Разрешение дела по существу
Решение юридического дела - наиболее ответственный акт и не только в том смысле, что субъекты, принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами, он важен тем, что решается судьба данного дела. От того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, правопорядок, поддерживает интерес государства и общества с одной стороны, а с другой охраняет права граждан и воспитывает отношение к закону.
Правоприменительный процесс должен осуществляться в рамках закона. Основными требованиями надлежащего применения норм права является:
- обоснованность,
- объективность,
- законность,
- целесообразность.
64. Юридические коллизии и способы их разрешения.
Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить:
- объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними)
- субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Виды коллизий:
1. между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);
2. между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);
3. между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:
· если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;
· если последний принят вне пределов ведения, то действует общефедеральный акт;
4. между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт позже принятый);
5. между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);
6. между общим и специальным актом:
· если они приняты одним органом, то применяется последний;
· если они приняты разными органами, то действует первый.
Возможные способы разрешения коллизий:
1. принятие нового акта;
2. отмена старого акта;
3. внесение изменений в действующие акты;
4. систематизация законодательства;
5. референдумы;
6. деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);
7. переговорный процесс через согласительные комиссии;
8. толкование и др.
65. Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды.
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они являются одним из видов правовых актов, которые характеризуются следующими чертами:
1- Акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер. Он охраняется и обеспечивается государством.
2- Он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто и при какой ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями .
3- Акт применения имеет определенную, установленную законом форму.
акт применения права – такой правовой акт, который содержит индивидуально конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела.
Следует различать акт применения как деятельность и как документ. Акт документ должен содержать определенную структуру и состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной части. Во вводной части фиксируется время и место вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его; предмет разбирательства, участников и так далее. Мотивировочная часть указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе проверки мотивов, по которым принимается или отвергается …
Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступают в силу в целом, а не частично. Все составные части находятся в неразрывном единстве, хотя каждая из них имеет относительно самостоятельное значение.
Акты применения права могут быть самыми различными. Их классификация может осуществляться по различным основаниям:
1.по форме:
-указы,
- приговоры,
- решения,
- постановления,
- приказы и т.д.
2.по субъектам их издавшим:
- акты государственных органов и общественных организаций
- акты органов власти и исполнительно распорядительных органов
- акты высших органов власти и управления и местных органов
- акты органов прокуратуры, правосудия и так далее
3.в зависимости от содержания о/о и применяемых к ним норм права:
- регулятивные – направлены на положительные действия субъектов, на конкретизацию юридических обязанностей
- правоохранительные – обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направлены на охрану прав и свобод различных субъектов
4.по своему юридическому значению:
- основные
- вспомогательные
5.в зависимости от действия во времени:
- однократного действия,
- длящиеся
6.по предмету правового регулирования
- уголовно-правовые
- гражданско-правовые
- материальные
- процессуальные
7.в зависимости от юридических последствий, которые вызывают акты применения:
- правообразующие
-
66. Толкование права: понятие и виды по субъектам.
В понимание проблемы толкования права имеется несколько точек зрения. Их можно сгруппировать следующим образом:
1. Толкование – есть уяснение смысла права.
2. Толкование – есть разъяснение смысла права.
3. Толкование представляет собой как уяснение так и разъяснение смысла права. - наиболее приемлемая точка зрения.
Считать толкование только как уяснение смысла права значит игнорировать специальную деятельность по разъяснению права и наоборот , сводить толкование только к разъяснению смысла права - значит игнорировать мыслительный, познавательный процесс, предшествующий по времени любому разъяснению. Чтобы разъяснить смысл чего-либо для других субъектов, необходимо прежде всего уяснить его для себя. Поэтому уяснение и разъяснение – это две диалектически взаимосвязанные стороны процесса толкования права.
Термин толкование равнозначен по смыслу лат. слову «интерпретация», а лицо, занимающееся толкованием права называется интерпретатором.
Отталкиваясь от смыслового значения термина толкование, следует признать, что оно тесно связано с понятием познание. Отсюда следует, что первым элементом толкования является уяснение.
Толкование есть определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления значений из смысла терминов закона и нормативно-правовых актов.
В современной юридической литературе толкованию - уяснению подлежат все нормы права. Действительно, общая эрудиция. Высокий уровень профессиональной подготовки и умение юриста, позволяют ему быстро и грамотно усвоить смысл того или иного закона.
