Глобализация и цивилизационные вызовы
Глобализация— объективный процесс в современных международных отношениях, высший этап интернационализации, основанный на развитии информационных технологий. Взгляды на истоки возникновения глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчет от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экспансию. Имеются информационно-технологические и экологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых геоэкономических полюсов.
Таким образом, глобализации определяется в зависимости от выбранного типа связанности больших многомерных пространств. Прежде всего обратим внимание на различия просвещенческого, неолиберального и эзотерического глобализма, данные А.С. Панариным в книге «Искушение глобализмом» (2002).
Просвещенческий глобализм — формирование единого мирового пространства на принципах европейского Просвещения. Использовался в качестве основной приманки для советской интеллигенции, сыгравшую роль разрушителя отечественного социокультурного пространства. В отличие от пропагандируемого в 90-е годы просвещенческого глобализма реальное содержание современных процессов интернационализации на основе американских ценностей в интересах капитала США хараткеризуется как американский монопольный глобализм.
Неолиберальная глобализация — интернационализация экономической, политической и культурной жизни человечества, сопровождаемая игнорированием многих цивилизационных императивов. Это учение западных фундаменталистов о всесильном рынке и мировой справедливости. Запад во главе с США выступают за глобализацию в области политики, экономики, финансов, информации и культуры, сопровождающуюся ограничением национальных суверенитетов. Одновременно новая американская администрация консервативных демократов, пришедшая на смену либеральных демократов, отказывается ограничить суверенитет Соединенных Штатов по важнейшим мировым проблемам международного сообщества (стратегическая стабильность, противоракетная оборона, дальнейшая либерализация торговли, глобальная экология и др.). Вера в неолиберализм оказалась опасной иллюзией, представляющей угрозу для национальной безопасности. Неолиберальная глобализация благоприятствовала «разбазариванию» национального богатства постсоветских государств и вывозу капитала за границу.
Эзотерический глобализм(тайный, предназначенный для посвященных) — интернационализация элит, формирование мирового клуба избранных преимущественно из стран «золотого миллиарда». Кроме того, Запад поманил поскоммунистические элиты, получившие за продажу своих стран гарантии их собственности, приватизированной в особо крупных размерах. После выполнения этих функций, национальные элиты, превратившиеся в «элиту в законе», были отвергнуты Западом, как представляющие угрозу идеалам правового гражданского общества.
Выделяются противоречивые тенденции экономической и этнической глобализации. Экономическая глобализация характеризуется процессом формирования и развития единого мирового экономического (преимущественно финансового) и информационного пространства, обеспечивающий ускорение оборачиваемости капитала и внедрения новых идей. Её переплетение с мафиозными субкультурами привело к криминальной (мафиозной) глобализации.Формируется единое мировое пространство криминальной экономики. Здесь в качестве своеобразных транснациональных корпораций выступает этнические группировки, среди которых численностью и организованностью выделяются китайские триады.
Этнический глобализация проявляется во влиянии крупных диаспор и этнического предпринимательства на формирование единого пространства. Здесь выделяется еврейская и китайская диаспоры. Еврейская диаспора выступила в качестве носителя преимущественно американских неолиберальных ценностей «открытого общества». В отличие от евреев, ассоциирующих «землю обетованную» с Америкой, китайская диаспора является носителем традиций Великого китайского порядка.
В новой книге американского экономиста Лестера Туроу «Фортуна сопутствует смелым» (2003) исследуются противоречивые процессы глобализации. Экономическая мощь США, обеспечивающих 31 % мировой добавленной стоимости и 23 % мирового валового продукта, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности национальных валют, лидерство в высоких технологиях, темы экономического роста, возможность политического и силового влияния на остальной мир, делают Соединенные Штаты лидером глобализации. Однако, Америка, по мнению автора, может стать и наиболее серьезным её оппонентом, если глобализация не станет увеличенной в масштабах американской экономикой.
Степень развитости государств не может быть определена показателем ВВП на душу населения. Высокоразвитые страны должны быть способны самостоятельно создавать новые технологии. Экономики Японии и Южной Кореи развивались на основе копирования западных технологий. Японская экономика остановилась в развитии, когда потребовался переход к собственному производству высоких технологий. ВВП Японии в 2002 г. составил лишь 116 % к 1990 г. Китай и другие азиатские НИС пошли по пути «обучения» новейшим технологиям. Этот подход в отличии от «копирования» еще больше развращает. Не может быть вечной стратегия роста на основе экспорта. Поэтому китайское столетие наступит не скоро.
Америка стала мировым центром, который не могут миновать финансовые и торговые потоки. Если Азия подвержена кризисам как регион, базирующийся на развитие экспорта, то Америка подвержена кризисной зависимости от импорта. Американские заимствования отличаются от остального мира. У большинства стран долги накапливаются в долларах, тогда как Америка может их печатать. Поэтому проблема заключается не в возможности дефолта, а в потенциальной возможности ухода иностранных инвесторов от долларовых активов, что прекратит финансирование дефицита американского платежного баланса.
