Организация оперативного контроля исполнения
Постановка на контроль и снятие с контроля поступивших документов выполняется руководителями при проставлении резолюции или путем указания сведений в тексте документа.
Отметка о контроле буквы “К” указывается на левом поле лицевой стороны документа напротив реквизита “заголовка к тексту” (реквизит 18[7]).
В процессе контроля ответственными лицами выполняются следующие операции:
- формирование картотеки контролируемых документов с перспективными сроками исполнения (год, квартал, следующий месяц); с ближайшими сроками (до 1-го месяца); с неисполненными в срок. Рекомендуется формировать картотеку по исполнителям, видам документов и др;
- выяснение в структурном подразделении имени исполнителя, его телефона (за пять дней до истечения срока);
- напоминание исполнителем о сроке исполнения;
- получение информации о ходе исполнения;
- информирование руководства о состоянии и результате исполнения;
- снятие с контроля документов по указанию руководителя.
Документ считается исполненным, и снимается с контроля (руководителем) после выполнения заданий, запросов и сообщения результатов заинтересованным организациям и лицам или другого документированного подтверждения исполнения.
На документе проставляется реквизит № 27 и делается запись в регистрационном журнале.
Канцелярия систематически обобщает результаты исполнения документов в специальном журнале (журнале исполнительской дисциплины.).
Номенклатура дел
Номенклатура дел - это систематизированный и оформленный в установленном порядке перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения.
Номенклатура дел предназначена для группировки исполненных документов в дела, систематизации и учета дел, индексации дел и определения сроков их хранения. Номенклатура дел является схемой построения справочной картотеки на исполненные документы и основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения.
Различают три вида номенклатуры дел: типовая, примерная, конкретная (для определенной организации)
Для однородных по характеру деятельности и структуре организаций в министерствах составляется типовая номенклатура дел с единой системой индексации, которая является нормативным документом для всех входящих в эту структуру предприятий. Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав и индексы дел для организаций однородных по характеру деятельности, но разных по структуре и носит рекомендательный характер.
Конкретная номенклатура дел составляется с учетом имеющихся примерных и типовых номенклатур дел в данной отрасли.
Номенклатура дел на предприятии составляется на основе изучения номенклатур дел структурных подразделений при методической помощи центрального архива, согласовывается с ЭК (экспертной комиссией Предприятия, внутреннее согласование), затем с ЭПК (экспертно - проверочной комиссией государственного архива, внешнее согласование).
После всех согласований номенклатура дел утверждается ректором Предприятия, и все структурные подразделения получают выписки из соответствующих ее разделов для использования в работе.
При составлении номенклатуры дел предприятия: следует руководствоваться утвержденной структурой Предприятия (или штатным расписанием), положениями о структурных подразделениях, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков их хранения, номенклатурами дел за прошлые годы. Изучаются документы, образующиеся в деятельности Предприятия, их виды и состав; приказы, касающиеся организации делопроизводства; нормативно - технические документы; перечни типовых документов с указанием сроков хранения.
Названиями разделов номенклатуры дел являются названия структурных подразделений в соответствии со структурой Предприятия. Первый раздел номенклатуры дел включает заголовки дел службы ДОУ (канцелярии). В номенклатуру дел включаются наименования дел, отражающих все документируемые участки работы, в том числе:
- дела временно действующих органов (комиссий и т.п.)
- переходящие дела,
- дела вычислительного центра,
- дела с грифом ограниченного пользования (ДСП, КТ, конфиденциально),
- личные дела (под общим заголовком и одним индексом),
- неоконченные делопроизводством дела ликвидированных структурных подразделений, предприятий, правопреемником которых является предприятие;
- справочные и иные картотеки, журналы,
- номенклатура дел .
- резервные номера.
Разработка номенклатуры дел структурного подразделения.
К разработке номенклатурных дел привлекаются специалисты хорошо знающие документацию на закрепленных за ними участках.(ответственные за делопроизводство)
После получения выписки из утвержденной номенклатуры дел Предприятия, систематизация документов и названия дел должны быть приведены в соответствие. Номенклатура дел Предприятия является нормативным документом, обязательным для всех, входящих в структуру Предприятия, подразделений
Графы номенклатуры дел:
Графа 1включает индексы дел, которые состоят из номера отдела, номера дела и номера документа в деле. Например: 01 - 03/15 (канцелярия, дело №3, документ №15).
Рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел в пределах равных структурных подразделений. Для переходящих дел индекс дела сохраняется.
Графа 2 - Заголовок дел (томов, частей).
Порядок расположения дел внутри разделов определяется степенью важности документов и их взаимосвязью. Вначале идут дела, содержащие организационно - распорядительную документацию, далее - плановые и отчетные, переписка, в конце - журналы, номенклатура дел. Заголовки дел по географическому признаку располагаются по алфавиту.
В группе плановых и отчетных документов первыми идут перспективные, годовые, затем - квартальные, месячные.
В группе дел с перепиской в начале располагается переписка с вышестоящими организациями.
Заголовок должен четко и обобщенно отражать состав и содержание дела. Не допускаются неконкретные формулировки (“разное”, “переписка”, т.п.).
Элементы заголовка располагаются в следующей последовательности:
- название вида дела или разновидности документов (приказы по ...., протоколы..., переписка о...,);
- название автора документов (структурного подразделения);
- название адресата или корреспондента (кому отправлены или от кого получены);
- краткое содержание;
- территория, с которой связано содержание документов дела;
- указание на копийность (слово копии);
- даты, к которым относятся документы.
Например: “Дело об организации семинаров по бухгалтерской отчетности в г. Пскове, за 1993 -.1996 гг”.
“Переписка коммерческого отдела с учебными заведениями Белоруссии о заключении договоров о сотрудничестве, за 1995 - 1997 гг.” (копии).
При составлении заголовков дел могут использоваться формулировки статей типового перечня документов с указанием сроков хранения.
Графа 3 “Количество дел, томов, частей” заполняется в конце года.
Графа 4 “Срок хранения (томов, части,) и № статьи по перечню”. Указывается срок хранения и номер статьи по перечню[8], а при его отсутствии - по типовой или примерной номенклатуре дел, или согласовывается с государственным. архивом.
Графа 5 “Примечание”. Вносятся названия использованных для определения сроков хранения перечней, сведения о заведении дел, о переходящих делах, уточнения о формировании, хранении, уничтожении, передаче, переносе на машинный носитель, о местонахождении.
Номенклатура дел предприятия на предстоящий год (на пять лет) составляется в последнем квартале предшествующего года.
Номенклатура дел подлежит пере утверждению и пере составлению в случае коренного изменения функций и структуры учреждения. Если таких изменений не произошло, номенклатура дел в конце каждого года уточняется и вводится в действие с 1 января следующего года.
Утвержденная номенклатура дел предприятия тиражируется как правило в 4-х экземплярах: первый - в канцелярию, второй – рабочий,третий - в архив предприятия, четвертый - в государственный архив
Структурные подразделения получают выписки соответствующих разделов номенклатуры дел для использования в работе.
В течении года в номенклатуру дел вносятся сведения для заведения новых дел по окончании года оформляется итоговая запись о категориях и количестве дел по форме, указанной в приложении.