Толкование-разъяснение – есть деятельность по изложению и доведению до других лиц познанного смысла права.
Разъяснение может быть устным и письменным. Но независимо от внешней формы, оно включает в себя суждения и оценки по поводу содержании правовых норм.
С учетом изложенного, толкование права можно представить как интеллектуально-волевую деятельность по уяснению и разъяснении смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.
В зависимости от субъектов выделяют:
1. Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и влечет юридические последствия. В РФ официальным толкованием занимаются высшие законодательные органы, Конституционный суд, Правительство, Верховный суд, Генеральный прокурор и т.д.
· аутентическое разъяснение права, исходящее от органа, который ранее принял разъясняемую норму (аутентик=от источника). Акты аутентического официального толкования общеобязательны и обладают особым авторитетом.
· Нормативное толкование – разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Нормативность толкования права следует понимать:
- как государственную обязанность разъяснения
- как возможность неоднократного его применения
- как распространяемость разъяснения на широкий круг общественных отношений.
· Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к персонально определенным общественным отношениям. Казус- случай, жизненный факт. Казуальное толкование - разъяснение применительно к конкретному жизненному случаю. Чаще всего оно дается судами и иными компетентными органами по рассматриваемым юридическим делам в отношении обстоятельств и лиц.
· Прецедентное толкование - выработанный правоприменительной практикой образе требуемого и применяемого права.
2. Неофициальное толкование дается неопределенно большим количеством субъектов по своей инициативе и не влечет юридических последствий:
· Доктринальное – дается представителями науки, политическими деятелями (комментарии),
· Профессиональное – осуществляется юристами-практиками,
· Обыденное – дается отдельными гражданами
67. Акты официального толкования: понятие и виды.
Акты официального толкования – это особая разновидность правовых актов, которые характеризуются государственной обязанностью, иерархичностью построения, порождением юридических последствии, процессуальным характером принятия и государственным обеспечением реализации.
Виды актов:
- По содержанию:
· Акты нормативного толкования,
· Акты казуального толкования
- По внешней форме:
· Письменные
· устные
- По субъектам толкования:
· Акты толкования представительных органов
· Акты толкования исполнительных органов
· Акты толкования муниципальных органов
· Акты толкования органов прокуратуры
- По структурным элементам толкуемой нормы:
· Акты толкования гипотезы
· Акты толкования диспозиции
· Акты толкования санкции
· Комплексные акты толкования
68. Способы и объем толкования правовых норм.
Способы толкования права – это специальные приемы, правила и средства, познания смысла правовых норм, используемые для сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.
В теории права принято различать понятия способ и приме толкования. Способ толкования – понятие более емкое, включающее специальные технические приемы и средства познания. А термин прием означает конкретное познавательное действие, движение мысли интерпретатора (например, сравнение, аналогия и т.д.)
Вопрос о количестве и наименовании способов толкования права является дискуссионным. В различных монография, учебниках выделяют следующие способы: грамматически, филологический, исторический, теологический, функциональный, языковой, логически, систематический и т.д. но некоторые из них равнозначны по смыслу, например языковой грамматический и филологический представляют собой разные называния одного и того же способа.
Способы:
1. Систематический
2. Филологический
3. Историко-политический
4. Логический.
-1- систематический способ толкования права состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления связей этой нормы в общей системе правового регулирования. В процессе подобного уяснения познаются системо-образующие связи права: субординация, координация, управление и т.д. С помощью систематического толкования выясняются и устраняются противоречия между нормами права и НПА. (толкуемая норма нахся в системе норм и системаобразующих актов). Для проведения систематического токования используются специальные правила:
1. если выявлены противоречия между нормами права, изданными разными органами, то следует руководствоваться нормой, установленной вышестоящим органом.
2. если противоречие меду нормами, изданными одним и тем же органом, то следует руководствоваться нормой, изданной позже по времени.
-2- филологический предполагает выяснение смысла правовой нормы при помощи средств грамматического анализа текста закона или иного НПА.
С этого способа обычно начинается путь познания правовых велений, процесс ознакомления с действующим законодательством.
Содержание филологического толкования – совокупность мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной речи законодателя устранить возможные противоречия и выяснить значения отдельных слов и всего текста. Выясняется роль союзов, знаков препинания и т.д. При этом, необходимо помнить, что при анализе словесного состава слова, могут употребляться в обычном и исключительном значении, в ироком и узком смысле, в прямом и переносном смысле и т.д.
