Разрешение дела по существу

Решение юридического дела - наиболее ответственный акт и не только в том смысле, что субъекты, принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами, он важен тем, что решается судьба данного дела. От того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, правопорядок, поддерживает интерес государства и общества с одной стороны, а с другой охраняет права граждан и воспитывает отношение к закону.

Правоприменительный процесс должен осуществляться в рамках закона. Основными требованиями надлежащего применения норм права является:

- обоснованность,

- объективность,

- законность,

- целесообразность.

64. Юридические коллизии и способы их разрешения.

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми ак­тами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить:

  1. объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отно­шений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними)
  2. субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследо­вательная систематизация нормативных актов и пр.).

Виды коллизий:

1. между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);

2. между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);

3. между общефедеральными актами и актами субъектов Федера­ции:

· если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

· если последний принят вне пределов ведения, то действует об­щефедеральный акт;

4. между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт позже принятый);

5. между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);

6. между общим и специальным актом:

· если они приняты одним органом, то применяется последний;

· если они приняты разными органами, то действует первый.

Возможные способы разрешения коллизий:

1. принятие нового акта;

2. отмена старого акта;

3. внесение изменений в действующие акты;

4. систематизация законодательства;

5. референдумы;

6. деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);

7. переговорный процесс через согласительные комиссии;

8. толкование и др.

65. Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они являются одним из видов правовых актов, которые характеризуются следующими чертами:

1- Акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер. Он охраняется и обеспечивается государством.

2- Он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто и при какой ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями .

3- Акт применения имеет определенную, установленную законом форму.

акт применения права – такой правовой акт, который содержит индивидуально конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела.

Следует различать акт применения как деятельность и как документ. Акт документ должен содержать определенную структуру и состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной части. Во вводной части фиксируется время и место вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его; предмет разбирательства, участников и так далее. Мотивировочная часть указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе проверки мотивов, по которым принимается или отвергается …

Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступают в силу в целом, а не частично. Все составные части находятся в неразрывном единстве, хотя каждая из них имеет относительно самостоятельное значение.

Акты применения права могут быть самыми различными. Их классификация может осуществляться по различным основаниям:

1.по форме:

-указы,

- приговоры,

- решения,

- постановления,

- приказы и т.д.

2.по субъектам их издавшим:

- акты государственных органов и общественных организаций

- акты органов власти и исполнительно распорядительных органов

- акты высших органов власти и управления и местных органов

- акты органов прокуратуры, правосудия и так далее

3.в зависимости от содержания о/о и применяемых к ним норм права:

- регулятивные – направлены на положительные действия субъектов, на конкретизацию юридических обязанностей

- правоохранительные – обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направлены на охрану прав и свобод различных субъектов

4.по своему юридическому значению:

- основные

- вспомогательные

5.в зависимости от действия во времени:

- однократного действия,

- длящиеся

6.по предмету правового регулирования

- уголовно-правовые

- гражданско-правовые

- материальные

- процессуальные

7.в зависимости от юридических последствий, которые вызывают акты применения:

- правообразующие

-

66. Толкование права: понятие и виды по субъектам.

В понимание проблемы толкования права имеется несколько точек зрения. Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Толкование – есть уяснение смысла права.

2. Толкование – есть разъяснение смысла права.

3. Толкование представляет собой как уяснение так и разъяснение смысла права. - наиболее приемлемая точка зрения.

Считать толкование только как уяснение смысла права значит игнорировать специальную деятельность по разъяснению права и наоборот , сводить толкование только к разъяснению смысла права - значит игнорировать мыслительный, познавательный процесс, предшествующий по времени любому разъяснению. Чтобы разъяснить смысл чего-либо для других субъектов, необходимо прежде всего уяснить его для себя. Поэтому уяснение и разъяснение – это две диалектически взаимосвязанные стороны процесса толкования права.

