Ливонская война и опричнина
Ливонская война. Во внешней политике России середины XVI в. выделяется три основных направления. Это татарские ханства на юге страны; отношения с Литвой и Польшей; и третье — Ливонский орден в Прибалтике. Ослабевшее государство бывших крестоносцев казалось легкой добычей для соседей.
Завоевав Поволжье, Россия через Каспий вышла к странам Востока. Руководители внешней политики России середины века — Алексей Адашев и дьяк Иван Висковатый (глава Посольского приказа) — считали, что следует продолжить успешную войну на юге против Крымского ханства. Набеги крымцев стоили жизни и свободы сотням тысяч людей в XVI в. и сильно мешали экономике страны. По отношению к Ливонии, считали они, следует вести дипломатическую борьбу, чтобы не втянуться в тяжелую войну с ее соседями. Сил для покорения Крыма и Ливонии одновременно у России не было. Следовало выбирать что-то одно.
Царь Иван Грозный видел в Ливонских землях окно в Балтийское море, остро необходимое для связей России с Западной Европой. Он не согласился со своими советниками, и началась тяжелая и многолетняя Ливонская война. Одновременно в 1560 г. он распустил свою Избранную Раду. Отправлен в армию, а затем умер в тюрьме Адашев, удалился в монастырь Сильвестр. Царь ждал от их реформ невиданного укрепления могущества царской власти и ослабления боярской аристократии. Когда этого не произошло, он без сожаления заменил своих любимцев и советников другими людьми.
Первый этап Ливонской войны (1558 — 1560) был успешным для русской армии, которая вторглась в Ливонию. Была получена большая дань от магистра (главы) Ордена, заняты Нарва и Дерпт (Юрьев) — мощные ливонские крепости. В решающей битве под Эрмесом армия Ордена потерпела полное поражение. Ливонский Орден был разгромлен, но Ливония уже перешла под протекторат Литовско-Польского государства. В войну против России втянулись также Швеция и Дания. Вместо одного слабого противника перед Россией оказались три сильных врага. Крымский хан вновь разорял земли юга России, нападая чуть не каждый год.
Тяжелые военные действия, продолжавшиеся 25 лет, разорили народ и ослабили Русское государство. На втором этапе (1560 — 1570) Ливонская война шла с переменным успехом и длительными перемириями. Но объединение Польши и Литвы в единое государство Речь Посполитую в 1569 г. (Люблинская уния), приход на польский престол выдающегося полководца Стефана Батория и массовые казни Иваном IV своих поданных — все это решило исход войны. Русским так и не удалось овладеть столицей Ливонии — Ригой, а поляки и шведы заняли немало русских земель. Стефан Баторий осадил Псков, а шведы захватили Нарву, Ивангород и Копорье. В 1582 г. было подписано перемирие на 10 лет с Польшей, а в 1583 г. — со Швецией. Ливонская война оказалась проиграна Россией. Огромные потери и жертвы России в тяжелейшей войне оказались бесплодны. Россия не смогла утвердиться в Прибалтике, хотя и сохранила небольшой выход к Балтийскому морю в устье Невы.
Опричнина. Отказавшись от реформ и подчинения Крыма (политика Избранной Рады), царь решил рискнуть и резко усилить свою единоличную власть в стране. Для этого ему было необходимо уничтожить сопротивление старой московской знати — князей и родовитого боярства. Их опорой были Боярская Дума, огромные земельные вотчины и руководство дворянским ополчением — армией страны. Чтобы получить чрезвычайные права и начать массовый террор против своих мнимых и реальных врагов, царь совершил невероятное. В 1564 г. он с семьей, казной и личной охраной уехал из Москвы в Александрову слободу. В письме митрополиту и боярам он заявил, что отказывается от царской власти из-за предательства бояр, которых он не может казнить по своему желанию. В другом письме простому люду Москвы царь писал, что он гневается только на бояр и высших чиновников.
Иван IV вел искусную, хотя и опасную игру. Он мог лишиться трона. Нервное напряжение царя было так велико, что за месяц ожидания исхода своей дьявольской затеи он потерял все волосы на голове. Но его расчеты оказались верны. Испугавшись народного восстания, бояре и высшее духовенство попросили царя вернуться на трон в Москву и править по своему усмотрению. Особым указом вернувшийся царь ввел на Руси опричнину. Суть этой меры состояла во введении неограниченной царской власти в стране (диктатуры). Иван IV разделил страну на две части: земщину и опричнину. Часть городов и земель перешла под личный контроль царя и была выведена из-под контроля Боярской Думы. Там действовали только приказы царя. Это — опричнина. Другая часть государства, которым по-прежнему управляла Дума, называлась земщина. Но царь получил право казнить любого боярина или дворянина и забирать себе его земли, независимо от того, где он живет.
Для охраны царя и казней населения было создано особое опричное войско, составившее к 1570 г. 6 тысяч человек. В него входили худородные (незнатные) дворяне, которым царь доверял. Опричники клялись верно служить царю, носили черные одежды и привязывали к поясу подобие метлы. Ею они как бы обязались выметать измену из страны. Они подчинялись только царю и могли творить любые беззакония. Расправы и казни с мнимыми предателями начались сразу в 1565 г. Казнены были любимый в народе полководец князь Горбатый, отличившийся при взятии Казани, глава Боярской Думы Федоров и многие другие бояре. 80 знатных боярских и княжеских семей были сосланы в Казань.