-3- Историко-политический
Объединяет 2 момента. с помощью которых выясняется смысл правовой нормы: исторические условия издания нормативного акта и социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая правовой акт, следовательно содержание историко-политического толкования - в выявлении смысла правовой ному путем обращения к истории ее принятия, а также к целям и мотивам, обуславливающим ее введение в систему правового регулирования.
-4- логический
Использование средств формальной и диалектической логики при познании правовых явлений. В отличие от филологического токования объектом исследований выступают не отдельные слова, а внутренние связи предписаний. Логические законы, принципы и категории используются здесь самостоятельно наряду со средствами грамматического анализа.
69. Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права.
Пробел в праве – это отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового разрешения.
Причины появления пробелов в праве:
- Невозможность на нормативном уровне урегулировать все многообразие жизненных ситуаций,
- Отставание законодательства от жизни,
- Ошибки законодателя.
Пробелы в праве устраняются законодателем, а преодолеваются правоприменителем. Так как органы, применяющие нормы права, не всегда могут ждать принятия соответствующего акта, используется институт аналогий.
Аналогия закона – это разрешение конкретной жизненной ситуации на основе норм, регулирующих сходные общественные отношения.
Условия применения аналогии закона:
- Есть жизненная ситуация, находящаяся в сфере правового регулирования,
- Нет нормы, регулирующей эту ситуацию,
- Есть норма, регулирующая сходные, аналогичные отношения, она и применяется.
Аналогия нормы, имеющей место в другой, родственной отрасли права, получила название субсидиарного применения права. Например, между административным и финансовым, гражданским и семейном правом.
Аналогия права – это разрешение конкретной жизненной ситуации на основе общих принципов права.
Условия применения аналогии права:
- Есть жизненная ситуация, находящаяся в сфере правового регулирования,
- Нет нормы, регулирующей эту ситуацию,
- Нет аналогичной нормы. Тогда дело рассматривается на основе принципов права.
70. Юридическая практика: понятие и структура.
Юридическая практика – это юридически значимая деятельность, связанная с созданием и реализацией юридических актов, а также обобщением и передачей накопленноо в связи с этим социально-правового опыта.
Структура юридической практики:
1. юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения;
2. Результаты этой деятельности,
3. социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Виды юридической практики:
1. в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений она бывает:
· правотворческой;
· правоприменительной;
· интерпретационной;
2. в зависимости от субъектов:
· законодательной;
· исполнительной;
· судебной;
· следственной;
· нотариальной и т.п.
социальная ценность и назначение юридической практики наглядно проявляются в выполняемых ею функциях.
Функции юридической практики – это основанные на обобщенном юридическом опыте главные направления по совершенствованию правовой материи, юридической деятельности и социальной действительности в целом.
- Общесоциальные:
· Гносеологическая – обеспечивает познание окружающей действительности и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нее,
· Сигнально-информационная – оповещает общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования,
· Ориентирующая – указывает на социальные ценности, нуждающиеся в защите и на существующие негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить.
- Специально-юридические:
· Прогностическая – определяет развитие действующего законодательства,
· Функция обновления и корректировки права
· Правоконкретизирующая – определят целесообразные варианты решения тех или иных вопросов,
· Правообеспечительная – указывает на наиболее целесообразное использование информационных, экономических и иных средств, обеспечивающих достижение запланированных юридических результатов.
71. Правовое отношение: понятие и признаки.
Правовые отношения – это общественные отношения, конкретные участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в юридической норме.
Признаки правоотношений:
- Это идеологической отношение, отражающее государственную идеологию общества,
- Возникает на основе норм права,
- Субъекты связаны между собой взаимосоответствующими правами и обязанностями, Эта связь носит индивидуально-конкретный характер,
- Имеют сознательно-волевой характер,
- Обеспечиваются государством.
Структура правоотношений:
- Субъекты,
- Объекты,
- Содержание:
· Юридическое – субъективные права и юридические обязанности.
· Волевое – воля государства и участников,
· Фактическое - реальное поведение.
72. Предпосылки возникновения правоотношений.
- Общие – это те условия, которые необходимы для возникновения и существования любого общественного отношения:
· Наличие не менее двух субъектов,
· Материальные, духовные и физиологические потребности и интересы людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения.
