Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решатьв рамках изученного материала познавательные и практические задачи,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
· осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Приложение 3.
Ответы на задания части А
№№ | |||||||
А1 | |||||||
А2 | |||||||
А3 | |||||||
А4 | |||||||
А5 | |||||||
А6 | |||||||
А7 | |||||||
А8 | |||||||
А9 | |||||||
А10 | |||||||
А11 | |||||||
А12 | |||||||
А13 | |||||||
А14 | |||||||
А15 | |||||||
А16 | |||||||
А17 | |||||||
А18 | |||||||
А19 | |||||||
А20 | |||||||
А21 | |||||||
А22 | |||||||
А23 | |||||||
А24 | |||||||
А25 |
Ответы на задания части В
№№ | ||||
В1 | массовое производство | АББА | БААБ | прибыль фирмы |
В2 | АААБ | в красоте | БГАВ | ГВАД |
В3 | БААБ | ААББ | БАГВ | директивные цены |
В4 | ААВБ | |||
В5 | БААВ | АВДБ | человек | |
В6 | ААББ | ВАБГ | АБББАА | АББА |
В7 | сферы общества | духовная | ||
В8 | ДАБВ | социальная | догматы | БААБ |
В9 |
№№ | |||
В1 | ААББ | цензура | |
В2 | АББА | АААБ | |
В3 | правовых | ||
В4 | АБАБ | монархия | БАГД |
В5 | ГВБА | АББА | |
В6 | либералы | БВЕД | АВДГ |
В7 | нормы | ААББ | |
В8 | прогул | ||
В9 | БААБББ | ББАА | ГВАБ |
Ответы на задания части А и В итогового теста
№ | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ |
А1 | А6 | А11 | А16 | ||||
А2 | А7 | А12 | А17 | ||||
А3 | А8 | А13 | А18 | ||||
А4 | А9 | А14 | А19 | ||||
А5 | А10 | А15 | А20 |
В1 | АБАБ |
В2 | |
В3 | |
В4 | эксперимент |
В5 | ААБА |
В6 | БВГД |
Ответы на задания с развернутым ответом
(соответствующие формату ЕГЭ)
И критерии их оценивания
Тема 1.
С1 |
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная революция». Составьте небольшой текст (два предложения) с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Раскрыт смысл понятия: социальная революция - это коренное, радикальное изменение общества, с возможным распадом старых отношений и формированием новой общественной структуры; Составлены предложения, например: 1)Социальная революция часто сопровождается разрушением общества, социальной катастрофой; 2)Социальные революции могут охватывать сферы экономики, политики, культуры. Может быть и иное верное определение, составлены иные предложения. | |
Правильно дано определение понятия и составлены два предложения | |
Правильно дано определение понятия и составлено одно предложение или составлены два предложения, но не дано определение | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С2 |
Приведите два конкретных примера, иллюстрирующие негативные последствия глобализации.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Могут быть приведены примеры: 1) в результате глобализации наносится ущерб национальной культуре малых народов; 2) глобализация приводит к размещению наиболее вредных производств в развивающихся странах; 3) глобализация выдвигает в качестве приоритетных ценности западного общества, а это приводит к дискриминации иных ценностей. | |
Приведены два верных примера | |
Приведен один верный пример | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Тема 2.
С1 |
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социализация»? Составьте два предложения с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Ответ должен содержать в себе позиции: Раскрыт смысл понятия, например: Под «социализацией личности» ученые понимают освоение индивидом в процессе взаимодействия с обществом опыта и знаний предыдущих поколений людей, освоение способов общения, поведенческих норм, образцов культуры. Составлены предложения, например: 1) Посредством социализации человеческий индивид приобретает качества личности и научается жить в мире людей. 2) Важнейшими институтами социализации выступают образование и воспитание. Могут быть приведены и иные предложения | |
Раскрыт смысл понятия и приведены два предложения | |
Раскрыт смысл понятия и приведено одно предложение ИЛИ смысл понятия не раскрыт, приведены два предложения | |
Раскрыт смысл понятия ИЛИ приведено одно предложение ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С2 |
Французский писатель Э. Золя писал: «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!». Как понимает автор значение человеческой деятельности? Сформулируйте свое отношение к приведенному суждению.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Сформулировано понимание слов автора, например: Писатель подчеркивает, что в деятельности заключен весь основной смысл человеческого бытия, что человек не может не действовать. Именно деятельностное существование, а не прозябание в бездеятельности необходимо человеку и для морального и для физического здоровья. Высказано собственное отношение к словам автора | |
Сформулировано понимание слов автора и высказано собственное отношение | |
Сформулировано понимание слов автора ИЛИ высказано собственное отношение | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С3 |
С опорой на текст, назовите любые два качества, развиваемые в человеке играми? Приведите любые два примера качеств, которые наблюдаются у ребенка, который, по выражению автора, «НЕ ДОИГРАЛ».
