Понятие и стадии законотворчества
Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов, прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.
Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Парламента, Правительству, Конституционному Совету, Верховному Суду РК;
2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в с заслушивания доклада, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три под стадии:
а) принятие закона Парламентом (законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов);
б) одобрение закона Сенатом(закон считается одобренным Сенатом, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 15 дней он не был рассмотрен Сенатом»;
в) подписание закона Президентом РК (Президент в течение 15 дней подписывает одобренный закон и обнародует его);
4) опубликование закона (как правило, конституц. законы и законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом; неопубликованные законы не применяются).
Систематизация НПА: понятие и виды
Систематизация - это упорядочение НПА, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им.
Выделяют такие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения НПА без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юр. значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятая), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения НПА без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юр. значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.);
3) кодификация - форма систематизации путем объединения НПА в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечиваются их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Юридическая техника
Юр. техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юр. техники является текст правовых актов, информационное воплощение юр. предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.
Юр. техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юр. техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
К техническим средствам относят юр. термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юр. конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).
К техническим правилам относят:
1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).