- Специальные:
· Норма права
· Правосубъектность
· Юридический факт
73. Понятие и виды субъектов правоотношений.
Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Виды субъектов правоотношений:
- индивидуальные субъекты (ФЛ):
· граждане;
· лица с двойным гражданством;
· лица без гражданства;
· иностранцы.
Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.
- коллективные субъекты:
· государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые — с субъектами Федерации, в гражданско-правовые — о поводу федеральной государственной собственности и т.п.);
· государственные организации;
· негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.).
Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч. 1 т. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
74. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность субъектов права.
Правосубъектность – это способность индивида или его объединений быть субъектом правоотношения.
Она предполагает у участника правоотношения:
- правоспособности,
- дееспособности,
- деликтоспособности.
Правоспособность – это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и нести обязанности, для осуществления общественно-полезной деятельности.
Правоспособностью обладают все граждане не зависимо от пола, возраста, образования и т.д.
Виды правоспособности:
- общая – возможность иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных законом.
- Отраслевая – (трудовая, брачная, избирательная) – возможность иметь права и обязанности, предоставленные отраслевым законодательством,
- Специальная (профессиональная, должностная).
Дееспособность – это признаваемая государством способность лица своими действия осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности.
Виды дееспособности:
- Полная – наступает с достижением 18 лет,
- Частичная – характерна для малолетних (от 6 до 14 – способны совершать мелкие бытовые сделки), несовершеннолетних (от 14 до 18 – способны распоряжаться своим заработком и иными доходами)
- Ограниченная – лицо, осуществляющее социально вредную деятельность, ограничивается компетентным органом в праве совершать определенные действия или выполнять определенную деятельность (алкоголики, наркомы, запрет заниматься охотой, водить машину и др).
Деликтоспособность – этот способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушение. ею обладают вменяемые и лица, достигшие определенного возраста.
75. Правовой статус личности: понятие и структура.
Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли.
Структура правового статуса:
1. права и обязанности;
2. законные интересы;
3. правосубъектность;
4. гражданство;
5. юридическая ответственность;
6. правовые принципы и т.п.
виды правового статуса:
- Общий статус— это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.
· Социально-экономические права (на собственность, на свободный труд)
· Личные права (на жизнь, свободу совести и вероисповедания)
· Политические права (избирать и быть избранным, свобода слова, собраний и митингов)
· Права в области культуры (на образование, на пользования достижениями культуры)
- Специальный статусфиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
- Индивидуальный статусопределяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
76. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура.
Субъективное право – это вид и мера возможного поведения управомоченного лица.
Структура субъективного права:
- Возможность определить собственное поведение управомоченного лица,
- Возможность требовать соответствующее поведение от обязанной стороны,
- Возможность обратится к компетентным органам за защитой нарушенного права,
- Возможность пользоваться на основе данного права определенными социальными благами.
Указанные составные части субъективного права называются правомочиями. В праве их три: владение, пользование, распоряжение.
Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения правообязанной стороны.
Структура юридической обязанности:
- Необходимость совершать определенные действия в пользу управомоченной стороны или воздержаться от них,
- Необходимость для правообязанной стороны отреагировать на обращенные к ней законные требования управомоченного,
- Необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований,
- Необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
77. Объект правоотношения.
Объекты правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, то, по поводу чего возникают правоотношения.
1. материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.);
2. нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);
3. продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.);
4. результатами действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.);
5. ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).
78. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Признаки юридического факта:
- Конкретное жизненное обстоятельство, выражающее вовне и реально существующее определенный период времени,
- Обстоятельство, предусмотренное определенной нормой права, которая предопределяет его юридические качества,
- Факт, содержащий информацию об определенно состоянии вида общественных отношений 9наличие собственности, правонарушение и др.),
- Наличие данных обстоятельств, вызывающие определенные правовые последствия,
Фиксируются юридические факты в гипотезе правовой нормы.
Классификацию юридических фактов:
- По характеру юридический последствий:
· Правообразующие – поступление в вуз,
· Правоизменяющие – перевод с очной на заочную форму обучения,
· Правопрекращающие – окончание вуза
· Комплексные
- По количественному составу:
· Простые
· Сложные
- По продолжительности действия:
· Однократного действия (штраф),
· Длящиеся 9состояние родства, гражданства)
- По волевому содержанию:
· События – обстоятельства, независящие от воли и сознании людей (стихийные бедствия)
- абсолютные – полностью не зависят от воли людей,
- относительные – вызваны деятельностью людей.
