Научные подходы в теории управления
В теории управления выделяют следующие научные подходы: процессный, системный, ситуационный.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют функциями. Процесс управления является совокупностью всех функций.
Фактически, почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет отличаться от других, что можно объяснить сложностью процесса управления.
Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все организации являются системами. Поскольку люди наряду с техникой являются компонентами организаций (социальные компоненты), которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.
Существует два основных типа систем – закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от окружающей среды.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Все организации являются открытыми системами.
Крупные составляющие сложных систем сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Посредством подразделения организации на отделы руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации.
Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на всю систему в целом. Работа каждого отдела, каждого работника организации очень важна для успеха организации в целом.
Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют успешность средств управления.
На рисунке 2.1 представлено упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию и услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она передает в окружающую среду.
Рис. 1. Организация как открытая система
Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объемов продаж, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т. д.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в данное конкретное время
Ситуационный подход – это способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Хотя общий процесс управления одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Методологию ситуационного подхода можно разбить на четыре шага:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть как положительные, так и отрицательные вероятные последствия применения данной методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию: необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен применять методы и приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретной ситуации, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в данных условиях.
Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зиждется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Установление основных переменных, в особенности в области лидерства и поведения организационных структур и количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление.