Особенности управления землями лесного
ФОНДА
Управление землями лесного фонда основывается на принципах и функциях управления землями, изложенных в главе «Управление охраной и использованием земель» учебника, но и имеет свои особенности.
На состояние использования и охраны земель лесного фонда оказывают влияние уровень ведения на них лесного хозяйства, разграничение земель и лесов по целевому назначению и перевод их из одной категории в другую, принципы лесного законодательства, взаимодействующие с принципами земельного законодательства, структура управления лесным хозяйством, особенности охраны земель, занятых лесами различных групп.
Управлениев об-Особенности использования земель лесного
ласти использова-фонда отражаются на ведении землепользо-
ния охраны, за-вания и организации лесного хозяйства.
щиты, воспр'оиз-Учитывая общественно-социальную значи-
водс'тва лесовмость лесов, Лесной кодекс РФ 2006 г. по-
свящает специальную главу полномочиям
органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного
самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. С учетом вышеуказанного понимания леса для рассмотрения проблем регулирования охраны земель лесного фонда здесь видны группы норм:
об основах государственного управления - - полномочия РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, основные принципы лесного законодательства;
о системе органов исполнительной власти — федеральные, субъектов Федерации, специально уполномоченный орган государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных Правительством РФ областях управления;
об основах организации лесного хозяйства -- деление лесов на группы и отнесение их к категориям защитности, порядок установления возраста рубок и утверждение расчетной лесосеки, перевод лесных земель из одной категории в другую, государственный учет лесного фонда, государственный кадастровый учет лесных участков, государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними, государственный лесной реестр, государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, инвентаризация лесов, лесопато-логический мониторинг, лесоустройство, государственный и муниципальный лесной контроль и надзор.
Согласно ЛК РФ управление лесами включает планирование, лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент, плату за использование лесов, оценку лесов и др.
Принципы лесногоОрганизация ведения хозяйства в области законодательстваиспользования, охраны, защиты земель лесного фонда и воспроизводства лесов, понимаемых как совокупность лесной растительности и земель, основывается на принципах лесного законодательства:
1) устойчивого развития, т. е. сбалансированного развития эконо
мики и улучшения состояния окружающей среды;
2) обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не-
истощительного использования лесов в интересах населения Россий
ской Федерации и ее субъектов;
3) сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, сани
тарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций ле
сов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окру
жающую среду;
4) использования лесов с учетом их глобального экологического
значения, а также с учетом длительности их выращивания;
5) участия граждан, общественных объединений в подготовке ре
шений, реализация которых может оказать воздействие на леса при
их использовании, охране, защите, воспроизводстве;
6) использования лесов способами, не наносящими вреда окру
жающей среде и здоровью человека;
7) подразделения лесов на виды по целевому назначению и уста
новление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых
ими полезных функций.
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением земель лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по целевому назначению лесов и разграничение по категориям защитности: в зависимости от этой классификации устанавливается и осуществляется правовой режим земле- и лесопользования.
Выделяются защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные участки с ограниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса, вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений;
8) несовместимости реализации функций государственного управления лесным фондом с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
Об этом принципе шли и продолжают идти систематические дискуссии, проводились эксперименты: как и в других областях развития общества и народного хозяйства, совмещение контрольных и производственных функций приносило свои издержки и в конечном счете убытки для общества.
Предусмотренные в праве принципы становятся источниками права, регулятором общественных отношений, используемым в административной, арбитражной и судебной практике. В области природопользования и охраны окружающей среды отделение природоохранной функции от использования природных ресурсов является задачей сравнительно новой, болезненно решаемой ввиду постоянного противоборства экономики и экологии.
Одним из принципов ведения лесного хозяйства и рационального
использования земель лесного фонда является принцип активной ро
ли государства в управлении лесным хозяйством. Федеральное агент
ство лесного хозяйства, созданное в ходе административной реформы
2004г., имеет своим головным органом МПР России и осуществляет
возложенные правоприменительные и контрольные функции непо
средственно и через свои территориальные органы.
Земли защитныхК этой группе -- землям защитных лесов -
лесовотносятся земли и леса, основным назначе-
нием которых является выполнение защитных функций, леса особо охраняемых природных территорий. Земли лесов этой группы включают запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры.
Сюда можно отнести защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды.
Сохранение средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций призваны осуществлять зеленые зоны поселений,
памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов; земли особо ценных лесных массивов, лесоплодовых насаждений, притундровых лесов и др.
К этой группе относятся земли лесов в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, лесов, выполняющих оздоровительные и защитные функции, имеющих ограниченное эксплуатационное значение, а также лесов в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима землепользования.
ЭксплуатационныеК эксплуатационной группе лесов относятся и резервные лесаземли лесов многолесных регионов, имеющих преимущественно эксплуатационное
значение. Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа управления лесным хозяйством.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
К землям резервных лесов относятся земли лесов, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В этих лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г.
2. Комментарий к Лесному кодексу РФ / под ред. С.А. Боголюбова. М.:
Изд-во Проспект, 2007.
3. Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М.: Юстицин-
форм, 2005.
Глава 16 ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА