрелкового оружия в органах прокуратуры Российской Федерации».

Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: мировой опыт и развитие российского законодательства (процессуальное исследование): Монография. – М., 2010.

Зуев С. В. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства: научно-практическое пособие. - Челябинск: ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2009.

Куняев Н.Н. Правовое регулирование защиты информации, обеспечивающей личную безопасность // Адвокат. 2010. № 6. С. 5 - 8.

Маликова Н.В. Правовое регулирование обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей из числа осуждённых к лишению свободы : монография. – Уфа, 2009.

Саморока В. А. Принятие следователем решения о применении мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства / В. А. Саморока, М. Ю. Бекетов // Уголовное право. – 2011. – № 1. – С.72-77.

Титов В. М. Проблемы применения уголовно-процессуальных мер безопасности в отношении лиц, содействующих правосудию / В. М. Титов // "Черные дыры" в Российском законодательстве.–2011.–№ 5.–С.130-136

План лекции:

1. Поводы, основания и условия применения мер безопасности……..5

2. Порядок осуществления мер безопасности…………………………..8

3. Изменение, дополнение и отмена мер безопасности…………………18

ПОВОДЫ, ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР

БЕЗОПАСНОСТИ

Законодательство о государственной защите связывает начало деятельности по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства с наличия повода и оснований. Поводом являются любые сведения об угрозе убийством, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а равно угроза совершения иного противоправного опасного деяния (ч. 3 ст. 11 УПК РФ) в отношении участника уголовного судопроизводства.

Поводами для применения мер безопасности являются:

1) заявление защищаемого лица (ч. 2 ст. 16 Федерального закона о защите потерпевших, свидетелей);

2) в отношении несовершеннолетнего - письменное заявление родителей или лиц, их заменяющих или уполномоченных представителей органов опеки или попечительства в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих;

3) ходатайство потерпевшего, свидетеля о применении мер безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 42; п. 7 ч. 4 ст. 56 УПК РФ);

4) обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны;

5) получение органом, обеспечивающим безопасность оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанных лиц.

Заявление защищаемого лица подаётся в письменной форме (ч.2 ст. 16) органу, принимающему решение об осуществлении государственной защиты. Письменное заявление должно быть обязательно подписано лицом, от которого оно исходит. Закон не устанавливает обязательных реквизитов письменного заявления. Отсутствие в нем каких-либо данных не может рассматриваться основанием отказа в его принятии. Недостающие сведения могут быть получены при проверке источника сведений об угрозе.

В заявлении должно содержаться сведения о заявителе; кому адресуется; изложена сущность угрозы или иного опасного противоправного деяния; когда, где и каким должностным лицом оно принято. Заявление гражданина должно быть им подписано.

Ходатайство потерпевшего, свидетеля о применении мер безопасности п. 21 ч. 2 ст. 42; п. 7 ч. 4 ст. 56 УПК РФ могут быть заявлены дознавателю, следователю в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное – заносится в протокол следственного действия. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор выносят постановление (ст. 122 УПК РФ).

Обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны - имеется ввиду информация, исходящая от руководящих органов. Такого рода обращения должны иметь письменную форму и выполняться на бланке соответствующего органа.

Получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы в отношении защищаемых лиц, является поводом в тех случаях, когда эти органы и должностные лица в процессе выполнения своей служебной деятельности непосредственно сами выявляют данные об угрозе в отношении участников уголовного судопроизводства.

Следователь и лицо, производящее дознание, могут обнаружить данные об угрозе в ходе расследования по находящихся у них в производстве уголовных дел. При производстве следственных и процессуальных действий.

Угрозы могут быть выявлены органом дознания также в процессе проведения оперативно-разыскных мер, обеспечения охраны общественного порядка и т.д.

Прокурор обнаруживает данные об угрозах в отношении участников уголовного судопроизводства при осуществлении своих надзорных функций или по находящемуся в его производстве уголовных дел.

Иная информация о наличии угрозы в отношении защищаемых лиц может исходить из писем граждан, статей, заметок и писем, опубликованных в печати и др. в средствах массовой информации.

Поводом также являются сообщения об угрозах, полученные из иных источников.

Помимо повода для применения мер безопасности необходимы наличие условия и достаточных оснований.

Закон устанавливает основания и условия применения мер безопасности к защищаемому лицу, в частности, при угрозе:

l убийства защищаемого лица;

l совершения насилия над защищаемым лицом;

l повреждения или уничтожения имущества защищаемого лица.

Под угрозой насилия следует понимать лишь угрозу физического насилия. Угроза применения психического насилия, представляется, сама по себе не является предметом регулирования Закона № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса».

Обязательными условиями применения мер безопасности являются:

l реальность любой из этих угроз;

Реальность угрозы — оценочная категория, которая устанавливается субъектом, уполномоченным применять меры безопасности. В Законе невозможно отразить все факторы, которые могут повлиять на принятие данного решения. Представляется, что орган, принимающий решение о мерах безопасности, при определении реальности угрозы должен учитывать следующие объективные обстоятельства:

- тяжесть и характер преступления, в связи с которым возник вопрос о применении мер безопасности;

- характеристику лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, которые каким-либо образом заинтересованы в исходе дела (прежние судимости, положение в обществе, материальное положение, особенности характера, психическая уравновешенность, религиозная и (или) национальная принадлежность1);

- уязвимость защищаемого лица.

l установление факта угрозы органом, которому предстоит решить вопрос о применении мер безопасности;

l связь угрозы с участием защищаемого лица в уголовном судопроизводстве.

l согласие защищаемого лица, членов его семьи и проживающих с ним лиц на применение мер защиты, письменно выраженное в заявлении или отсутствии возражений.

l наличие возбуждённого уголовного дела для применения уголовно-процессуальных мер безопасности и некоторых мер безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ.

Еще одним важным условием применения мер безопасности является письменное заявление или согласие лица, к которому обращена угроза (а в случае с несовершеннолетними — заявление их законных представителей). Если предполагаемые меры защиты затронут каким-либо образом интересы других совершеннолетних членов семьи или проживающих совместно с защищаемым лицом лиц, последние должны заявить о своем согласии с данными мерами. Применение мер безопасности практически бессмысленно в ситуациях, когда лицо против этого возражает. Нельзя, например, насильно изменить место жительства, работы или внешность защищаемого лица. Можно установить внешнюю охрану его жилища, однако сделать это позволяют нормы других законов, в частности Закона РФ «О милиции». Вместе с тем меры безопасности могут существенно ограничивать некоторые конституционные права граждан, вторгаясь в сферу частной жизни, личной и семейной тайны, свободы передвижения и т.п. С этих позиций Закон № 119-ФЗ совершенно справедливо обусловил применение мер безопасности отсутствием возражений, т.е. добровольным согласием лиц на ограничение ряда своих прав во имя безопасности.

Основания могут быть фактическими и процессуальными. Фактическими основаниями применения мер безопасности являются достаточные данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества. Процессуальное основание выражается в принятии решения о применении мер безопасности.

Вывод:предусмотренные федеральными законами меры безопасности применяются только при наличии повода и основания. Поводы для применения мер безопасности

- заявление о применении мер безопасности

- ходатайство участника уголовного процесса

- сообщение об угрозах, полученное из иных источников.

Основание для применения мер безопасности - достаточные данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества. Процессуальное основание выражается в принятии решения о применении мер безопасности.

Обязательными основаниями применения мер безопасности являются:

l реальность любой из этих угроз;

l установление факта угрозы органом, которому предстоит решить вопрос о применении мер безопасности;

l связь угрозы с участием защищаемого лица в уголовном судопроизводстве,

l согласие защищаемого лица, членов его семьи и проживающих с ним лиц на применение мер защиты, письменно выраженное в заявлении или отсутствии возражений.

Наши рекомендации