Термин толкование равнозначен по смыслу лат. слову «интерпретация», а лицо, занимающееся толкованием права называется интерпретатором.

Отталкиваясь от смыслового значения термина толкование, следует признать, что оно тесно связано с понятием познание. Отсюда следует, что первым элементом толкования является уяснение.

Толкование есть определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления значений из смысла терминов закона и нормативно-правовых актов.

В современной юридической литературе толкованию - уяснению подлежат все нормы права. Действительно, общая эрудиция. Высокий уровень профессиональной подготовки и умение юриста, позволяют ему быстро и грамотно усвоить смысл того или иного закона.

Толкование-разъяснение – есть деятельность по изложению и доведению до других лиц познанного смысла права.

Разъяснение может быть устным и письменным. Но независимо от внешней формы, оно включает в себя суждения и оценки по поводу содержании правовых норм.

С учетом изложенного, толкование права можно представить как интеллектуально-волевую деятельность по уяснению и разъяснении смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.

В зависимости от субъектов выделяют:

1. Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и влечет юридические последствия. В РФ официальным толкованием занимаются высшие законодательные органы, Конституционный суд, Правительство, Верховный суд, Генеральный прокурор и т.д.

· аутентическое разъяснение права, исходящее от органа, который ранее принял разъясняемую норму (аутентик=от источника). Акты аутентического официального толкования общеобязательны и обладают особым авторитетом.

· Нормативное толкование – разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Нормативность толкования права следует понимать:

- как государственную обязанность разъяснения

- как возможность неоднократного его применения

- как распространяемость разъяснения на широкий круг общественных отношений.

· Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к персонально определенным общественным отношениям. Казус- случай, жизненный факт. Казуальное толкование - разъяснение применительно к конкретному жизненному случаю. Чаще всего оно дается судами и иными компетентными органами по рассматриваемым юридическим делам в отношении обстоятельств и лиц.

· Прецедентное толкование - выработанный правоприменительной практикой образе требуемого и применяемого права.

2. Неофициальное толкование дается неопределенно большим количеством субъектов по своей инициативе и не влечет юридических последствий:

· Доктринальное – дается представителями науки, политическими деятелями (комментарии),

· Профессиональное – осуществляется юристами-практиками,

· Обыденное – дается отдельными гражданами

67. Акты официального толкования: понятие и виды.

Акты официального толкования – это особая разновидность правовых актов, которые характеризуются государственной обязанностью, иерархичностью построения, порождением юридических последствии, процессуальным характером принятия и государственным обеспечением реализации.

Виды актов:

  1. По содержанию:

· Акты нормативного толкования,

· Акты казуального толкования

  1. По внешней форме:

· Письменные

· устные

  1. По субъектам толкования:

· Акты толкования представительных органов

· Акты толкования исполнительных органов

· Акты толкования муниципальных органов

· Акты толкования органов прокуратуры

  1. По структурным элементам толкуемой нормы:

· Акты толкования гипотезы

· Акты толкования диспозиции

· Акты толкования санкции

· Комплексные акты толкования

68. Способы и объем толкования правовых норм.

Способы толкования права – это специальные приемы, правила и средства, познания смысла правовых норм, используемые для сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

В теории права принято различать понятия способ и приме толкования. Способ толкования – понятие более емкое, включающее специальные технические приемы и средства познания. А термин прием означает конкретное познавательное действие, движение мысли интерпретатора (например, сравнение, аналогия и т.д.)

Вопрос о количестве и наименовании способов толкования права является дискуссионным. В различных монография, учебниках выделяют следующие способы: грамматически, филологический, исторический, теологический, функциональный, языковой, логически, систематический и т.д. но некоторые из них равнозначны по смыслу, например языковой грамматический и филологический представляют собой разные называния одного и того же способа.

Способы:

1. Систематический

2. Филологический

3. Историко-политический

4. Логический.

