Земская реформа (1864)
Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительством и эксплуатацией дорог, устройством лечебных и благотворительных учреждений, народным образованием, продовольственным снабжением, пожарной охраной, статистической службой, попечением местной торговли и промышленности, а также распределением податей. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы «без различия сословий» и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй – избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей, крестьянской курии имели больше ступеней – сельский сход – волостной сход – уездный сход выборщиков курии. Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы – земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернскую земскую управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства. Фактически земства находились под контролем местной администрации, которой подчинялась полиция. Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах. Но их возможности были крайне ограничены. Реформа оказалась незавершенной, так как она распространилась не на всю территорию империи, а главное - не был создан общероссийский представительный орган.
Городская реформа (1870)
Реформа создавала новую систему городского самоуправления. Выборы происходили на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что очень ограничивало число избирателей. Избиратели, составлявшие небольшую группу городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия избирала 1\3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу – исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города, образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности, имело свой бюджет, часть которого шла на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. Компетенции городского самоуправления не выходили за рамки хозяйственных вопросов, его права были ещё более ограничены, чем права земств, но в целом реформа способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.
Судебная реформа (1864)
Реформа началась с введения в 1864 году новых судебных уставов. Основными принципами судебной системы стали:
1) Бессословность, что давало всеобщее равенство перед законом
2) Независимость суда от исполнительной власти
3) Гласность судебных процессов
4) Состязательность, т.е. участие в процессах прокурора и адвоката
5) Вводился институт присяжных заседателей, который определял, виновен подсудимый или нет
В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями. Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат. Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей. Вопросы суда высших госчиновников находились в ведении Высшего уголовного суда. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу, судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции. Однако реформа оказалась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде оставался сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, а главное, она вступала в противоречие с существовавшим режимом.
Военные реформы
Военные реформы начались сразу же после Крымской войны, и проводилась в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и возможность развертывания во время войны. В результате реформ армия сокращалась на 40%, создавались всесословные военные и юнкерские училища, вводились военные округа, отменялись телесные наказания, произошло перевооружение армии и флота современным образцами техники. В 1874 году вместо рекрутского набора была введена всеобщая воинская повинность, а срок службы был сокращен до 6 лет в армии, и до 7 – во флоте. Особенностью реформ, проводившихся под руководством Д. Милютина, стал их прогрессивный характер, непоследовательности и незавершенности было гораздо меньше, чем в других реформах.