Брак и семья. Отцовская власть

В древнейший период римская семья (familia) была большой, патриархальной, состоявшей из семей нескольких поколе­ний, объединенных родством по мужской линии. Существова­ние таких больших семей было обусловлено трудностями веде­ния хозяйства, низкой производительностью ручного труда в зем­леделии, которое являлось главным занятием римлян. Главой такой семьи и собственником ее имущества был старший муж­чина - домовладыка (paterfamilias), его власть над членами семьи была обширной и абсолютной. Лишь через него этот обособ­ленный коллектив был связан с обществом и государством. Его властью был связан и весь большой коллектив семьи, где все члены являлись агнатамидруг другу. Агнатическую связь меж­ду членами фамилии, основанную на объединении под властью одного домовладыки, называют еще «юридическим родством». Родственники же по крови назывались когнатами и состояли в кровном, когнатском родстве.

Семья создавалась на основе заключения брака (conubium). Типичной формой брака был брак с «властью мужа»(cum manu mariti). Но если сам муж состоял под властью старшего домовла­дыки, то и жена подпадала под власть последнего. Все связи жены с кровными родственниками (когнатами) при этом разрывались.

В законный римский брак (по квиритскому праву) могли вступать только римские граждане по достижении брачного воз­раста (для девушек -12 лет, для мужчин - 14 лет либо после своеобразного «медицинского» осмотра), не являющиеся род­ственниками и не состоящие в нерасторгнутом браке. Формаль­но требовалось согласие самих вступавших в брак и их домо-владык. На деле часто ограничивались сговором глав семей.

При этой форме брака муж или его домовладыка имели над женой неограниченную власть вплоть до права «жизни и смерти» и продажи ее в рабство. Все приданое жены переходило в собственность мужа. Развод, допускаемый по инициативе мужа, для жены практически был недостижим.

Прекращался брак в случае смерти одного из супругов либо при утрате мужем правоспособности.

Для классического периода римского права характерно прогрессирующее разложение патриархальной семьи, на смену которой приходит семья моногамная. Брак «с властью мужа» вытеснялся браком «без власти мужа»(sine manu mariti), кото­рый заключался простым соединением вступающих в брак под единой кровлей для общего ведения ими хозяйства и создания семьи. Жена в этом случае не разрывала агнатских связей со своей девичьей семьей, оставалась под властью прежнего домовлады­ки. Сохраняла она и определенную имущественную самостоя­тельность, передавая мужу свое приданое лишь в управление. Расторгнуть такой брак было легко как по обоюдному согласию супругов, так и по требованию одного из них.

Обеспечивались такие отношения ежегодным прерывани­ем срока давности владения женой, когда она не менее чем на три ночи в году уходила в дом своего домовладыки. По возвра­щении ее в дом супруга брак «без власти мужа» продолжался со всеми присущими ему особенностями.

Широкое распространение приобрел в это эпоху и так на­зываемый конкубинат- не оформленное официально, но по­стоянное сожительство мужчины и женщины, когда один из них не имел права на законный римский брак. Конкубинане полу­чала права законной жены, не обретала сословного положения и имени своего сожителя. Дети от конкубины носили имя матери и имели право на наследование лишь ее имущества.

В классический и постклассический периоды римская семья утратила былую прочность, обычным явлением стали раз­воды. Император Август в этой связи попытался даже издать законы, каравшие за нарушение супружеской верности, а также предусматривавшие санкции за безбрачие и бездетность. Для пресечения злоупотреблений, связанных с заключением браков по расчету, Август запретил продажу мужем недвижимости, по­лученной за женой в качестве приданого.

Отцовская власть

Отцовская власть (patria potestas) бьша в римском праве совершенно особым инс­титутом, которому трудно найти аналогию в правовых системах других народов. Домовладыка, отец был в римской семье единственным лицом не только полностью право­способным, но и полностью дееспособным. О нем говорили, что он являлся «персоной своего права» (persona sui iuris), тогда как все остальные члены семьи в качестве «персон чужого права» (personae alieni iuris) могли осуществлять свои права лишь через домовладыку и в качестве таковых целиком подлежали его власти.

Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью сво­их детей, был вправе выбросить новорожденного ребенка либо продать его, независимо от возраста, в рабство за Тибр, лишить жизни. И хотя со временем эти проявления отцовской власти были смягчены, дети, независимо от формы брака, всегда нахо­дились под властью отца. Сын, имея статусы свободы и граж­данства, будучи воином и даже занимая государственные выбор­ные должности, не мог независимо от воли отца осуществить свое право на вступление в брак, а совершая имущественные сделки, все приобретения передавал отцу. Лишь со времен Авгус­та сын-легионер получил право сохранять для себя имущество, приобретенное на военной службе.

В случае совершения подвластным лицом деликта домо­владыка мог принять на себя ответственность либо отдать его в кабалу. Эти правомочия домовладыки несколько смягчались воз­действием семейного совета.

В ранней империи, в период принципата появились огра­ничения власти домовладык над детьми. Продажа детей в каба­лу допускалась теперь лишь в крайних случаях. Во II в. н. э. был издан указ, на основании которого власти могли принудить гла­ву семьи освободить подвластных сына или дочь от своей влас­ти. В классическом римском праве основное содержание отцов­ской власти состояло в обязанности воспитания ребенка, ответ­ственности за него.

Patria potestas возникала в результате рождения сына или дочери в римском законном браке, а также путем узаконениядетей, рожденных в конкубинате (последняя норма появилась в период империи), или усыновления чужих детей. Прекраща­лась власть домовладыки: а) его смертью; б) смертью подвласт­ного лица; в) в результате утраты домовладыкой или подвласт­ным статуса свободы или гражданства; г) в результате приобре­тения сыном должности жреца, консула, начальника император­ской гвардии либо дочерью - сана жрицы-весталки. Особый способ освобождения сына из-под власти отца, зависящий лишь от воли самого домовладыки, состоял в эманципации(emancipatio) - троекратной фиктивной продаже сына в рабство.

Старое цивильное право давало домовладыке власть не только над личностью подвластных, но и над всем имуществом семьи. Все то, что приобреталось подвластным лицом, поступа­ло в собственность домовладыки. Подвластные не могли состав­лять завещание и оставлять наследство. Однако разложение пат­риархальной семьи проявилось также в ослаблении отцовской власти над детьми. Возросла имущественная самостоятельность членов семьи. Сыновьям нередко выделялось в пользование имущество (пекулий), чьим собственником оставался отец, но которое фактически становилось все более независимым. Со времени правления императора Августа подвластные отцу сы­новья получили право завещать имущество, приобретенное на военной службе, а затем и право распоряжаться этим иму­ществом. В начале IV в. н. э. при императоре Константине такой же правовой режим был дан. имуществу, полученному во время гражданской службы.

Наши рекомендации