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Приведены качества, например: · обогащение эмоциями; · развитие фантазии; · развитие логики, воображения; · способность находить сложные и интересные решения. Приведены примеры качеств, например: · недостаточная наблюдательность; · неспособность составить точное описание предмета, объекта. | |
Правильно приведены два качества и два примера качеств | |
Правильно приведены два качества ИЛИ два примера качеств | |
Приведено одно качество ИЛИ один пример ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С4 |
В чем заключается, по мнению автора, привлекательность игры? Сформулируйте два продолжения для фразы: «Игра мне нужна для …».
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Дан ответ с опорой на текст: 1) Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Сформулированы два продолжения фразы: «Игра мне нужна для · того, чтобы в процессе игры заводить новых друзей, расширять круг общения; · овладения новыми знаниями, способами разрешения различных жизненных ситуаций. | |
Дан ответ и сформулированы два продолжения | |
Дан ответ и сформулировано одно продолжение | |
Дан ответ ИЛИ сформулировано одно продолжение ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С5 |
Как вы понимаете оценку автора «процесс игры – ведущее к разгадке приключение»? Подтвердите данную мысль любым примером.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Сформулировано понимание слов автора: Автор подчеркивает, что игра содержит в себе интересную задачу, в которой необходимо найти решение. Поиск этого решения действительно может быть приключением. Примером могут служить детские игры · в пиратов, · в разведчиков, · в полицейских и воров и т.д. Могут быть иные примеры. | |
Сформулировано понимание слов автора и приведен один пример. | |
Сформулировано понимание слов автора ИЛИ приведен один пример. | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Тема 3
С1-С2 |
Ответы формулируются в свободной форме. Оценивается степень логичности ответа, аргументированности, наличие собственного суждения.
С3 |
После показа анимационного сериала в одной из стран у детей начались психические расстройства. Психологи подтвердили, что таково было влияние звуковидового ряда сериала. Какие нормы, на ваш взгляд, необходимо соблюдать создателям и продавцам продукции массовой культуры для детской аудитории? (Сформулируйте не менее трех положений).
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Баллы |
В ответе должны содержаться три любых верных нормативных требования, например: 1) произведения культуры для детей должны соответствовать гуманистическим принципам; 2) детские произведения не должны включать сцены жестокости, насилия; 3) детские произведения не должны изображать страшных, агрессивных героев, способствующих вызвать агрессию в поведении детей и т.д. | |
Правильно указаны три положения | |
Правильно указаны одно-два положения | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Тема 4.
С1 |
Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 9% годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Приведите любой аналогичный пример, иллюстрирующий данную функцию денег.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Баллы |
В ответе должна быть указана функция: - накопление. Могут приводиться примеры: - покупка высокодоходных акций компаний; -хранение средств в золотых банковских слитках или монетах. | |
Правильно указана функция денег и правильно приведен пример | |
Правильно указана функция денег ИЛИ правильно приведен пример | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С2 |
Читая статью о состоянии экономики своей страны в текущем году, гражданин нашел информацию о том, что валовый внутренний продукт (ВВП) возрос на 5,6%. О чем свидетельствует данный показатель? Укажите любой показатель, который должен был бы встревожить гражданина, свидетельствовав о неблагоприятной ситуации состояния национальной экономики.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Баллы |
В ответе должно быть указано: 1) Данный показатель свидетельствует об увеличении объемов национальной экономики, произведенных в ней товарах и услугах. Это хороший показатель. 2) В качестве негативного показателя состояния национальной экономики, к примеру, могут выступать данные о(об): · возрастании процента инфляции, · росте безработицы, · увеличении дефицита государственного бюджета, · росте государственного долга и т.д. | |
Правильно указаны обе позиции | |
Правильно указана любая одна позиции | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Тема 5.