· Действия – зависят от воли людей, т.к. ими же и совершаются:
- правомерные:
- юридические факты – факты, специально направленные на достижения юридических последствий (приговор суда),
- юридические поступки – факты, специально не направленные на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают (художник написал картину).
- противоправные (неправомерные):
- преступления,
- проступки (административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные).
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.
Различают фактические составы:
- завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов),
- незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов),
- простые (когда все факты относятся к одной отрасли права)
- сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности).
79. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.
Механизм правового регулирования – это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на поведение людей и их объединений с целью достижения общественно-полезных целей.
Элементы механизма правового регулирования – это отправные, реально функционирующие статичные элементы правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения.
Элементы механизма:
- основные элементы:
- норма права – которые лишь в совокупности, в системном взаимодействие могут определить условия, пределы, порядок и другие обстоятельства поведения своих адресатов,
- правоотношения,
- акты субъектов по реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей.
- факультативные элементы:
· правоприменительный акт – он либо предшествует правоотношениям, либо следует за ними, т.к. некоторые правоотношения не могут возникнуть без него, а некоторые, уже существующие, - реализоваться.
80. Правомерное поведение: понятие, виды и мотивация.
Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
Признаки правомерного поведения:
- Отвечает интересам общества и отдельных лиц,
- Соответствует требованиям права,
- Вызывает позитивные юридические последствия,
- Обеспечивается поддержкой государства.
Виды правомерного поведения:
- По форме проявления:
· Действие
· бездействие
- По степени социальной активности субъекта:
· Активное – положительное действие, связанное с затратой дополнительной энергии, времени, средств
· Обыденное (привычное)
· Пассивное – положительное бездействие, связанное с добровольным отказом от использования принадлежащих субъекту прав.
- По степени социальной значимости:
· Необходимое – затрагивает основы жизнедеятельности всего сообщества (служба в армии),
· Желательное – отвечает частным интересам общества и удовлетворяет потребности отдельных субъектов (научное, художественное творчество),
· Допустимое – общественная польза сомнительна, но т.к. не влечет вредных последствий разрешено государством (отправление религиозных культов)
- По личной мотивации:
· Основанное на совпадение интересов законодателя и адресата
· Конформистское – как все, так и я,
· Маргинальное – основано на боязни наказания
81. Понятие, признаки и виды правонарушений.
Правонарушение – это противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред охраняемым законам интересам.
Признаки правонарушения:
- представляют собой деяния людей в форме активного действия или юридически значимого бездействия,
- носят противоправный характер, т.е.такие деяния субъектов, которые нарушают предписания нормы права,
- противоправное деяние расценивается правонарушением тогда, когда в нем есть вина субъекта, его совершившего. Вина выражает отношение субъекта к совершенному деянию и его возможным последствиям,
- приносит вред общественным, государственным и личным интересам. Вред может быть моральным и материальным; восстановимым и невосстановимым; реальным и потенциальным.
Виды правонарушений:
- по формам проявления во вне:
- действие,
- бездействие,
- по сферам общественной жизни:
· в экономике,
· в политике,
· в семейно-бытовой сфере и др.
- по субъектам:
· индивидуальные,
· групповые,
· совершаемые организациями,
- по форме:
· умышленные,
· неосторожные,
- по специфике цели:
· с заранее поставленной и определенной целью,
· с внезапно возникшей и неопределенной целью,
- по степени социальной вредности:
· преступления – отличаются максимальной степенью общественной опасности, причиняют наибольшей вред личности, государству, обществу и влекут за собой применение мер уголовного наказания,
· проступки – в зависимости от сферы общественных отношений, в которых они совершаются, делятся на виды:
- административный – правонарушение, посягающее на установленный общественный порядок, порядок управления, собственность, права и свободы граждан, за которые предусмотрена законодательством административная ответственность (нарушение ПДД, безбилетный проезд и др.),
- гражданско-правовой – правонарушение, совершенное в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений (неисполнение договорных обязательств, нанесение имущественного вреда, распространение сведений, порочащих честь и достоинство личности и др.),
- дисциплинарный – нарушение правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей и др.),
- процессуальный – нарушение установленных законом процедуры осуществления правосудия (неявка свидете