Опричнина — это система неограниченной царской власти, основанная на терроре и казнях. Историки до сих пор спорят о смысле и целях опричнины. Одни считают ее мудрой реформой, покончившей с могуществом знати и укрепившей единую власть царя. Другие называют ее системой тирании и беззакония, истребившей цвет русского боярства и разорившей страну.
Массовые казни вызвали протест знати и духовенства. Митрополит Филипп (Колычев) открыто в Успенском соборе Кремля обличал опричнину. Он был отправлен в ссылку, а потом убит опричником Малютой Скуратовым по приказу царя. Многие бояре и дворяне, спасаясь от арестов, бежали в Литву. Царь стал подозревать, что Новгород и Псков хотят перейти на сторону польского короля. С опричным войском царь совершил поход на Новгород. Город был разгромлен, а многих жителей пытали, жгли, топили в реке. Бессмысленные казни простого люда доказывают, что царь явно страдал манией преследования и видел везде изменников.
Смелое против беззащитного народа опричное войско не смогло защитить страну от набега крымского хана, в 1571 г. дошедшего до Москвы и спалившего большую часть города. В 1572 г. опричнина была отменена царем, и ее запрещено было даже упоминать. Последствием опричнины стали разорение и разруха. Они совпали с массовым голодом, эпидемией чумы, от которых вымерла значительная часть населения страны.
Личность Ивана IV Грозного. Странная и необычная личность царя Ивана Васильевича (1530 — 1584) до сих пор вызывает большой интерес у историков. Оставшись рано без отца (в 3 года) и матери (в 7 лет), на какое-то время молодой царевич стал игрушкой в руках боярских партий при дворе, ведущих борьбу за власть. Обиды детства он помнил всю жизнь.
В письме своему бывшему близкому советнику князю Андрею Курбскому, бежавшему от его гнева в Литву, царь писал, что в детстве часто бывал даже голодным и многое делалось против его воли: “Я хорошо помню, как мы (Иван с младшим братом) играли в детстве в свои игры, а князь Иван Шуйский сидел на скамье, локтями упершись в постель нашего отца и даже головы не поворачивал в нашу сторону — ни по-отечески, ни как господин... Кто сможет выдержать такую надменность?”
Публично, на церемониях бояре уважительно преклонялись перед царевичем, а в обычной жизни мало считались с ним. Однажды князь Андрей Шуйский со сторонниками зашел во время обеда в трапезную царевича (тому было уже 13 лет) и, не обращая ни на кого внимания, схватив своего врага боярина Федора Воронцова, хотел его убить.
Ненависть к знати и стремление достичь абсолютной власти тирана и деспота в стране осталось у Ивана Грозного на всю жизнь. Очевидно, что он страдал тяжелым нервным заболеванием, манией преследования, и видел врагов везде.
Очень жесткий по характеру царь находил удовольствие в пытках и убийствах. В детстве он выбрасывал собак из окон своего терема, чтобы видеть, как они умирают. Во время казней лично следил, чтобы люди дольше мучились перед смертью.
Английский дипломат Д. Горсей, знавший царя, писал о нем так: “Царь жил в постоянном страхе и боязни заговоров и покушений на свою жизнь, которые раскрывал каждый день. Поэтому он проводил большую часть времени в допросах, пытках и казнях... Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос — настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный. Сам по своей воле он управлял как внутренними, так и внешними делами государства”.
В эпоху средневековья такого типа короли-тираны появлялись во всех крупных европейских странах (Франции, Англии, Испании). Они централизовали государство и укрепляли власть монарха. Только подданным их жилось очень тяжело.
Вместе с тем Иван IV был, безусловно, талантливым человеком. Большой любитель книг, даровитый писатель, тонкий знаток икон и любитель церковного пения. Он долго изучал искусство управления страной, пользуясь помощью митрополита Макария и самого талантливого русского чиновника XVI в. — Алексея Адашева.
В своих наставлениях сыну Иван Васильевич писал: “Тебе следует ознакомиться со всеми типами дел: церковными, военными, судебными; особенностями жизни в Москве и других землях. Все это ты должен знать сам. Затем ты не будешь зависеть от совета других, а сам будешь давать им указания”.
Не доверяя никому, царь хотел бежать из Москвы в Вологду. А на случай мятежа вел переговоры с англичанами о бегстве в Англию. Страх делал из него плохого полководца. При наступлении крымского хана в 1571 г. он бежал с охраной от своей армии. Во всех своих ошибках он обвинял других, а многих своих любимцев затем казнил. Династия Рюриковичей при нем выродилась. В гневе он убил посохом собственного сына-наследника Ивана. Второй его сын, Федор, был слабоумным, а последний, Дмитрий, страдал тяжелой болезнью — эпилепсией.
Царь верил в колдовство и собрал с Русского Севера много предсказателей. Они сообщили царю день его кончины. Иван IV получил в народе прозвище “Грозный”. Внем видели могущественного правителя, но тирана и деспота.