С1 |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных ролях человека.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «социальная роль – это совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенный статус в данном обществе»; 2) два предложения с информацией о социальных ролях, опирающейся на знания курса, например: - «Социальные роли определяются ожиданиями людей». - «Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения». | ||
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения | ||
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия | ||
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены ИЛИ дано определение понятия без предложений ИЛИ предложения без определения понятия ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | ||
С2 |
Приведите примеры типичных для подростка социальных ролей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Баллы |
В ответе должны содержаться три любых социальных роли, например: 1) член семьи; 2) участник дружеской компании во дворе; 3) участник детской художественной студии. | |
Правильно указаны три роли | |
Правильно указаны одна-две роли | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Тема 6
С1 |
Сравните пропорциональную и мажоритарную избирательные системы. Укажите три общих и по три различных черты. Ответ оформите в виде таблицы:
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | |
В ответе могут быть сформулированы общие позиции: · Создание избирательных участков; · Ведение кандидатами предвыборной агитации; · Определение в законодательстве избирательных цензов; · Представление кандидатами социальных интересов избирателей и т.д. Могут быть указаны и иные общие позиции. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указаны не менее трех позиций | |
Указана две позиция | |
Указана одна позиция, позиции не указаны или указаны неверно | |
Максимальный балл |
В ответе могут быть сформулированы различные позиции: | |
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА | МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА |
· Голосование проводится по партийным спискам; · Формируется единый общенациональный избирательный округ; · Законодательно определяется избирательный порог; · Места в парламенте распределяются в зависимости от количества голосов, полученных партией на выборах; · Избиратели голосуют прежде всего за политическую программу, а не за конкретную личность. | · Формируются одномандатные избирательные округа, в которых могут выдвигаться различные кандидаты; · Победивший в округе кандидат определяется по большинству голосов (возможно относительное большинство, возможно абсолютное); · Избиратель прежде всего голосует за личность кандидата; · Возможен второй тур голосования для определения победителя; |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указаны не менее трех позиций | |
Указаны две позиции | |
Указана одна позиция, позиции не указаны или указаны неверно | |
Максимальный балл | |
Максимальный балл за все задание |
С2 |
В ходе кампании по выборам депутатов законодательного собрания один из кандидатов, сначала зарегистрированный избирательной комиссией, затем был снят с дистанции. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | ||
В ответе должны присутствовать позиции: | ||
1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил неправильно оформленные подписные листы | ||
2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе | ||
3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс | ||
Указания к оцениванию | балл | |
Указаны не менее трех позиций | ||
Указаны две позиции | ||
Указана одна позиции, позиции не названы или названы неверно | ||
Максимальный балл |
С3 |
Назовите любые три внутренних функции государства политики и приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них.
Ответ:
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Баллы |
В ответе должны быть: 1) названы три внутренние функции государства; 2) приведены соответствующие примеры. Допустим: 1) экономическая функция (принятие государственного бюджета и контроль за его расходованием); 2) социальная функция (реформа системы образования); 3) политическая (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); 4) культурно-воспитательная (охрана исторических памятников); | |
Названы и проиллюстрированы примерами три внутренние функции государства | |
Названы две-три внутренние функции государства, две из которых проиллюстрированы примерами | |
Названы одна–три внутренние функции государства, одна из которых проиллюстрирована примерами ИЛИ названы три внутренние функции государства без примеров | |
Названы одна-две внутренние функции государства без примеров ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Тема 7.
С1 |
Укажите любые два основных принципа демократического судопроизводства.
Ответ:
Содержание верного ответа | |
Должны быть приведены принципы: - презумпция невиновности; - состязательность процесса; - право подсудимого на защиту; - право родственников не свидетельствовать против подсудимого и т.д. | |
Указания к оцениванию | Балл |
Приведены два принципа | |
Приведен один принцип | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С2 |
Приведите три примера ситуаций, подпадающих под действие гражданского права.
Ответ:
Содержание верного ответа | |
Должны быть приведены примеры, допустим: - покупка товара в магазине; - сдача помещения в наем; - взятие в аренду помещения и т.д. | |
Указания к оцениванию | Балл |
Приведены три примера | |
Приведены один-два примера | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С3 |
Родственник президента одной из демократических стран был задержан полицией за хранение наркотиков. Какие действия президента для оказания помощи родственнику будут правомерными, а какие неправомерными?
Содержание верного ответа | |
1) Правомерными будут действия, например: наем адвоката, получение разрешения на встречу, ходатайство освобождения до суда под залог и пр. 2) Неправомерными – оказание давления на следственные органы и органы дознания, давления на суд или свидетелей с использованием служебного положения. | |
Указания к оцениванию | Балл |
Проиллюстрированы оба типа действий | |
Проиллюстрирован любой один тип действий | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Итоговый тест
С1 |
Прочитайте текст и приведите две авторских цитаты, в которых раскрываются характерные признаки гражданского общества.
