Основные черты традиционного общества и западного общества
Стадии общественного развития.
Признаки | Традиционное или аграрное (период первобытного, рабовладельческого, феодального общества до 17.в) | Индустриальное (период капитализма 18-19, н.20вв.) | Постиндустриальное или информационное (с.20в.) |
возникновение | 6тыс.лет назад | 250лет назад | к XXв. |
Ключевая сфера | Сельское хозяйство Экстенсивное хозяйство (за счет увеличения рук и территории) | Промышленность Интенсивное хозяйство (за счет технологий, НТР) | Сфера услуг Интенсивное хозяйство (за счет технологий, НТР) |
Характеристика экономики | Натуральное хозяйство | Массовое товарное производство на основе разделения труда | Автоматизация, компьютеризация, НТР. |
Основы развития | традиции | НТП, демократия. | Бурная НТР, зрелая демократия. |
Социальная сфера | Сословия (права и обязанности по наследству) Низкая мобильность | Классы (объединены экономическими признаками (в первую очередь наличие или отсутствие собственности). Высокая мобильность | Страты объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным). Высокая мобильность |
Ведущая роль | церкви | Промышленно-финансовые корпорации | университеты |
Ведущие социальные группы | Священники и феодалы | Бизнесмены | Научно- технические специалисты. |
Основные черты традиционного общества и западного общества
Традиционное общество | Западное общество |
"Непрерывность" исторического процесса, отсутствие явных границ между отдельными эпохами, резких сдвигов и толчков | История движется неравномерно, "скачками", разрывы между эпохами очевидны, переходы от одной к другой часто принимают форму революций |
Неприменимость концепции линейного прогресса | Общественный прогресс достаточно очевиден, особенно в сфере материального производства |
Отношения общества к природе строятся на принципе слияния с ней, а не господства над нею | Общество стремится максимально использовать природные богатства для своих нужд |
Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности | Основа экономики - частная собственность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое |
Уровень социальной мобильности невысок, перегородки между кастами, сословиями мало проницаемы | Социальная мобильность населения высока, социальный статус человека может существенно меняться на протяжении жизни |
Подходы к изучению:
1.Формационный (К.Маркс): главное (базис) – экономическая сфера форма собственности на средства производства). Зависит от экономики надстройка- пол, соц., духов. сферы. Закономерность, прогрессивность, универсальность, стадиальность исторического процесса.(Общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1ступ.- социализм) Переход от одной к другой через социальной революцию, классовую борьбу из-за конфликта производительных сил и производственных отношений,).
2.Цивилизационный (Шпенглер, А.Тойнби(т. вызов –ответ), Данилевский): главное- культура, человек, автономность развития цивилизаций.
2.Общество- система: 4 сферы (экономическая (деньги, производство, рынок, типы эк.систем), социальная(отношения классов, наций, люде, соц.политика государства, общение), духовная (культура: религия, наука, искусство, идеология, образование, музыка)и политическая( власть, государство, политические партии)).
Основные подсистемы общества
Сферы общества | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения (организации) |
Экономическая сфера | Производство, распределение и потребление материальных благ, и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, рынки и др. |
Социальная сфера | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий | Коммунальные службы, система здравоохранения, социального обеспечения, предприятия связи, досуга и др. |
Политическая сфера | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
Духовная сфера | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей их сохранения, распростра- нения, потребления | Учреждения системы образования, науки, театры, музеи и т.д. |
Общество- обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения.
Закрытого типа(низкая социальная мобильность) и открытого типа(высокая социальная мобильность).
Регресс, прогресс.
критерии прогресса: уровень развития свобод, науки и техники, разума, уровень развития производительных сил.
Формы развития общества: эволюция, революция, реформа.
3.Человек - биосоциальное существо ( био- природное, общее с животными; социальное- качества, приобретаемые под влиянием общества)
Отличия человека от животного
Человек | Животное |
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить "по меркам любого вида". 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут. 5. Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. | 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностей (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинктами. 6. Животное тождественно . своей жизнедеятельности и не отличает её от себя. |
Индивид - отдельный человек.
Индивидуальность- сочетание психологических, биологических, социальных особенностей человека, составляющих его своеобразие и отличающих его от других людей.
Личность- человек, обладающий социально значимыми качествами.( факторы: генетические особенности, физическое окружение(природная среда), влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт и самовоспитание)
Зрелость личности определяется: целостность и иерархичность(насколько низшие функции подчиняются высшим), активность и самостоятельность, возможность социального роста.
Потребности: Первичные: физиологические и экзистенциональные.
Вторичные (приобретенные) социальные, престижные, духовные.