Обострение существующих или порождение новых проблем, вызванных противоречивым процессом глобализации, особенно наглядно проявилось в глобальных вызовах. «Вызовы» являются следствием новых факторов в мировом развитии, нарушающих стабильность нормального функционирования механизмов воспроизводства общественной жизни, межцивилизационных отношений, международных политических и экономических отношений в границах существующего мирового порядка.
Существуютконкретные военно-политические, экономические и другие угрозы, вызывающие необходимость незамедлительных действий по их устранению. К мировым угрозам относятся терроризм, религиозный экстремизм, этническая вражда, неконтролируемая миграция, незаконная торговля оружием и др.
Технологические достижения человечества создают глобальные проблемы и угрозы, противоречащие институционализированному языку существующего контроля, например, Чернобыль, атака террористов против Америки. По мнению немецкого политолога У. Бека формируется «глобальное общество риска», в котором, как правило, «взрывается» ответственность государственных институтов, оказывающиеся беспомощными при соприкосновении с действительностью.
В процессе трансформации международных отношений возросла популярность фундаментализма — учения о «истинных» основах бытия. Фундаментализм рассматривают как реальную альтернативу глобализации, как общественное, идеологическое, религиозное движения, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, «возвращение к истокам». Различается религиозный, рыночный и национальный фундаментализм. Религиозный фундаментализм зародился в западном христианстве, ныне особенно характерен для ислама. Политический и рыночный фундаментализм типичен для Восточной Европы.
Религиозный фундаментализмвозвращает к традиционным религиозным ценностям, предшествующим Новому Времени. В христианской цивилизации выделяются фундаментализмы протестантский (евангелистский) и православный (старообрядческий), с которыми связывают «дух капитализма». Исламский фундаментализм трактуется как «возвращение к праведным предкам» или на «дорогу к Мекке». Является восточным аналогом европейской Реформации (опора на духовное водительство и народовластие). Как политическая идеология имеет антизападную направленность и опирается на антикапиталистические настроения социальных маргиналов и других слоев общества, пострадавших от попыток модернизации (вестернизации).
Рыночный фундаментализмявилсяэкспортом рыночных отношений в постсоветское пространство, пораженное радиацией воинствующего атеизма. Способствовал доминированию духа наживы над моралью, честью и долгом, привел к становлению криминально-коррумпированных демократий с исключительно выраженным социальным неравенством и «элитой в законе». Рыночный фундаментализм стал детонатором для протестного исламского фундаментализма.
Национальный фундаментализм проявляется в попытках противопоставить воинствующий провинциализм правовому гражданскому обществу.
***
Большие многомерные пространства мировых цивилизаций наглядно иллюстрируется полицентризм в подходах к устройству мирового порядка. Каждая цивилизация предложила определенную сопряженность Космоса (Природы), Полиса и Души или Мысли, Власти и Капитала и добилась успехов в своем социальном времени.
Таким образом, согласно цивилизационной геополитике, благоденствие государства зависит не только от размеров природного богатства.Можно иметь большие запасы природных энергетических ресурсов и оставаться бедным. В мире общеизвестны и другие примеры, когда обделенная природным богатством страна становится процветающей. Значит все дело в пропорциях, соотношении между источниками созидательной энергии человека и другими ресурсами.
Несмотря на различия в цивилизационных теориях и концепциях мироустройства, их объединяет высокий интеллект ученых-классиков, генерация новых идей и, самое главное, философский подход к анализу сложных явлений через пограничные состояния многомерного коммуникационного пространства. Несомненно, что споры вокруг возможного нового мирового порядка будут продолжаться. А мы обратимся к историческому цивилизационному опыту мироустройства.
Резюме
Примером эффективного многомерного пространства служит древнегреческая цивилизация. Древняя Греция — не география, а состояние. Здесь на рубежах энергонасыщенных контактных зон природной суша-море и евразийской социокультурной образовался Великий Эгейский океан многомерного коммуникационного пространства (множество упорядоченных, соотнесенных мест), где открытые миру центры (полисы) везде, а периферия — нигде.
Цивилизационный (культурно-генетический) код — исторически сложившаяся система коммуникаций (отношений), обеспечивающая целостность и защиту от внешних Вызовов Большого многомерного пространства цивилизации.
Цивилизации управляют духовным прогрессом человечества. Духовность — основной «двигатель» общественных реформаций цивилизаций.
Свобода личности — тяжелый моральный груз и ответственность, измеряемые совестью. Совесть это долг человека перед природой.
Маргинальные субкультуры (кланы) являются своеобразной “свечой зажигания” межцивилизационного диалога.
Открытость к другим культурам не должна сводиться к слепому заимствованию чужих традиций.
Насильственное внедрение во имя «безграничной справедливости» “прогрессивных” культурно-исторических традиций приводит к разрушительным последствиям для другой цивилизации.
Аморальна и разрушительна по своей природе попытка отказа от собственной «почвы» путем заимствования ценностей другой цивилизации в духовной сфере.