Вопрос № 3 Система дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении военнослужащих, их характеристика
Утверждаю
Начальник военной кафедры КУАМ
Полковник запаса Р. Кадыров
«____» _________ 201 год
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По дисциплине «Военная администрация»
Тема № 3. « Дисциплинарная ответственность военнослужащих».
Занятие № 1.« Дисциплинарная ответственность военнослужащих».
Учебные вопросы:
1. Понятие юридической ответственности военнослужащих и ее виды.
2. Структура и содержание дисциплинарного проступка.
3. Система дисциплинарных взысканий, их характеристика.
4. Порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.
Учебные цели:раскрыть студентам понятия:
1. "Воинская дисциплина", сущность и правовые основы ее укрепления.
2. Видыдисциплинарной ответственности военнослужащих.
Время: 4 часа.
Метод: лекция
Место: Учебный класс.
Материальное обеспечение: методическая разработка, рабочие тетради, ручки.
Учебные пособия и литература:
Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., Дисциплинарный Устав ВС РК от 30 06.2007г., Уголовный кодекс Республики Казахстан, Закон РК «О воинской обязанности и воинской службе» от 8.7. 2005 г., Концепция о коренном укреплении воинской дисциплины в ВС РК.
организация занятий и расчет времениЯ:
№ п/п | Учебные вопросы | Время Минут |
1. | Вводная часть. Принимаю доклад дежурного. Проверяю внешний вид и готовность л/с к занятию. | |
2. | Основная часть Введение. Учебные вопросы: 1. Понятие юридической ответственности военнослужащих и ее виды. 2. Структура и содержание дисциплинарного проступка. 3.Система дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении военнослужащих, их характеристика. 4. Порядок наложения дисциплинарных взысканий | |
3. | Напоминаю тему занятия; Провожу краткий опрос по пройденной теме: 1. Каким видам юридической ответственности могут привлекаться военнослужащие? 2. Что понимается под дисциплинарной ответственностью военнослужащих? 3. Что такое дисциплинарный проступок? - Подвожу итоги занятия; указываю на достигнутые успехи и выявленные недостатки, объявляет оценки; - Даю задание на самостоятельную подготовку. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
На изучение данной темы отводится - 4 часа, в том числе на лекцию-2 часа, групповое занятие -2 часа.
В ходе занятия со студентами изучить:
- понятие юридической ответственности военнослужащих и ее виды;
-структуру и содержание дисциплинарного проступка;
-систему дисциплинарных взысканий, их характеристику;
- порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.
ВВЕДЕНИЕ
Воинская дисциплина является одним из главных условий обеспечения боевой готовности войск. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины – Республики Казахстан, беззаветной преданности своему народу.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, общевоинскими уставами, другими нормативными правовыми актами и приказами командиров (начальников).
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
1) строго соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан;
2) точно выполнять требования военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров (начальников);
3) стойко переносить трудности воинской службы;
4) быть бдительным, строго хранить государственные секреты;
5) оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
6) быть честным, добросовестно изучать военное дело и беречь вверенное вооружение, военную и другую технику, военное имущество;
7) вести себя с достоинством, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.
Воинская дисциплина достигается:
1) организацией патриотического, воинского, нравственного и духовного воспитания военнослужащих, формированием у них высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам);
2) личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, требований законодательства и общевоинских уставов;
3) поддержанием в воинской части (подразделении) уставного порядка, строгим соблюдением распорядка дня и регламента служебного времени;
4) четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
5) личным примером и повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным в надлежащем выполнении ими обязанностей воинской службы, постоянным контролем за их исполнительностью, уважением прав и личного достоинства военнослужащих, постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер поощрения, убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
6) созданием в воинской части (подразделении) условий, обеспечивающих безопасность прохождения воинской службы, необходимых материально-бытовых и иных условий.
1. Дисциплинарная ответственность – вид ответственности, которую несут военнослужащие за совершение дисциплинарных проступков при исполнении ими обязанностей воинской службы.
