Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

Уголовно-исполнительное законодательство детально не регламентирует направления и предмет прокурорского надзора за исполнением наказаний, а лишь закрепляет необходимость данной деятельности прокуратуры как гарантию законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. В 22-й статье УИК РФ лишь подчеркивается, что проку­рорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

К предмету надзора за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре РФ», относится законность нахождения лиц в исправительных учреждениях и соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания. Помимо предмета специального вида надзора, понятием законности деятельности персонала пенитенциарной системы также охватываются и иные сферы надзорной деятельности: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, соответствие законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина (помимо прав осужденных) персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания; исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание в исправительных учреждениях.

На гене­рального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров при осуществлении над­зора за местами лишения свободы возлагается задача в пределах их полномочий осуществ­лять надзор, с тем чтобы в исправительных учреж­дениях, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, содержание осужденных производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом. В отношении осужденных к лишению свободы прокурор обязан осуществлять надзор за отбыванием ими наказания в исправительном учреждении того вида режима, который назначен приговором суда.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора перечисленные прокуроры и уполномоченные ими прокурорские работники вправе: посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказания; опрашивать осужденных; знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях.

Прокурор обязан отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Кроме того, прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.

Порядок и формы осуществления прокурорского надзора конкретизированы в приказе Генерального прокурора РФ от 30 января 2007 г. № 19 «Об организации надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Главной формой прокурорского надзора является проверка. В соответствии с вышеназванным приказом прокуроры субъектов РФ не реже одного раза в месяц проводят проверки исправительных учреждений.

По результатам проверки составляется справка (акт), в которой отражается общий уровень законности и правопорядка в учреждении (органе), указываются все выявленные нарушения законности, причины, их порождающие, и условия, им способствующие, а также конкретные предложения по их устранению и устанавливаются сороки выполнения. Экземпляр справки (акта) передается начальнику проверяемого учреждения или органа, исполняющего наказания.

Важной формой прокурорского надзора является рассмотрение жалоб и заявлений осужденных. Жалобы могут быть как устными, так и письменными. Устные жалобы высказываются прокурорам во время посещения, проверок деятельности персонала исправительных учреждений. Порядок работы с письменными заявлениями и жалобами осужденных, поступившими в органы прокуратуры, регламентируется общими правилами, установленными Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 26 декабря 2006 г. № 120.

Средствами устранения нарушений законности являются: предложения прокурора, направляемые в адрес администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, которые обязательны к исполнению; представления об устранении причин нарушения законности и условий, им способствующих; постановления прокурора, которые служат процессуальной формой реализации его полномочий, в том числе при участии в рассмотрении уголовных дел.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит значение судебного контроля за исполнением уголовных наказаний?

2. Чем регламентируется контрольная деятельность суда в сфере исполнения уголовных наказаний?

3. Назовите основные вопросы, при разрешении которых суд осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания?

4. Что относят к предмету прокурорского надзора за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания?

5. Что является нормативной основой прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

6. Какие формы прокурорского реагирования на нарушение законности и прав человека вы знаете?

Контрольные тесты по теме.

Какое решение может принять суд, в случае, если ребенку осужденной женщины, которой предоставлена отсрочка от отбывания наказания, исполнилось 14 лет?

1) Может освободить от отбывания оставшейся части наказания или заменить неотбытую часть наказания более мягким видом наказания.

2) Может заменить неотбытую часть наказания более мягким видом наказания.

3) Может быть вынесено представление о направлении ее в исправительное учреждение.

4) Все варианты ответов.

Укажите формы реагирования прокурора на нарушения прав человека.

1) Постановление о возбуждение уголовного дела.

2) Постановление о возбуждение административного производства.

3) Протест.

4) Представление

5) Предостережение.

6) Все варианты ответов.

7) Все варианты ответов кроме 1.

Имеет ли право прокурор по надзору за соблюдением законности в ИУ освобождать своим постановлением осужденных из ШИЗО, если они были водворены туда незаконно?

1) Да.

2) Нет.

3) Может, но предварительно уведомив об этом начальника ИУ.

С какой периодичностью прокурор субъекта РФ обязан проверять исправительные учреждения?

1) Не реже двух раз в месяц.

2) Не реже одного раза в месяц.

3) Не реже одного раза в квартал.

4) Раз в полгода.

Какой срок предусмотрен для рассмотрения прокурорского протеста с момента его поступления в учреждение администрацией ИУ?

1) Трехдневный.

2) Семидневный.

3) Десятидневный.

4) тридцатидневный.

Т Е М А 5

Наши рекомендации