-1- систематический способ толкования права состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления связей этой нормы в общей системе правового регулирования. В процессе подобного уяснения познаются системо-образующие связи права: субординация, координация, управление и т.д. С помощью систематического толкования выясняются и устраняются противоречия между нормами права и НПА. (толкуемая норма нахся в системе норм и системаобразующих актов). Для проведения систематического токования используются специальные правила:

1. если выявлены противоречия между нормами права, изданными разными органами, то следует руководствоваться нормой, установленной вышестоящим органом.

2. если противоречие меду нормами, изданными одним и тем же органом, то следует руководствоваться нормой, изданной позже по времени.

-2- филологический предполагает выяснение смысла правовой нормы при помощи средств грамматического анализа текста закона или иного НПА.

С этого способа обычно начинается путь познания правовых велений, процесс ознакомления с действующим законодательством.

Содержание филологического толкования – совокупность мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной речи законодателя устранить возможные противоречия и выяснить значения отдельных слов и всего текста. Выясняется роль союзов, знаков препинания и т.д. При этом, необходимо помнить, что при анализе словесного состава слова, могут употребляться в обычном и исключительном значении, в ироком и узком смысле, в прямом и переносном смысле и т.д.

-3- Историко-политический

Объединяет 2 момента. с помощью которых выясняется смысл правовой нормы: исторические условия издания нормативного акта и социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая правовой акт, следовательно содержание историко-политического толкования - в выявлении смысла правовой ному путем обращения к истории ее принятия, а также к целям и мотивам, обуславливающим ее введение в систему правового регулирования.

-4- логический

Использование средств формальной и диалектической логики при познании правовых явлений. В отличие от филологического токования объектом исследований выступают не отдельные слова, а внутренние связи предписаний. Логические законы, принципы и категории используются здесь самостоятельно наряду со средствами грамматического анализа.

69. Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права.

Пробел в праве – это отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового разрешения.

Причины появления пробелов в праве:

  1. Невозможность на нормативном уровне урегулировать все многообразие жизненных ситуаций,
  2. Отставание законодательства от жизни,
  3. Ошибки законодателя.

Пробелы в праве устраняются законодателем, а преодолеваются правоприменителем. Так как органы, применяющие нормы права, не всегда могут ждать принятия соответствующего акта, используется институт аналогий.

Аналогия закона – это разрешение конкретной жизненной ситуации на основе норм, регулирующих сходные общественные отношения.

Условия применения аналогии закона:

  1. Есть жизненная ситуация, находящаяся в сфере правового регулирования,
  2. Нет нормы, регулирующей эту ситуацию,
  3. Есть норма, регулирующая сходные, аналогичные отношения, она и применяется.

Аналогия нормы, имеющей место в другой, родственной отрасли права, получила название субсидиарного применения права. Например, между административным и финансовым, гражданским и семейном правом.

Аналогия права – это разрешение конкретной жизненной ситуации на основе общих принципов права.

Условия применения аналогии права:

  1. Есть жизненная ситуация, находящаяся в сфере правового регулирования,
  2. Нет нормы, регулирующей эту ситуацию,
  3. Нет аналогичной нормы. Тогда дело рассматривается на основе принципов права.

70. Юридическая практика: понятие и структура.

Юридическая практика – это юридически значимая деятельность, связанная с созданием и реализацией юридических актов, а также обобщением и передачей накопленноо в связи с этим социально-правового опыта.

Структура юридической практики:

1. юридическая деятельность (динамическая сторона), элемента­ми содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осущест­вления, принятые решения;

2. Результаты этой деятельности,

3. социально-правовой опыт (статическая сторона), который в ка­честве элемента включает правоположения, т.е. достаточно устояв­шиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания об­щего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Виды юридической практики:

1. в зависимости от характера, способа преобразования общест­венных отношений она бывает:

· правотворческой;

· правоприменительной;

· интерпретационной;

2. в зависимости от субъектов:

· законодательной;

· исполнительной;

· судебной;

· следственной;

· нотариальной и т.п.

