Теологические и теократические теории происхождения государства
Божественный подход к пониманию происхождения и сути государства насчитывает тысячи лет. Древние теократии – это и период правления судей (пророков и первосвященников), как при пророке Самуиле, так и царства. И в том и в другом случае сама идея государственности и законы, по которым живет общество дарованы Богом. Чем ближе правитель к идее религиозной нравственности и к исполнению богоданных заповедей, тем более благополучно общество, как в период правления благочестивого Давида.
Но следует сказать, что теории происхождения государства по воле Бога, именуются и теологическими и теократическими. При равенстве первой составляющей этих терминов «Teos» – Бог, их значение разнится. «Kratos» – власть, что предполагает обязательную идею превалирования церковной власти над государственной. «Logos» – учение, в связи с чем, теологический подход не требует обязательного превалирования церковной власти. Такой подход, говоря о происхождения власти от Бога, обязывает и саму власть, и народ следовать ряду морально-нравственных принципов, не носящих правовой характер.
Государство как защитник нравственности, нравственность как основа существования и безопасности государства – эта система взаимоотношения Церкви и государства лежит в основе древневизантийской концепции «Симфония двух властей». Падение нравов и необходимость защиты общего блага и блага каждого привели к необходимости создания механизма разумного ограничения человеческих страстей, могущих разрушить даже такой, как казалось современникам, совершенный административный механизм как Римская империя. Ни что иное, констатировал римский историк Гай Крисп, как распутство, упадок нравов и другие пороки привели к упадку Рима. Государство должно было стать механизмом, обеспечивающим необходимое принуждение, запреты. Поскольку нет запретов – нет прав, как если нет запрета убивать – нет и права на жизнь. Однако Церковь и государство имеют разную природу. Цель Церкви – вечное спасение души. Цель государства – земное благополучие людей. Потому Церковь основана непосредственно Богом, она единственна и едина, а генезис государства опосредован историческим процессом, который, тем не менее, совершается по воле Бога. «Симфония двух властей» исходит из невозможности вмешательства Церкви в дела государства, а государства в дела Церкви, государство и Церковь независимы друг от друга, но эта независимость не носит абсолютного характера. «Церковь есть царство не от мира, но оно в мире», и потому ее чада подлежат и церковным, и гражданским законам. И потому, воспитывая патриотизм и нравственность граждан, Церковь тем самым поддерживает государство. Давление Церкви над государством или государства над Церковью недопустимо. Однако, согласно доктрине Юстиниана, симфония возможна только при одном из «трех правильных государственных режимов», т. е. с монархией, аристократией или политией (республикой), или смешанным режимом, в котором преобладают эти правильные режимы, но никак при тирании, олигархии или демократии (понимаемой в тот период как негативная трансформация политии). Кроме того, государственная власть должна быть порядочна и компетентна.
«Симфония двух властей» стала идеалом соотношения Церкви и государства, но, увы, идеалом труднореализуемым и часто нарушаемым. Уже в VIII веке императоры стремились подчинить себе Церковь. Правда, по окончанию периода иконоборчества теория снова была сформулирована в «Эпинагоге», принадлежащей, как принято считать, перу патриарха и ученого Фотия.