2. Дисциплинарный проступок военнослужащего (далее – проступок) есть противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащими возложенных на них обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение воинской дисциплины, правил служебной этики, совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке, а равно несоблюдение установленных законами ограничений, связанных с пребыванием на воинской службе.
3. Дисциплинарное взыскание (далее – взыскание) есть мера дисциплинарной ответственности, применяемая к военнослужащим властью командира (начальника), имеющего такое право в соответствии с настоящим Уставом, за совершенные ими проступки.
4. Дисциплинарная комиссия – постоянно действующий коллегиальный консультативно-совещательный орган, создаваемый в воинской части, государственном учреждении (далее – воинская часть), для рассмотрения материалов служебного расследования и исследования фактов, касающихся проступка военнослужащего, в целях всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств его совершения.
5. Поощрение – положительная оценка служебной деятельности военнослужащего, являющаяся важным средством его воспитания и укрепления воинской дисциплины.
6. Служебная карточка – документ строгой отчетности установленной формы, предусматривающий сведения о поощрениях и взысканиях военнослужащего (приложение 1).
Служебная карточка регистрируется в штабе воинской части и при перемещении военнослужащего направляется вместе с личным делом к новому месту службы.
7. Служебное расследование – всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств происшествия, совершения проступка или фактов, указанных в обращении.
Вопрос 1. Понятие юридической ответственности военнослужащих и ее виды.
Являясь одним из видов социальной ответственности, юридическая ответственность имеет вместе с тем ряд специфических особенностей.
Так, в отличие от других видов социальной ответственности применение юридической ответственности регулируется нормами права. Ее содержание определяется государством в лице компетентных органов власти и управления, в том числе и военного. Заключается она в применении к правонарушителю установленных санкций (мер принуждения), право применять которые предоставлено только государственным органам и должностным лицам в пределах их полномочий.
В теории права юридическая ответственность рассматривается как предусмотренная законом обязанность отвечать за совершенное правонарушение и претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. В широком смысле слова она представляет собой правоотношение между государством в лице его определенных органов и лицом, направленное на обеспечение реализации правовых предписаний.
По своему содержанию юридическая ответственность выражается в виде применения к лицу мер государственного принуждения, соответствующей санкции за нарушение правовой нормы.
Для правонарушителя ответственность заключается как в обязанности восстановления нарушенного права, так и несения кары за совершенное правонарушение. При этом юридическая ответственность призвана и оказать воздействие на создание правонарушителя и других лиц с целью удержания их от совершения противоправных поступков в будущем.
Юридическая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются нормы права, устанавливающие юридическую ответственность. Под фактическим основанием понимается конкретное правонарушение, то есть виновное, противоправное деяние.
Как уже говорилось, юридическая ответственность неразрывно связана с правонарушением. Правонарушением признается противоправное и виновное деяние (действие или бездействие), за совершение которого наступает юридическая ответственность.
Правонарушения характеризуется такими признаками, как общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.
Под общественной опасностью правонарушения понимают его способность причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. По характеру и степени общественной опасности правонарушения разделяются на преступления и проступки.
Преступление – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное действие или бездействие, за которое предусмотрено применение уголовного наказания. Общественная опасность основной признак преступления, и явления основным критерием для разграничения преступления от другого правонарушения.
По сравнению с другими видами правонарушений, преступления обладают наибольшей общественной опасностью и влекут наиболее строгие меры воздействия – уголовное наказание.
Проступок – это менее общественно опасное нарушение юридических норм. Различают, например, дисциплинарные и административные проступки.
Противоправность – это признак правонарушения, характеризующий направленность деяния против требований правовой нормы. Противоправность означает, что лицо, виновное в совершении правонарушения, совершает действие (бездействие), которое нарушает ту или иную норму права: уголовного, гражданского, административного или уставные требования (если речь идет о военнослужащих). Противоправность, представляющая собой формально-правовой признак правонарушения, является вспомогательным по отношению к общественной опасности деянием.
Виновность как признак правонарушения указывает на наличие в деянии вины в форме умысла или неосторожности.
