Интегральное правовое учение г. д. гурвича
Глава 4
в сжатом виде. Гурвич тщательно обдумывал каждое слово своей дефиниции, и все его последующие работы по юридической тематике являлись своего рода комментариями к выведенной им формуле.
Определение это таково: «Право представляет собой попытку осуществить в данных социальных условиях идею справедливости (т. е. предварительного и по своей сущности многообразного примирения противоречивых духовных ценностей, воплощенных в данной социальной структуре) путем многостороннего императивно-атрибутивного регулирования, основанного на неразрывной связи между правопритязаниями и обязанностями; это регулирование обретает действенность через нормативные факты, которые придают регулированию социальную гарантию эффективности, и может в некоторых случаях обеспечивать выполнение своих требований посредством заранее установленного внешнего принуждения, что не предполагается как обязательное»^"
Правовой плюрализм. Отметим, что Гурвич отнюдь не связывал в своем определении право с государством. Право, доказывал мыслитель, существует как на государственном уровне, на уровне отдельных социальных групп, которые также могут создавать свое право,
так и на уровне общества в целом.
Взаимодействие на индивидуальном или групповом уровнях приводит к возникновению определенных поведенческих стереотипов для каждой из социальных групп. Некоторые из этих стереотипов, отвечающих складывающемуся пониманию справедливости, закрепляются в общественной практике и становятся «правопорядками» для соответствующих групп. Образованное таким образом социальное право в той или иной степени закрепляется в законодательстве государства. Так, проводимая профсоюзами забастовка может считаться незаконной с точки зрения действующего законодательства. Но участие в ней не только желательно, но и обязательно с точки зрения профессиональной солидарности, чувства справедливости и профсоюзного права. Такое профсоюзное право, не будучи даже официально закреплено, способно порождать общеобязательные предписания, имеющие, с точки зрения Гурвича, все признаки предписаний правовых. Другой пример — практика королевских судов
7 Гурвич Г. Д. Философия и социология права / пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной. СПб., 2004. С. 608. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
Раздел XI
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»
в Англии, которые в определенных случаях признают правом и дают правовую защиту таким правилам поведения, которые никогда юридически не закреплялись, но спонтанно зарождались в общественной жизни (например, нормы домашнего обихода). Таким образом, Гурвич имел все основания утверждать, что «в правовой жизни государство подобно маленькому, но глубокому озерцу, затерянному посреди безбрежного моря права, окружающего это озерцо со всех сторон» (с.175).
Право и ценности. Одной из отправных точек правопонимания Гурвича являлась интерпретация права не как абстрактного правила должного поведения, а какреальности, существующей и познаваемой черезопыт. Непосредственный юридический опыт, конституирующий право, состоит «в коллективных актах признания духовных ценностей, воплощенных в социальных фактах» (с. 603). Именно такое воплощение и осуществлениеценностей в фактах лежит в глубинеюридического опыта. Лица, посягающие на такие ценности, рассматриваются как посягающие насправедливость, которую Гурвич относил к самым непосредственным выражениям юридического опыта. Эти два элемента не просто тесно связаны в концепции мыслителя, но представляют собой два аспекта одного и того же явления. «Непосредственный юридический опыт как акт признания, по существу, выполняет функцию связующего звена между эмоционально-волевым восприятием ценностей и интеллектуальным восприятием логических идей» (с. 604). Нормативный факт, полагал Гурвич, может быть признан лишь постольку, поскольку он олицетворяет собойпримирение ценностей, и это примирение достигается путем справедливости как обобщенной формы, позволяющейсбалансировать различные ценности.
Интересно, что это примирение ценностей представляет собой, по мнению Гурвича, лишь «попытку осуществления», т. е. некую инициативу, процесс, требующий постоянного совершенствования. Именно эта идея впоследствии была положена американским правоведом Л. Фуллером в основу его концепции «процедурного права».
Право и справедливость. Право и справедливость в правовом учении Гурвича связаны настолько неразрывно, что социальный порядок, не имеющий своей целью справедливость, уже не может,
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Г. Д. ГУРВИЧА
Глава 4
по логике мыслителя, считаться правом. С другой стороны, справедливость может воплощаться только в том праве, которое обладает позитивностью, поскольку основным требованием справедливости является реальное установление мира и безопасности.
Справедливость, таким образом, выступала у Гурвича какконститутивный элемент права, но элемент изменчивый и не связанный напрямую с моралью. Ведь, устанавливая баланс ценностей, справедливость обеспечивает порядок и безопасность. Но при этом сами ценности могут вступать между собой в конфликт, допустимый до известных пределов. Степеней же порядка и безопасности может быть столько, сколько и форм выражения справедливости (с. 604).