И уже IV век ознаменовался притязаниями ряда философов оправдать стремление отдельных представителей церкви участвовать в государственной власти. Уже в труде «Апология гонения» Августина Аврелия, современника церковного разделения на Восточную и Западную Церкви, признанного учителем католической церкви, встречается обоснование принуждения государства в вопросах веры. При папе Григории VII (папа с 1073 по 1085 гг.) «Диктат папы» обосновывал власть римского папы над монархами, вплоть до права смещать их. Иннокентий III уже создает Папскую область (особое церковное государство) и рассматривает монархов как своих вассалов. Эта политика требует обоснования, таковым и становятся теократические (от греч.θεός – Бог и κράτος – власть, управление) доктрины. Например, «теория двух мечей» и «теория Солнца и Луны», созданные произвольным соединением цитат из Евангелие и не менее произвольным их толкованием. Так «теория двух мечей» под влиянием трудов Блаженного Августина, нашедшая отражение в трудах Иоанна Салисбюрийского и Вольфрама Наумбургского, говорит уже не о самостоятельности государства и Церкви, а о двух мечах, принадлежащих Папе Римскому. Один меч, духовный, – у Церкви. Второй, кровавый, церковь отдает государям, помазуемым на царство, поскольку этот светский меч не пристало Церкви использовать самой. Папа Римский мог назначать или свергать правителей. Интересно отметить, что у Иоанна Салисбюрийского встречается идея о том, что тирания дает право на насильственное свержение власти. «Теория Солнца и Луны» происхождение государственной власти трактовала так: авторитет монархов имеет своим источником власть и авторитет Папы Римского, как Луна светит отраженным светом Солнца, заимствуя у него свой блеск. Дальнейшее развитие учение о государстве в католической теологии получает у Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), учение которого энцикликой Папы Римского признано в 1879 году «истинной философией католицизма». В трактатах «Сумма теологии» и «О правлении властителей», вслед за Аристотелем, Аквинат считает человека по природе существом общительным, в котором заложено стремление к объединению. Кроме того, человек самостоятельно не может создать условий для разумной жизни. Поэтому цель государства – обеспечить общее благо. Поскольку человек живет в обществе многих, естественно, чтобы общество было управляемо, государство учреждается государем так же как мир сотворен Богом. Монарх учреждает государство, устанавливает в нем порядок. Если же правитель приходит к власти несправедливо или, хуже того, злоупотребляет властью, нарушая божественный закон, Церковь имеет права свергать такую тиранию, освобождая подданных от обязанности подчиняться государям. Государи же, должны сообразовывать свою волю с Божественными законами, под которыми Фома Аквинский понимал законы католической Церкви.
Попытку переосмысления этой закономерности предпринял ученый и медик, ректор Парижского университета Марсилий Падуанский (XIII в.), основываясь на евангельской фразе Христа: «Царство мое не от мира сего». Как законы делятся на Божественные и человеческие, принятые народом, так и сферы ведения у Церкви и государства различны. По сути, это была попытка вернуться к «симфонии двух властей», однако в 1327 году Марсилий был отлучен от католической церкви и объявлен еретиком.
В Древней Руси в первые годы становления Христианской Церкви государство заняло покровительственное положение по отношению к Церкви, затем Восточная Церковь подтвердила верность «симфонии двух властей». Большой Московский Собор, прошедший в 1666-1667 гг., подтвердил приоритет царской власти в делах гражданских, а патриаршей – в делах церковных. Бытовавшая на Руси идея Божественного происхождения княжеской власти («Повесть временных лет»), налагала, вместе с тем, на князя ответственность перед Богом за подданных. Повествуя о бремени власти Владимир Мономах в «Поучении» говорит о том, что судьба Руси зависит от степени нравственности князей, понимания ими всей меры ответственности. Князь должен быть первым тружеником и примером нравственной жизни.
Немалую популярность приобрели теократические доктрины в исламских государствах. Собственно, ислам послужил основой, объединившей разрозненные враждующие племена. В иерархии власти Бог занимает наивысшую ступень, он управлял процессами, приведшими к созданию государства и он управляет государством. Еще при жизни пророка Мухаммеда управление в мусульманской общине-государстве осуществлял он. Но и затем от главы государства всегда требовалось сообразовывать свою волю с волей Бога. Личное счастье верующего – это не только его личный труд, это забота государства, так же и наказание за грехи – забота государства. Чем более успешно государство, тем более велик его авторитет. Светские и религиозные законы тесно взаимосвязаны. Абу Юсуф (VIII в.), факиф (знаток мусульманского права), первый кади (судья) в своем трактате «Китаб ал-харадж» предлагает подробную регламентацию действий кади в различных случаях жизни в соответствии с постулатами мусульманской веры, по сути, это и кодекс судей судейской чести и пособие по судопроизводству и уголовному праву.