социальная ценность и назначение юридической практики наглядно проявляются в выполняемых ею функциях.

Функции юридической практики – это основанные на обобщенном юридическом опыте главные направления по совершенствованию правовой материи, юридической деятельности и социальной действительности в целом.

  1. Общесоциальные:

· Гносеологическая – обеспечивает познание окружающей действительности и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нее,

· Сигнально-информационная – оповещает общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования,

· Ориентирующая – указывает на социальные ценности, нуждающиеся в защите и на существующие негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить.

  1. Специально-юридические:

· Прогностическая – определяет развитие действующего законодательства,

· Функция обновления и корректировки права

· Правоконкретизирующая – определят целесообразные варианты решения тех или иных вопросов,

· Правообеспечительная – указывает на наиболее целесообразное использование информационных, экономических и иных средств, обеспечивающих достижение запланированных юридических результатов.

71. Правовое отношение: понятие и признаки.

Правовые отношения – это общественные отношения, конкретные участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в юридической норме.

Признаки правоотношений:

  1. Это идеологической отношение, отражающее государственную идеологию общества,
  2. Возникает на основе норм права,
  3. Субъекты связаны между собой взаимосоответствующими правами и обязанностями, Эта связь носит индивидуально-конкретный характер,
  4. Имеют сознательно-волевой характер,
  5. Обеспечиваются государством.

Структура правоотношений:

  1. Субъекты,
  2. Объекты,
  3. Содержание:

· Юридическое – субъективные права и юридические обязанности.

· Волевое – воля государства и участников,

· Фактическое - реальное поведение.

72. Предпосылки возникновения правоотношений.

  1. Общие – это те условия, которые необходимы для возникновения и существования любого общественного отношения:

· Наличие не менее двух субъектов,

· Материальные, духовные и физиологические потребности и интересы людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения.

  1. Специальные:

· Норма права

· Правосубъектность

· Юридический факт

73. Понятие и виды субъектов правоотношений.

Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Виды субъектов правоотношений:

  1. индивидуальные субъекты (ФЛ):

· граждане;

· лица с двойным гражданством;

· лица без гражданства;

· иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же право­отношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом огра­ничений, установленных законодательством: они не могут, в частнос­ти, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппа­рате, служить в Вооруженных Силах и т.п.

  1. коллективные субъекты:

· государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституци­онно-правовые — с субъектами Федерации, в гражданско-правовые — о поводу федеральной государственной собственности и т.п.);

· государственные организации;

· негосударственные организации (частные фирмы, коммерчес­кие банки, общественные объединения и т.д.).

Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч. 1 т. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном уп­равлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательст­вам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осущест­влять имущественные и личные неимущественные права, нести обя­занности, быть истцом и ответчиком в суде.

74. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность субъектов права.

Правосубъектность – это способность индивида или его объединений быть субъектом правоотношения.

Она предполагает у участника правоотношения:

  1. правоспособности,
  2. дееспособности,
  3. деликтоспособности.

Правоспособность – это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и нести обязанности, для осуществления общественно-полезной деятельности.

Правоспособностью обладают все граждане не зависимо от пола, возраста, образования и т.д.

Виды правоспособности:

  1. общая – возможность иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных законом.
  2. Отраслевая – (трудовая, брачная, избирательная) – возможность иметь права и обязанности, предоставленные отраслевым законодательством,
  3. Специальная (профессиональная, должностная).

Дееспособность – это признаваемая государством способность лица своими действия осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности.

Виды дееспособности:

  1. Полная – наступает с достижением 18 лет,
  2. Частичная – характерна для малолетних (от 6 до 14 – способны совершать мелкие бытовые сделки), несовершеннолетних (от 14 до 18 – способны распоряжаться своим заработком и иными доходами)
  3. Ограниченная – лицо, осуществляющее социально вредную деятельность, ограничивается компетентным органом в праве совершать определенные действия или выполнять определенную деятельность (алкоголики, наркомы, запрет заниматься охотой, водить машину и др).