Ответ:
Содержание верного ответа | |
Должны быть приведены предложения: - в которых содержится мысль о гражданском обществе, как обществе людей, обладающих чувством собственного достоинства и способных делать свой выбор. - приведена мысль автора - гражданское общество – это суверенный народ, осознающий свои права. | |
Указания к оцениванию | Балл |
Приведены обе цитаты | |
Приведена одна из цитат | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С2 |
Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, укажите любые три права, отнесенных в конституциях современных государств к естественным и неотъемлемым правам человека.
Ответ:
Содержание верного ответа | |
Могут быть указаны права: - право на жизнь и достойное существование; - право на семью, родину, национальную самоидентификацию; - право на свободу, как возможность делать то, что не вредит другому; - право на выбор вероисповедания, мировоззрения; - право на участие в политических партиях, свободу слова, печати, собраний. Могут указываться и иные верные позиции | |
Указания к оцениванию | баллы |
Указаны не менее трех верных позиций | |
Указаны две верные позиции | |
Указана одна верная позиция ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С3 |
Укажите любые три известных вам из истории правовых документа, закрепляющих естественные права человека.
Ответ:
Содержание верного ответа | |
Могут быть указаны документы: - Декларация прав человека и гражданина; - Билль о правах; - Всеобщая Декларация прав человека 1948 года и др. Могут указываться и иные верные позиции | |
Указания к оцениванию | баллы |
Указаны не менее трех верных позиций | |
Указаны одна-две верные позиции | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С4 |
Работники милиции потребовали у гражданина открыть дверь своей квартиры и дать им возможность осмотреть ее. При этом, кроме служебных удостоверений никаких иных документов они не предъявили. Какое право было нарушено? На основании какого документа возможен обыск в квартире гражданина?
Ответ:
Содержание верного ответа | |
Дан ответ: 1) Нарушено право неприкосновенности жилища; 2) Обыск в квартире гражданина производится только с санкции судьи. | |
Указания к оцениванию | баллы |
Указаны оба ответа | |
Указан любой один ответ | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С5 |
Школьница из Петербурга подала иск в суд на преподавание в школах учения Чарлза Дарвина, как единственного, соответствующего научным представлениям, и выиграла его. Она отстаивала свое право на свободу мировоззрения. Дайте свою оценку приведенному факту. Выскажите свои соображения, как должен строиться курс биологии в части вопросов о происхождении человека?
Ответ:
Содержание верного ответа | |
Ответ строится в свободной форме, например: Школьница была не согласна с теорией Дарвина, так как придерживается иного взгляда на происхождение человека. Она имела право подать такой иск. В школьных учебниках необходимо отражать различные подходы к происхождению человека, в том числе и идею о сотворении человека Богом. Могут указываться и иные верные позиции | |
Указания к оцениванию | баллы |
Дана оценка, высказаны соображения | |
Дана оценка ИЛИ высказаны соображения | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С3 |
Используя знания, приобретенные вами в процессе изучения курса обществоведение, приведите любые три конкретных примера, свидетельствующие о реализации естественных прав человека в современном гражданском обществе.
Ответ:
Содержание верного ответа | |
Могут быть приведены примеры: 1) реализация права на жизнь – пример: · повышение уровня и качества жизни во многих ведущих странах мира; · политика борьбы с бедностью; · установление гарантированного прожиточного минимума для граждан. 2) реализация права на свободу: · проведение свободных конкурентных выборов как характерного признака современного общества; · свобода людей в творческой деятельности, в создании произведений искусства; · свобода людей в выборе вида деятельности, профессии. Могут приводиться и иные верные примеры. | |
Указания к оцениванию | баллы |
Приведено не менее трех верных примеров | |
Приведено не менее двух верных примеров | |
Приведен один из примеров ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С4 |
В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите не менее трех) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?
Ответ:
Содержание верного ответа (допускаются и иные формулировки, не меняющие смысла ответа) | Балл |
В ответе могут присутствовать следующие позиции: отмечено, что подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно подчеркнуто что: 1) все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации; 2) одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений, 3) отмечено, что средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти | |
Дана оценка данного факта с точки зрения закона, указаны три правила | |
Дана оценка данного факта с точки зрения закона, указаны два правила | |
Указаны два-три правила без оценки ИЛИ дана оценка и приведено одно правило | |
Дана оценка ИЛИ приведено одно правило ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
факты | Глобальные проблемы | ||
1) | обострение проблемы нехватки продовольствия в странах Азии и Африки | А) | экологические проблемы |
2) | промышленное загрязнение вод мирового океана | Б) | проблема «мирового Севера и мирового Юга» |
3) | рост задолженности развивающихся стран странам «золотого миллиарда» | ||
4) | возникновение озоновых дыр в атмосфере, изменение климата |