Наказуемость деяния предполагает реакцию государства на правонарушение и является обязательным признаком преступления и других правонарушений.
Элементами состава правонарушения являются: 1) объект правонарушения; 2) объективная сторона; 3) субъект правонарушения; 4) субъективная сторона.
Объектом правонарушений являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Правонарушения наносят ущерб и посягают на различные объекты, связанные с конкретными отраслями права. Отсюда, в зависимости от конкретных общественных отношений и их значимости, правонарушения можно классифицировать по видам (уголовные преступления, дисциплинарные и административные проступки и др.).
Объективную сторону состава правонарушения характеризует противоправность деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между ними. Способ совершения правонарушения, характер вредных последствий могут существенно влиять на вид правонарушения.
Субъектом правонарушения в зависимости от его вида может быть физическое или юридическое лицо. Так, субъектом гражданского правонарушения может быть физическое или юридическое лицо. Субъектом уголовного, административного или дисциплинарного правонарушения – только физическое лицо.
Субъективную сторону правонарушения образуют элементы сознания лица, характеризующие социально-психологический механизм его совершения. Вина как внутреннее психологическое состояние субъекта характеризует его волевую направленность. Субъективная сторона играет важную роль в классификации правонарушения, является важным элементом состава уголовного преступления. Гражданско-правовая ответственность может наступать за причинение вреда и при отсутствии вины.
Применение юридической ответственности к военнослужащим имеет ряд особенностей. Это связанно с тем, что юридическая ответственность этой категории лиц регулируется как нормами российского права в целом, так и нормами военного права, учитывающими специфику воинских отношений.
Можно выделить следующие особенности юридической ответственности военнослужащих:
- гораздо более широкий, чем у гражданских лиц, круг состава правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой воинской службы и ее жестокой правовой регламентацией (конкретные составы правонарушений установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Положением о материальной ответственности за ущерб, причиненный государству, и другими нормативными правовыми актами в военной области);
- более строгая ответственность военнослужащих за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений;
- наличие у командиров (начальников) специальных законодательно закрепленных полномочий по привлечению военнослужащих к юридической ответственности;
- наличие специальных условий для реализации этих полномочий и применения мер юридической ответственности; - наличие специфических мер юридической ответственности.
В ряде установленных законодательством случаев лицо (в том числе и военнослужащий) освобождается от юридической ответственности. К таким основаниям относятся: необходимая оборона; задержание, крайняя необходимость; физическое принуждение, исполнение приказа, а также в определенных случаях исполнение обязанностей военной службы.
Так, не является правонарушением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу, независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Исключается юридическая ответственность и при причинении вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Не является правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайнего необходимости признается причинение вреда явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный.
Исключает юридическую ответственность при причинении вреда охраняемым законом интересам физическое принуждение, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).
Не является правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правами лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайнего необходимости. Превышением пределов крайнего необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный.
Исключает юридическую ответственность при причинении вреда охраняемым законом интересам физическое принуждение, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).
Не является правонарушением и причинение вреда охраняемым законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.
Не является правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает ответственность.
Приказ должен быть законным, уставным, отдаваться только в интересах службы и быть выполнен доступными и дозволенными способами. Приказ, отданный с нарушениями этих требований, является противоправным, и за его отдачу и выполнение несет ответственность тот, кто его отдал.
Следовательно, подчиненный, выполнивший приказ начальника, не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои действия и их последствия. В случае выполнения подчиненным заведомо незаконного приказа при полном осознании противоправности своих действий, он подлежит ответственности вместе с начальником, отдавшим такой приказ.
Специфическим обстоятельством, исключающим общественную опасность деяние для военнослужащих, относится в определенных случаях исполнение обязанностей военной службы. Так, в частности, согласно Уставу гарнизонной и караульной служб часовой может и должен применять оружие не только при общественно опасном нападении на него или на охраняемый объект, что является условием правомерности необходимой обороны, но даже при приложении к посту или запретной границе посторонних лиц, не выполнивших его требование остановиться. Вопрос о правомерности применения оружия в подобной ситуации решается не по правилам необходимой обороны, а в связи с предусмотренной нормативным актом обязанностью часового действовать таким образом.