Деликтоспособность – этот способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушение. ею обладают вменяемые и лица, достигшие определенного возраста.

75. Правовой статус личности: понятие и структура.

Правовой статус есть признанная конституцией и законодательст­вом совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномо­чий государственных органов и должностных лиц, с помощью кото­рых они выполняют свои социальные роли.

Структура правового статуса:

1. права и обязанности;

2. законные интересы;

3. правосубъектность;

4. гражданство;

5. юридическая ответственность;

6. правовые принципы и т.п.

виды правового статуса:

  1. Общий статус— это статус лица как гражданина государства, за­крепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граж­дан РФ.

· Социально-экономические права (на собственность, на свободный труд)

· Личные права (на жизнь, свободу совести и вероисповедания)

· Политические права (избирать и быть избранным, свобода слова, собраний и митингов)

· Права в области культуры (на образование, на пользования достижениями культуры)

  1. Специальный статусфиксирует особенности положения опреде­ленных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнес­менов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
  2. Индивидуальный статусопределяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обя­занностей личности.

76. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения управомоченного лица.

Структура субъективного права:

  1. Возможность определить собственное поведение управомоченного лица,
  2. Возможность требовать соответствующее поведение от обязанной стороны,
  3. Возможность обратится к компетентным органам за защитой нарушенного права,
  4. Возможность пользоваться на основе данного права определенными социальными благами.

Указанные составные части субъективного права называются правомочиями. В праве их три: владение, пользование, распоряжение.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения правообязанной стороны.

Структура юридической обязанности:

  1. Необходимость совершать определенные действия в пользу управомоченной стороны или воздержаться от них,
  2. Необходимость для правообязанной стороны отреагировать на обращенные к ней законные требования управомоченного,
  3. Необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований,
  4. Необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

77. Объект правоотношения.

Объекты правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, то, по поводу чего возникают правоотношения.

1. материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.);

2. нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);

3. продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.);

4. результатами действий участников правоотношений (правоот­ношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, под­ряда на капитальное строительство и т.п.);

5. ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, ат­тестаты и т.д.).

78. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Признаки юридического факта:

  1. Конкретное жизненное обстоятельство, выражающее вовне и реально существующее определенный период времени,
  2. Обстоятельство, предусмотренное определенной нормой права, которая предопределяет его юридические качества,
  3. Факт, содержащий информацию об определенно состоянии вида общественных отношений 9наличие собственности, правонарушение и др.),
  4. Наличие данных обстоятельств, вызывающие определенные правовые последствия,

Фиксируются юридические факты в гипотезе правовой нормы.

Классификацию юридических фактов:

  1. По характеру юридический последствий:

· Правообразующие – поступление в вуз,

· Правоизменяющие – перевод с очной на заочную форму обучения,

· Правопрекращающие – окончание вуза

· Комплексные

  1. По количественному составу:

· Простые

· Сложные

  1. По продолжительности действия:

· Однократного действия (штраф),

· Длящиеся 9состояние родства, гражданства)

  1. По волевому содержанию:

· События – обстоятельства, независящие от воли и сознании людей (стихийные бедствия)

- абсолютные – полностью не зависят от воли людей,

- относительные – вызваны деятельностью людей.

· Действия – зависят от воли людей, т.к. ими же и совершаются:

- правомерные:

- юридические факты – факты, специально направленные на достижения юридических последствий (приговор суда),

- юридические поступки – факты, специально не направленные на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают (художник написал картину).

- противоправные (неправомерные):

- преступления,

- проступки (административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные).

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) соста­вом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

Различают фактические составы:

  1. завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов),
  2. незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов),
  3. простые (когда все факты относятся к одной отрасли права)
  4. сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности).

79. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.

Механизм правового регулирования – это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на поведение людей и их объединений с целью достижения общественно-полезных целей.

Элементы механизма правового регулирования – это отправные, реально функционирующие статичные элементы правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения.

Элементы механизма:

  1. основные элементы:
    • норма права – которые лишь в совокупности, в системном взаимодействие могут определить условия, пределы, порядок и другие обстоятельства поведения своих адресатов,
    • правоотношения,
    • акты субъектов по реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей.
  1. факультативные элементы:

· правоприменительный акт – он либо предшествует правоотношениям, либо следует за ними, т.к. некоторые правоотношения не могут возникнуть без него, а некоторые, уже существующие, - реализоваться.

80. Правомерное поведение: понятие, виды и мотивация.

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Признаки правомерного поведения:

  1. Отвечает интересам общества и отдельных лиц,
  2. Соответствует требованиям права,
  3. Вызывает позитивные юридические последствия,
  4. Обеспечивается поддержкой государства.

Виды правомерного поведения:

  1. По форме проявления:

· Действие

· бездействие

  1. По степени социальной активности субъекта:

· Активное – положительное действие, связанное с затратой дополнительной энергии, времени, средств

· Обыденное (привычное)

· Пассивное – положительное бездействие, связанное с добровольным отказом от использования принадлежащих субъекту прав.

  1. По степени социальной значимости:

· Необходимое – затрагивает основы жизнедеятельности всего сообщества (служба в армии),

· Желательное – отвечает частным интересам общества и удовлетворяет потребности отдельных субъектов (научное, художественное творчество),

· Допустимое – общественная польза сомнительна, но т.к. не влечет вредных последствий разрешено государством (отправление религиозных культов)

  1. По личной мотивации:

· Основанное на совпадение интересов законодателя и адресата

· Конформистское – как все, так и я,

· Маргинальное – основано на боязни наказания

81. Понятие, признаки и виды правонарушений.

Правонарушение – это противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред охраняемым законам интересам.

Признаки правонарушения:

  1. представляют собой деяния людей в форме активного действия или юридически значимого бездействия,
  2. носят противоправный характер, т.е.такие деяния субъектов, которые нарушают предписания нормы права,
  3. противоправное деяние расценивается правонарушением тогда, когда в нем есть вина субъекта, его совершившего. Вина выражает отношение субъекта к совершенному деянию и его возможным последствиям,
  4. приносит вред общественным, государственным и личным интересам. Вред может быть моральным и материальным; восстановимым и невосстановимым; реальным и потенциальным.

Виды правонарушений:

  1. по формам проявления во вне:
    • действие,
    • бездействие,
  2. по сферам общественной жизни:

· в экономике,

· в политике,

· в семейно-бытовой сфере и др.

  1. по субъектам:

· индивидуальные,

· групповые,

· совершаемые организациями,

  1. по форме:

· умышленные,

· неосторожные,

  1. по специфике цели:

· с заранее поставленной и определенной целью,

· с внезапно возникшей и неопределенной целью,

  1. по степени социальной вредности:

· преступления – отличаются максимальной степенью общественной опасности, причиняют наибольшей вред личности, государству, обществу и влекут за собой применение мер уголовного наказания,

· проступки – в зависимости от сферы общественных отношений, в которых они совершаются, делятся на виды:

- административный – правонарушение, посягающее на установленный общественный порядок, порядок управления, собственность, права и свободы граждан, за которые предусмотрена законодательством административная ответственность (нарушение ПДД, безбилетный проезд и др.),

- гражданско-правовой – правонарушение, совершенное в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений (неисполнение договорных обязательств, нанесение имущественного вреда, распространение сведений, порочащих честь и достоинство личности и др.),

- дисциплинарный – нарушение правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей и др.),

- процессуальный – нарушение установленных законом процедуры осуществления правосудия (неявка свидете

Наши рекомендации