А) Постановка проблемы
Социальная работа как культурный феномен современности
Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня.
а) Постановка проблемы.
Последние десятилетия уходящего века ознаменовались изменениями, поражающими масштабностью, драматизмом, полной непредсказуемостью и глубокой противоречивостью. Распад СССР и экономический развал в его составляющих; углубляющийся социальный кризис в стане победителей в холодной войне; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдывать бремя гонки вооружений и параллельно глобальное свертывание социальных программ; процесс стирания национальных границ и одновременно взрывы крайнего национализма в разных уголках планеты и так далее. Рушатся идеологические догмы, а фундаментальные понятия, такие, как "либерализм", "социализм", "консерватизм", "христианство", теряют внутреннюю определенность вследствие идейного кризиса, потрясающего многие области идеологии. Все яснее вырисовывается пустота там, где прежде находились теории, и интерпретации, и трактовки истории общества. Можно сказать, что прямо на наших глазах происходит "осевой поворот" Ясперса (1), совершается коренной сдвиг в самом характере восприятия и понимания, а также делаются первые попытки "собирания камней" - попытки построения радикально новых, более адекватных картин окружающей нас социальной реальности. Пример этого - возникновение новых понятий, таких, как "постмодернизм" и пр., к чему мы еще вернемся.
Чрезвычайно полезным в создавшейся ситуации может оказаться рассмотрение появления и характера социальной работы как новой профессии и академической дисциплины Запада. Социальная работа дает богатый фактический материал, изучение которого помогает получать сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией может пролить свет на природу "развитого" общества. И наоборот - характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся буквально на днях.
Методическая сноска, которая, возможно, нужна - в особенности для "постсоветских" читателей: жизнь общества невозможно понять без учета тех представлений, которые ее формируют. Это утверждение легко "передернуть", что нередко делают, дабы просто отмахнуться от него. Ясно, что представления и идеалы не просто "подвешены" в каком-то особом мире чистых идей. Доказывать в конце XX века, что человеческие представления и чаяния рождаются под воздействием экономических и политических условий жизни, - все равно что ломиться в открытую дверь. Но хотелось бы подчеркнуть взаимовлияние, взаимосозидание и взаимопроникновение в общественном мире условий жизни людей и их представлений. Что предполагает также возможность автономной динамики идей, их внутренних связей и признание их созидательной силы, то есть наличие того, что может быть названо культурным пространством, или, пользуясь терминологией Ю. Лотмана, миром мысли (Universe of Mind) (2).
Мы рассмотрим социальную работу в историческом контексте ее культурного пространства. Как особая профессия социальная работа формировалась в основном под воздействием представлений о сущности профессионализма, которые находятся в неоднозначных отношениях и с современным государством, и с философией прав человека, что подтверждается как современными идейными исканиями обществоведов, так и противостоянием политических сил "правого" и "левого" толка.