Военнослужащие могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, уголовной, материальной, административной, и гражданско-правовой.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих. Дисциплинарная ответственность наступает после совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, то есть такого виновного нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, которое по степени своей общественной опасности подлежит наказанию властью командира (начальника по службе). Наибольший эффект применения дисциплинарной ответственности достигается при сочетании с мерами воспитательного воздействия.
Дисциплинарные взыскания на военнослужащих налагаются соответствующим командиром (начальника) в порядке, определенном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил.
Уголовная ответственность регламентирована нормой уголовного права. В уголовном законе выделяет общественно опасное деяние, определяет его границы и характерные черты, закрепляя его типичные признаки.
В то же время необходимо иметь в виду, что военнослужащие за совершение государственных и общеуголовных преступлений несут уголовную ответственность на общих, единых основаниях с другими лицами. Однако уголовное законодательство содержит ряд норм, применяемых в связи с совершением преступления только к военнослужащим. Это нормы охраняют воинские общественные отношения от преступных посягательств, отражают особенности установленного порядка несения воинской службы.
Привлечение к уголовной ответственности означает высшую степень государственного осуждения как правонарушителя, так и совершенного правонарушения и влечет за собой применение наиболее суровых санкций, выражающихся в ограничении преступника в его личных неимущественных правах. Отличительными особенностями уголовной ответственности от других видов юридической ответственности является то, что уголовная ответственность возлагается только за совершенное преступление, особым государственным органом – судом, и только в особом, уголовно-процессуальном порядке; ее наступление сопровождается (как правило) назначением виновному особой меры государственного принуждения – уголовного наказания; состояние судимости как специфического его последствия.
Материальная ответственность военнослужащих наступает за нанесение ущерба государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного материального ущерба. Исполнение тех или иных обязанностей по службе предполагает определенный риск причинения ущерба государству. Установлены пределы ответственности, сообразуемые с денежным содержанием виновного лица (в отличие от гражданско-правовой ответственности, где имущественный ущерб, как правило, подлежит полному восстановлению). Специфика материальной ответственности проявляется и в том, что она преследует не только цель возмещения ущерба, но и прежде всего воспитания в духе бережного отношения к военному имуществу.
Административная ответственность на общих основаниях наступает для военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил. Однако, к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащих несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного вне договорного вреда. Главное содержание гражданско-правовой ответственности – возмещение и уплата имущественного ущерба, (а при нарушении договорных обязательств и уплата неустойки). Особенностями гражданско-правовой ответственности являются: добровольное возмещение ущерба при осознании своей вины и необходимости нести ответственность; обращение потерпевшего сначала к нарушителю за возмещением ущерба (в имущественных спорах между организациями это обязательно) и возможность в некоторых случаях самому потерпевшему применить санкции.
Для гражданско-правовой характерно возмещение причиненного имущественного вреда. Вопросы гражданско-правовой ответственности могут решаться как различными судами, так и органами управления. В отличие от уголовного процесса, где действует презумпция невиновности, когда обвиняемый не обязан доказывать отсутствие своей вины, при гражданско-правовой ответственности необходимо в определенных случаях доказать свою невиновность.
Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда части, учреждению, организации не при исполнении служебных обязанностей.
Вопрос № 2 Структура и содержание дисциплинарного проступка
Взыскания применяются к военнослужащим за совершение ими проступков. Проступки подразделяются на следующие виды:
1) незначительные;
2) значительные;
3) серьезные.
Незначительным проступком военнослужащего является проступок, совершенный военнослужащим впервые или после снятия ранее наложенного взыскания, который влечет применение к военнослужащему взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за исключением проступка, за совершение которого предусмотрено увольнение.
8. Значительным проступком является проступок, совершенный военнослужащим повторно в течение шести месяцев при наличии не снятого ранее наложенного взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, который влечет применение к военнослужащему взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
9. Серьезным проступком является проступок, за совершение которого предусмотрено увольнение по основаниям закона в соответствии с Правилами прохождения воинской службы.