(А.Маслоу)
Потребности: биологические, материальные, социальные, духовные и ложные.
4.Деятельность: цель - средства достижения- действия - результат- рефлексия.
Субъект (кто), Объект (на что).
Деятельность: *материальная (материально-производственная и социально- преобразовательная)
*духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)
*творческая (новаторской или креативной)
Деятельность: игровая, учебная, коммуникативная, трудовая.
5.Социализация- процесс включения человека в социум через усвоение им элементов культуры, образцов поведения, реализации себя. (*адаптация * включение норм и ценностей в во внутренний мир человека).
Общество: высший, средний и низший класс.
Социальная стратификация- расположение социальных слоев сверху вниз по признаку неравенства(гл. - эконом. фактор( доходы) + псих, духовныйфактор, образование, влияние на политику).
Социальная дифференциация- разделение
андеркласс- деклассированные элементы(пьяницы, наркоманы и др.), "социальное дно" общества.
Социальные программы - финансируемые из госбюджета мероприятия по поддержке малоимущих, инвалидов, образование, медицина.
Социальные нормы: обычаи и традиции, правовые, моральные, эстетические, политические, религиозные.
Отклоняющееся (девиантное) поведение - не согласующееся с нормами в обществе.(позитивное и негативное).
Социальный статус- положение в обществе.
Статус: предписанный и достигаемый.
Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная, групповая и индивидуальная
Маргиналы – человек, покинувший 1 класс и не приобщившийся к образу жизни другого.
Люмпен - обнищавший. Социальные лифты: образование, церковь, армия, СМИ.
Социальная роль- поведение, ожидаемое обществом от человека в зависимости от статуса.( сына, ученика ит.д.)
Социальный конфликт: экономические, политические, культурные, религиозные, этнические, бытовые. ( позитивные и негативные)
Поляризация общества- резкое увеличение расстояния между бедными и богатыми.
О.Конт- основоположник социологии(изучает общество)
6.Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов, выражающих мировосприятие человека и понимание им своего места в мире.
Мировоззрение: религиозное, мифологическое, обыденное, философское, научное.
Менталитет- совокупность устойчивых политико-психологических качеств, представлений; способ мышления и поведения класса, социальной группы, слоя, индивида. Совокупность итогов познавательной деятельности, оценка жизненного и личного опыта.
Мировоззрение человека определяет его менталитет.
7.НТР-революционный переворот в развитии науки и техники.
Социальные последствия НТР: наука - непосредственная производительная сила изменение характера и содержание труда (повышение информационной деятельности), урбанизация, стандартизация жизни, «массовая культура», отчуждение личности, рост безработицы.
Глобальные проблемы.1.войны и мира 2.международного терроризма 3.экологические 4. преодоление разрыва в развитии бедного Юга и богатого Севера (проблема «Север- Юг»)
8.Многообразие мира: культура, государств и этнических образований, религиозных верований.
Глобализация- исторический процесс сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ и превращающих человечество в единую систему.
Пол. сфера: ООН(1945), поиск разрешения военных и др. конфликтов Эконом. сфера: МВФ,ЕЭС, Всемирный банк, ВТО, мировая торговля, дополнительные возможности для производства( воспользоваться плодами международного разделения труда, техническими достижениями)
«- » - препятствует развитию продукции отечественного производства, насаждается стандарт потребления( способствует реклама в СМИ),односторонняя специализация( в результате интеграции в мировой рынок)
Культура: движение за объединение всех христианских церквей и конфессий, массовая культура, Интернет.
«-» - ослабление национальной культуры, вестернизация(американизация), идеология потребительства (массовая культура направлена на получение прибыли, а не на формирование духовных ценностей), стандартизация, потеря духовности и утрата веры в гуманистические идеалы. Действует новый тип массового человека, который вмешивается во все и не знает морали, заурядность.
Антиглобалисты - противники глобализации.
9.Нация- автономная, неограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
Этнические общности( этнос - народ): род, племя, народность и нация.
Ксенофобия- ненависть ко всему чужому, национальные предрассудки.
Форма общностей | Основная характеристика | Основной период существования |
род | Группа кровных родственников (по линии отца или матери) | Эпоха первобытных обществ |
племя | Совокупность рода, кровными узами, территориальной, хозяйственными, языковой общностью | |
народность | Совокупность племен, объеденных общей территорией, хозяйственными, языковыми и культурными связями | Период рабовладения и феодализма |
нация | Сообщество людей, объеденных единой территорией, экономикой, языком, культурной, самосознанием и организованных в государство | начиная с капитализма XIXв. |
Причины: дискриминация
Решение: предоставление местного самоуправления, военными методами.
