Вопрос 23 Ценность права и Конституции рф
В общесоциологическом смысле понятие ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности. Таким образом, ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что право признает (утверждает) и защищает (обеспечивает) абсолютные ценности – свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), правовую стабильность (правовой порядок). Современное право характеризуется:
– инструментальной ценностью. Право вносит рациональные начала в общественную жизнь, учреждает и охраняет общий масштаб и единые правила поведения, воплощающие высшие моральные ценности и идеалы, и тем самым оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их цивилизации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права: наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления;
– общесоциальной ценностью. Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Оно способно быть также выразителем идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что на латинском право (jus) и справедливость (justitia) однокоренные слова. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;
– самоценностью (собственной ценостью). Право уникально специфически юридической формой (Благодаря дисциплинирующему фактору формы “невозможно в праве утверждать что угодно” (Сандевуар П. Юридические процедуры во французским праве. М., 1994. С. 7)), особой, присущей только ему регулятивной самобытностью. С помощью специфических юридических средств, механизмов стимулирования поведения и деятельности, в том числе юридической ответственности и иных принудительных мер право гарантирует возможность нормальной (соответствующей правовым стандартам) деятельности индивидов и организаций, препятствует незаконным вмешательствам в сферу их правомерной деятельности;
– Собственная ценность права выражена в его технико-юридической оснащенности. Необычный и основной секрет силы права коренится в искусственно созданных правовых понятиях и категориях, юридических конструкциях и всем тем, что выражает право “вовне”, воплощает его в юридических структурах (С.С. Алексеев) и образует саму “правовую материю”, именуемую у древних римлян телом, плотью, веществом права (corpus juris) (См.: Алексеев С.С. Тайна права: Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001. С. 13-15);
– гуманистической (личностной) ценностью. Полезность, значимость права означает, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула “Человек есть мера всех вещей...” является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от необдуманных экономических реформ, волюнтаристских политических решений.
Личностная ценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно обозначает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Как воплощение формальной свободы, как форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В цивилизованном обществе право призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за это беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри данных пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе (См.: Ильин И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 97). В цивилизованном обществе право призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Образно выражаясь, посредством права достигается такое состояние общества, когда “и волки сыты, и овцы целы”. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, оно становится действительно ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.
Таким образом, право, его институты и нормы учат человека считаться с существованием других людей и с их интересами. С позиции права “каждый человек должен приучить себя к тому, чтобы доброю волею ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие также имеют право жить и осуществлять свои интересы” (См.: Там же);
– способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Роль права особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. В такой ситуации право играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система; свободная четвертая власть – СМИ; правовое государство. Поскольку Россия находится на пути к правовому государству, к созданию институтов гражданского общества, то и право действует избирательно.
В современных условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право – деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках всего мирового сообщества.
«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Перечисленные и рассмотренные свойства конституции этим не исчерпываются. Немаловажным ее свойством является то, что конституция, вне зависимости от желания принимающих ее, еще и политический документ.
Сущность конституции заключается не только в том, что она основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это — ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом.
Как политический документ она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия, но такое соотношение политических сил не является неким выражением соотношения классовых интересов или «результатом классовой борьбы», что являлось незыблемой методологической основой советской науки. Конституция в демократическом государстве — результат политического согласия. Она является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами. Их интересы отражены в конституции в той мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, больше учтены интересы тех политических сил, чье влияние в обществе оказалось более сильным или даже — определяющим. Именно это является главным, а не классовая сущность.
Кроме этого, конституция всегда должна быть идеологическим документом, так как она всегда устремлена в будущее. Ее идеологический характер заключается в том, что она выражает определенное мировоззрение. Конституция декларирует важнейшие ценности — права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, составляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются.
Все вышеперечисленное и определяет значение конституции как базы для развития демократического общества. Отсюда и название — базовый закон.