10. При совершении незначительного проступка и нецелесообразности применения взыскания командир (начальник) может ограничиться предупреждением военнослужащего о необходимости строгого соблюдения воинской дисциплины.
11. В целях профилактики проступки военнослужащих по решению командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться:
1) солдат и матросов – на собраниях личного состава;
2) сержантов (старшин) – на собраниях сержантов (старшин);
3) офицеров – на офицерских собраниях.
Проступки военнослужащих по контракту, проходящих воинскую службу на должностях сержантов полков, бригад, им равных и выше, могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях сержантов вышестоящих органов военного управления.
Проступки старших офицеров могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях только старших офицеров и выше, проступки высших офицеров – на собраниях только высших офицеров.
12. В крайних случаях, не терпящих отлагательства, военнослужащий может быть временно отстранен от должности до решения вопроса о его ответственности. Временное отстранение от должности может быть применено к военнослужащему в случаях, когда совершенный им проступок препятствует исполнению его служебных обязанностей или исполнению обязанностей воинской службы другими военнослужащими, либо когда исполнение военнослужащим должностных обязанностей препятствует (может препятствовать) всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств совершения им проступка, выявлению причин и условий, способствовавших его совершению.
13. Военнослужащий отстраняется от должности тем командиром (начальником), которому предоставлено право назначения его на должность.
Командир (начальник), отстранивший подчиненного от должности, обязан доложить об этом по команде, подробно изложив причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от должности, а также сообщить в органы военной прокуратуры.
Командир (начальник), отстранивший от должности подчиненного без достаточных на то оснований, несет за это дисциплинарную и иную ответственность.
Вопрос № 3 Система дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении военнослужащих, их характеристика
Взыскания, налагаемые на военнослужащих срочной воинской службы
и курсантов (учащихся) военных учебных заведений
14. За совершение проступков на военнослужащих срочной воинской службы и курсантов (учащихся) военных учебных заведений могут налагаться взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор.
Права командиров (начальников) налагать взыскания
на подчиненных им военнослужащих срочной воинской службы
15. Должностные лица от командира отделения, ему равных и выше в отношении подчиненных им военнослужащих срочной воинской службы пользуются правом налагать взыскания в полном объеме настоящего Устава.
Взыскания, налагаемые на военнослужащих по контракту
16. На военнослужащих по контракту могут налагаться взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) увольнение с воинской службы по отрицательным мотивам.
Права командиров (начальников) налагать взыскания на подчиненных им военнослужащих по контракту
17. Командир отделения, заместитель командира взвода (старшина команды), сержант взвода имеют право налагать взыскания на подчиненных им военнослужащих по контракту – солдат (матросов), сержантов (старшин):
1) замечание;
2) выговор.
18. Старшина роты (боцман), старший техник (техник) роты, сержант роты, батальона, полка, бригады, регионального командования, рода войск, вида Вооруженных Сил, главный сержант Вооруженных Сил, командир взвода (группы), командир роты (корабля 4 ранга), командир батальона (корабля 3 ранга) имеют право налагать взыскания на подчиненных им военнослужащих по контракту – солдат (матросов), сержантов (старшин):
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор.
19. Командир роты (корабля 4 ранга) имеет право налагать взыскания на подчиненных ему офицеров:
1) замечание;
2) выговор.
20. Командир батальона (корабля 3 ранга) имеет право налагать взыскания на подчиненных ему офицеров:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор.
21. Командир отдельного батальона, ему равные и выше имеют право налагать взыскания на подчиненных им военнослужащих по контракту:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии.
22. Взыскание в виде увольнения с воинской службы по отрицательным мотивам вправе налагать должностные лица согласно Перечню должностных лиц, имеющих право издавать приказы о заключении контракта, назначении на воинские должности, перемещении, освобождении, увольнении военнослужащих и военнообязанных, а также присвоении им воинского звания, определяемому первым руководителем уполномоченного органа.