Негативные явления:
Сепаратизм- стремление к отделению. Ирредентизм- стремление к отделению.
Национализм- идеология, выступающая за превосходство одной нации над другой. Шовинизм- крайняя форма национализма, выступающая за уничтожение других наций. Апартеид- политика изоляции и дискриминации «цветного» населения в США. Антисемитизм- ненависть к евреям.
Геноцид- истребление народа.
10. Познание- процесс приобретения и развития знаний.(наука- гносеология)
Цель познания –описать объект таким, какой он есть.(истина- соответствие мыли предмету)
Главный критерий истины- практика.
Истина: абсолютная, относительная.(агностики(отрицают возможность истинного познания, эмпирики(истинно-чувственное познание) и рационалисты((критерий- разум)
Познание: Рациональное(мышление)- сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование(отвлечение)
Результат – понятие(мысль, отражающая предметы в их существенных признаках)
Чувственное- ощущение, восприятие и представление.
Ненаучное познание: миф, народная мудрость, жизненный опыт, паранаука, искусство.
11.Наука - теоретические систематизированные взгляды на мир, основанные на данных научных исследований.
Уровни: эмпирический (наблюдение и эксперимент)- описать
Теоретический (гипотеза, теория)- объяснение, раскрытие сущности и фиксация в виде теорий, законов.
Функции: познавательно- объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.
12.Группа: малая, средняя, большая.
Общение и коммуникация. Отношения формальные( деловые) и неформальные.
Эгоизм и конформизм (приспособленчество, при внутреннем несогласии).
13.Культура-возделование земли
-деятельность и ее продукты
- совокупность материальных и духовных ценностей
Культура: духовная(ценности, верования, язык) и материальная(артефакты- созданные человеческими руками)
Культура: массовая, народная, элитарная (для узкой группы, недоступная обывателем), молодежная.
Субкультура- часть общей культуры, присущих большой социальной группе.(например :хиппи)
Инновации(признание новых элементов.
14.Религия:
Тотемизм- поклонение животным
Фетишизм- поклонение реальным вещам, обряды и магия.
Пантеизм- обожествление природы(Др.Греци)
Секта - религиозное объединение, оппозиционное господствующей церкви.
В РФ- свобода совести (вероисповедания), отсутствие государственной религии.
Светское - не религиозное.
мировые религии: Буддизм, Христианство(католицизм, православие, протестантизм), Ислам
Название религии | Время возник- новения | Численность верующих | В каких странах и районах наиболее распространена | Основные положения вероучения |
Буддизм Основные направления: хинаяна,махаяна, ламаизм,дзен-буддизм, тантричский буддизм | VI-Vb.b. до н.э. | Около 300 млн.чел. | Япония, Китай, Непал,Бирма,Камбоджа, Тибет,в России -Калмыкия,Бурятия и др. | Избавление от страданий путём отказа от желаний и достижение "высшего просветления" - НИРВАНЫ. Истина достигается через размышление и созерцание. Не сопротивление злу насилием. Отрешённость от мира, индивидуализм. Жизнь души – это череда перевоплощений, смена телесных оболочек. |
Христианство Основные направления: католицизм. православие, протестантизм | I в.н.э. | около1024 млн.чел. | Православие:Румыния, Болгария, Россия,Греция, Сербия и др. Католицизм:Португалия,Италия, Ирландия,Испания, Чехия, Франция,Польша, страны Латинской Америки и др. Протестатизм:Финляндия,Швеция, Норвегия, Великобритания,Дания, Сев.Ирландия, частично Германия и США. | Источник вероучения: Библия (Ветхий и Новый завет). Вера в Иисуса Христа, как Богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества (Троицы). Идеал греховности человека и учение об избавлении от грехов путём молитвы, покаяния, смирения, ведущего к спасению (вечной посмертной жизни). |
Ислам (мусульманство) Основные направления: суннизм и шиизм. | VII в н.э. | Ок.530 млн.чел. | Ближний и Средний Восток, Северная Америка, Юго-Восточная Азия, в России- Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан. | Источник вероучения – Коран. Путь к раю- покорность Аллаху, борьба с неверными- джихад. Вмешательство религии в дела государство. Современные сторонники исламского фундаментализма(ваххабиты)- за расширение влияния религии, за возврат к религиозным канонам средневековья, против любых новшеств. |
15. Образование:
дать знания и умения, социализация, нравственное воспитание.
Школы: государственные, частные.
Обязательное - среднее (полное) образование.(11кл.)
Гарантирует - Конституция
Принципы: гуманизация (человечность), гуманитаризация (гуманитарные науки), интернационализация, демократизация.
Ступени общего и профессионального образования